Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития

kriticheskoe_myshlenie_eto_prostymi_slovami

Многие хотят узнать определение — критическое мышление это: простыми словами, но для более глубокого представления о нем, нужно поговорить для чего оно и как развивать.

Наше время — это время распространения клипового мышления, тотального доверия любимому блогеру, использования гифок и эмодзи для выражения мнения. Не самые удачные способы взаимодействия с миром. Критическое мышление противостоит этому.

Кроме того, с таким мышлением можно сориентироваться в среде перепроизводства информации и получить множество благ и свобод, о которых пойдет речь ниже.

emodzi_dlya_vyrazheniya_mneniya

Что значит критическое мышление

Суть критического мышления – это понимание действительного положения дел через объективную оценку информации, убеждений и аргументов. А также осмысление самого процесса мышления.

Критическое мышление можно описать как «мышление о мышлении». Это означает, что вы можете понять, как работает ваше восприятие, чтобы выявить недостатки в своих рассуждениях и избежать предубеждений.

Такое мышление — противоположность догматическому.

Цель критического мышления схожа с целью науки и философии— поиск наиболее точного объяснения реальности, доступного нам на данный момент.

Оно включает логическое и проблемное мышление, а временами и творческие элементы мышления.

Человек с критическим складом ума не оценивает свои высказывания как абсолютно верные и исчерпывающие. И если он получит новые данные и аргументы, то сумеет понять, что его суждения не соответствуют истине, и будет готов искать новые пути решения.

Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития
Бесплатно

Скачать дополнительные материалы для развития ассоциативного мышления

Вконтакте
Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития



Телеграм
Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития
Скопируйте команду для бота: /21

Мыслить критически это значит:

  • Четко отделять факты от мнений. Следует осознавать: принято ли решение на основе знания фактов или на основе чужого мнения.
Факты – это то, что действительно произошло, это отражение фрагментов действительности.
Этот фильм относится к жанру фэнтези.
Мнение – это суждение о чем-то, выражение отношения, оценочная информация, недоступная для непосредственной проверки.
Этот фильм — мой любимый.
  • Определять цели сообщения, понимать позицию автора сообщения.
  • Определять собственную позицию.
  • Видеть неточности и ошибки в сообщении.
  • Выделять главную мысль.
  • Уточнять информацию в справочниках

Чтобы мыслить критически, абсолютно необходимо эффективно направлять внимание, помня о том, что:

Главное правило критического настроя — не спешить и не брать в расчет первые впечатления и предубеждения.

Зачем нужно критическое мышление

Не принимать на веру бездоказательные утверждения. Иначе мы будем постоянными жертвами рекламы, аферистов, некомпетентных рекомендаций, лживой информации.

Находить решения. Решения на основе собранной и проанализированной информации, без предвзятости.

Понимать процесс мышления и пользоваться мыслительными операциями, чтобы его непрерывно совершенствовать. 

Исследовать тему с разных сторон. Как минимум с 6. Ниже показано как.

Формировать объективный взгляд на предметы и явления. Самостоятельный взгляд, основанный на фактах, а не мнениях других.

Излагать и аргументировать свою точку зрения. Логическая и психологическая аргументация – основа влияния на других.

Минимизировать предвзятость. У нас есть тенденция использовать новую информацию для подтверждения существующих убеждений, а не для того, чтобы поколебать их или опровергнуть.

Чтобы не расценивать свои знания, как догму – неопровержимую истину.

Когда меняются факты я меняю своё мнение

Дж. Кейнс, английский экономист

Признаки критического мышления

Самостоятельность. Собственные мысли и суждения, аргументы и утверждения, созданные на уникальном опыте и источниках информации. А не слепое следование чужим идеям.

Знания как фундамент. «Изучайте матчасть». Знания не как цель, а лишь как начало пути, пища для выводов, умозаключений, суждений, утверждений.

znanie_pomogaet_myslit'_kriticheski

Есть вопрос. Критический тип мышления двигается от вопроса к вопросу. Именно правильные вопросы помогают исследовать тему и решать проблемы.

Аргументированность. Аргумент — это языковая единица речи человека с критическим мышлением. Он состоит из трех основных элементов: тезис, аргументы или доводы, вывод

Социальность. Во время передачи мысли другому, она получает обратную связь и дальнейшее развитие. Критический тип мышления проявляется среди людей.

Объективность. Максимально абстрагироваться от своих непосредственных реакций и предпочтений и увидеть факты.

Скептицизм. Отказаться принимать утверждение на веру и вместо этого обдумать, насколько оно заслуживает доверия.

