Кластер: метод обучения в 6 шагов с примерами

klaster_metod_obucheniya

Эта статья описывает кластер – метод обучения не только младших школьников, но и машин. Здесь речь пойдет об его использовании в школе/дома на занятиях.

Кластеризация — отличная стратегия изучения новой информации, особенно полезная для визуалов, которые любят рассматривать, а таких большинство. Самый значительный, на мой взгляд, плюс метода – появление интереса к учебе.

Кластер это что: в чем суть метода

Кластер — это графическое отображение мыслительного процесса при изучении темы. В результате нашего исследования с использованием метода получается карта территории — темы. Карта позволяет:

  • выбрать интересное для себя направление дальнейшего изучения
  • увидеть взаимосвязи, которые были незаметны без нее
  • удивиться как много знаешь по данному вопросу
  • выстроить сеть, сито в котором новые знания закрепятся надежнее

Cluster, англ. — рой, гроздь, скопление

Кластер – наглядная структура, скелет объекта изучения. Он похож на интеллект-карты, майнд-карты, разница в исполнении и последовательности действий.

metod_klastera_skhema
Схема кластера

Как создание, так и воспроизведение кластера тренирует много мыслительных навыков ученика. Также оставляет глубокий след знания вопроса, его внутренних и внешних связей.

А еще кластер – это инструмент технологии развития критического мышления, системного мышления и креативного. Об этом ниже.

Цели метода кластер

✔️ Подготовка к восприятию новой информации.

Это как подход спортсмена к снарядам или музыканта к занятиям на инструменте. Сначала рука холодная, пальцы малоподвижные. Но постепенно, переходя от упражнений к основному занятию, пальцы разогреваются, становятся гибкими, появляется беглость. Тогда можно покорять новые вершины.
Также происходит изучение информации с помощью метода кластер. Сначала вспоминаем слова, которые лежат на поверхности, разогреваемся. А когда приходит время изучать материал, уже мышление готово и погружено в работу.

klavishi_ruki

✔️ Раскрепощение ума

Все требуют от детей ПРАВИЛЬНЫХ ответов. Чаще всего этот верный ответ — один. И только он – хорошо, остальные ответы – плохо. Ребенок учится в режиме знаю – не знаю. Кластер – это игра, где нет неверных ответов, нет страха ошибки, а есть вопрос «что еще?» Так ученики выходят за пределы уже известного путем свободных ассоциаций. Расслабляют эмоциональную и интеллектуальную хватку «правильного ответа».

✔️ Активирование словарного запаса

Если чем-то долго не пользуешься, оно забывается, атрофируется. А большой словарный запас — это возможность выразить свои мысли точнее и ярче. Поэтому упражнения, связанные со словами, их смыслами полезны и целесообразны для развития речи и мышления. Кроме того, мы рыхлим почву, подготавливаем поисковое поле для новых знаний.

vskhody_na_pole

✔️ Определение цели изучения темы

 Дети, пока составляют кластер, находят те вопросы, на которые не знают ответа и хотели бы его найти. Какой-то блок информации вызывает наибольший интерес. Поэтому вместо того, чтобы пытаться запомнить весь текст, ребенок погружается в то, что волнует, попутно запоминая и остальное.

✔️ Развитие мыслительных навыков ребенка

Мышление нужно не только во время учебы, но и в повседневной жизни. И чтобы в жизни оно включалось чаще и эффективнее, необходимо в учебное время его задействовать больше. А не только запоминать.

Какие мыслительные навыки развивает применение метода кластер

Устанавливать причинно-следственные связи. Докапываться до сути, зреть в корень, искать причины — такой образ мышления закладывается при построении кластера. Что позволит вносить изменения в свою жизнь.

Простраивать иерархию, пирамиду значимости. Ставить одно в подчинении другому помогает в организации своего времени и планов дел.

Строить прогнозы. Заглядывать в будущее, предполагать, что вытекает из имеющихся данных. Затем интересно сверить что на самом деле было.

Проводить аналогии. Находить сходство с другими объектами позволяет понимать объект изучения глубже.  Из—за добавочных ассоциаций и представлений.

Задавать вопросы. Ребенок и в школе, и дома отвечает на вопросы. И когда ответа у него нет, то возникает то чувство, когда хочется спрятаться или убежать. На самом деле задавать вопросы  — более продвинутый способ не только добычи, но и проверки знаний. По тому, какие вопросы задает ученик видно уровень владения темой.

Навык задавать вопросы – ключевой для человека с критическим мышлением. А еще с помощью правильного вопроса, можно вывести свои мысли на нестандартные креативные решения.

Выделять главное. Одно из значимых действий в работе с информацией. Сокращать текст до нескольких предложений, а то и слов. При этом суть текста не только не теряется, а становится более понятной, высвеченной.

Системное мышление. Оно открывает ребенку мысль, что все связано со всем. Потянув за ниточку, появляется новый объект с его десятками связей. И вот уже изучаемое можно рассматривать с учетом существования и влияния этого объекта с его ассоциативным полем. Это как стоять перед многочисленными закрытыми дверями и открывать их постепенно. С каждой открытой дверью расширяется то, что знал на эту тему.

Как делать кластер

1 шаг. Определяем тему.

Посередине листа бумаги или доски пишем тему, главное слово, вокруг которого будем разворачивать облако слов.

klaster_primer

2 шаг. Формируем облако слов.

Записываем все слова, которые приходят в голову в связи с главным. Ассоциации, факты, действия, признаки, фразы и целые предложения. Все это размещается в режиме хаоса или облака.

Когда метод только начали применять, можно остановиться на этом шаге. Особенно если работа ведется не в группе, а индивидуально. Потому что детям, кто боится сказать неправильно или пока не понимает, что объект можно рассматривать с разных сторон трудно собрать много слов. Поэтому облако маленькое и следующий шаг не из чего делать.

Нужно пробовать называть слова, связанные с темой, при каждом удобном случае. Превратить в игру. Она увлекательная и порой неожиданная даже для взрослого.

Вот что получилось после первых «ну волк, ну серый».

klaster_primer_volk
Облако