Людям с критическим складом ума свойственны такие характеристики:

  • Гибкость. Использовать разные подходы, смотреть с разных сторон, пробовать изменить инструментарий.
  • Настойчивость.
— Можно уже в начале испугаться сложной задачи и сдаться.
— Можно пойти и остановиться в середине пути.
✓ Или пройти сквозь трудности и найти решение.
  • Составлять планы. Они экономят ресурсы: время, деньги, энергию.
  • Признавать ошибки. Ошибка для мыслящего критично — это необходимый опыт, более точное понимание вопроса.
  • Компромиссность. И волки сыты, и овцы целы. Стратегия на выигрыш всех участников проблемы.
  • Осознанность. Одна из самых важных характеристик. Она не дает окунуться в эмоции и держать в поле зрения направление движения.

Критически мыслящие люди развивают привычку к самосознанию собственного мыслительного процесса.

Как научиться мыслить критически

Чтобы развить критическое мышление, нужно овладеть навыками:

▂ Использовать такие мыслительные операции как: анализ, синтез, оценка в работе с разными источниками информации.

▂ Задавать вопросы разных типов и отвечать на них, исходя из особенностей источника информации или ситуации

▂ Отличать факты от мнений, выявлять направленность и необъективность информации.

▂ Осуществлять поиск информации, используя различные тексты и источники, структурировать, систематизировать и критически оценивать ее.

▂ Находить, понимать и оценивать аргументы в тексте и высказываниях других людей.

▂ Строить собственные аргументы и оценивать их, использовать контраргументацию и опровержение.

▂ Конструировать тексты различных видов в устной и письменной формах.

▂ Участвовать в дискуссиях, эффективно отстаивая свою позицию.

Процесс критического осмысления

Он включает несколько мыслительных операций, которые составляют основу мышления.

Понимание

Суть понимания выражена в форме синквейна.

Понимание.
Приходящее, поясняющее.
Привожу примеры, классифицирую, сравниваю.
Сторонние знания встраиваю в собственную нейронную сеть.
Ага!

Анализ

Анализ – мыслительная операция расчленения целого. Анализировать значит уметь:

  • выявлять признаки объектов, в т. ч. функцию
  • разделять целое на составные части, что помогает выявить структуру изучаемого объекта, его состав
  • выявлять взаимосвязи между выделенными частями
  • определять принципы организации целого и изображать их схематически
  • находить связи изучаемого объекта с другими объектами

Синтез

Синтез – умение комбинировать элементы так, чтобы получилось целое, обладающее новизной. Процесс анализа частей — это предпосылка синтеза.

myslitel'naya_operaciya_sintez
Рассказывают, что у одного трактирщика украли его любимого петуха. Он объявил, что за «петушиный хвост» готов отдать половину своего заведения и дочь в жены. Об этом услышал влюбленный в девушку молодой офицер и нашел воришек.

Когда он вернул петуха, трактирщик устроил пир, а дочь, готовившая напитки, так разволновалась, что смешала все что было в один напиток. И он оказался не так уж плох.

Кок-тейль от англ. «петушиный хвост«

Чтобы синтезировать необходимо уметь:

  • Генерировать идеи – предлагать различные гипотезы или способы действия с частями целого.
  • Планировать деятельность – составлять перечень действий, для достижения в синтезе собственной цели.
  • Практически создавать новый продукт – соединять выделенные в ходе анализа части так, чтобы появилось новое.

Оценка

Оценка – это мыслительная операция, которая помогает принимать правильные и/или справедливые решения, отталкиваясь от исходной информации.

В процессе выработки оценки формируется оценочное суждение. Оно опирается на результаты понимания, анализа и синтеза.

Суждение содержит количественные и качественные оценки и основывается на критериях.

kak_stroyatsya_ocenochnye_suzhdeniya

Для оценивания необходимо на основе критериев уметь:

— Давать сравнительную оценку объектам.
Самый спелый помидор.
Это значит ответить на вопросы: «Соответствует ли… И насколько?

— Определять, объяснять, обосновывать свое отношение к объекту оценки.
Этот помидор больше других подходит мне для еды.

Критические вопросы

Критические вопросы — это проверка на прочность высказываемых идей. С их помощью мы узнаем недостающие сведения для формирования собственной оценки, суждения или решения задачи.

Есть несколько разновидностей вопросов, которые применимы в зависимости от задачи:

ВопросВопросительные слова
На получение знания (информации)Что такое?
Где?
Когда?
Что именно?
Сколько?
Какие примеры?
На понимание информацииКак передать другими словами?
Как вы понимаете?
Как другими словами пояснить?
Что означает?
Что вы имеете ввиду?
На поиск возможностей использования, применения информацииВ каких еще ситуациях можно применить?
С какой целью?
Кто может использовать?
Чем может быть полезно?
Что может повредить?
На анализКаковы основные элементы?
Из чего состоит?
К какой группе относится?
Каковы причины?
Каковы признаки?
Как устроено?
Каковы функции?
В чем сходство/различие?
На синтезО чем говорит наличие таких элементов как?
Как связаны?
В чем связь между?
Что общего между?
Какой вывод можно сделать из фактов?
Объясните, почему?
Почему вы думаете?
На оценкуХорошо или плохо?
Какие преимущества или недостатки?
Правильно или ошибочно?
Эффективно или неэффективно?
Понятно или нет?
Доказано или недоказано?
Согласны ли Вы, что? Почему?
Верно ли, что? Почему?

Использование совокупности всех вопросов – системы, позволяет тщательно и подробно изучить предмет со всех сторон.

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления внедряется на уроках в 29 странах мира.

Ее также можно использовать и дома, с одним учеником.

ТРКМ – объединение разных приемов, направленных на создание интереса к теме, глубокого осмысления изучаемых идей и связей, а затем и присвоения новой информации.

Урок с применением технологии состоит из трех этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

1 этап. Вызов

Направлен на создание интереса ребенка к теме, на вспоминание уже имеющихся фактов по предмету и придание значимости этой темы.

stadiya_vyzov

Для этого необходимо:

  1. Чтобы ребенок говорил то, что знает и не боялся допустить ошибку.
  2. Записывать все, что будет сказано. С этим пойдет работа на следующих этапах. Никаких оценок высказываниям не даем.
  3. Определить учебную проблему или несколько проблем.

Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний. Они вызывают у ребенка познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.

Для стадии Вызов используют такие приемы:

Корзина идей
Дерево предсказаний
Верные и неверные утверждения
Ключевые слова
Кластер
Мозговой штурм
Круги на воде

Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

2 этап. Осмысление

Здесь происходит освоение новых идей, сопоставление изучаемого с тем, что уже знает, систематизация, отслеживание собственного понимания.

stadiya_osmysleniya

На этой стадии ребенок делает следующее:

  • Знакомится с новыми знаниями.
  • Связывает то, что только что узнал с той информацией, что уже есть.
  • Ищет ответы на вопросы, которые были поставлены на этапе Вызов.
  • Отмечает, что ему нравится, вызывает интерес из нового материала, о чем хотел бы узнать подробнее.
  • Подготавливается к высказываниям на тему.

Для стадии Осмысления характерны следующие приемы:

Инсерт
Чтение с остановками
Сводная таблица
Уголки
Лови ошибку
Логические цепочки
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Фишбоун
Ромашка Блума
Сюжетная таблица

skachat'_karty_proppa
Бесплатно

31 карта Проппа
для распечатки

Вконтакте
Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития

Телеграм
Критическое мышление это: простыми словами. Что нужно для его развития

Скопируйте команду для бота: /20

3 этап. Рефлексия

Этот этап направлен на обобщение и формирование картины полученных знаний, проявление собственной точки зрения на изучаемый материал и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения.

stadiya_refleksii

Ученик выполняет следующие действия:

  • Использует полученные навыки.
  • Производит анализ информации.
  • Выносит оценочные суждения.
  • Фиксирует рассмотренный материал в виде собственных выводов.
  • Составляет схемы, перечень аргументов, доказательств.
  • Проводит ревизию достоверности уже имеющихся знаний и дополняет новыми.

Для этапа Рефлексия используют следующие приемы:

Шесть шляп
Синквейн
Тонкие и толстые вопросы
Эссе
Рафт
Свободное письмо
Кубик Блума
Денотатный граф


Выводы:

  1. Критический тип мышления один из важнейших навыков нашего времени.
  2. Критическое мышление можно и нужно развивать. Уже в начальной школе.
  3. Оно помогает нам быть свободными: от собственных предвзятостей, чужих мнений, навязанной пропаганды.
  4. С ним мы делаем обоснованный выбор, принимаем взвешенные решения.
  5. Критическое мышление позволяет строить сильную аргументацию и убеждать других в своих суждениях.
  6. Люди, обладающие критическим складом ума умеют работать с информацией: анализировать, находить ответы, создавать новые идеи, излагать их в различных формах.
Источники:

Основы критического мышления Киев, 2009, стр. 150
Т. Чатфилд Критическое мышление М.: «Альпина Паблишер», 2019, стр. 330
Н. Непряхин, Т. Пащенко Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни М.: «Альпина Паблишер», 2020, стр. 192
Д.М. Шакирова Критическое мышление Казань, 2019, стр. 151

Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться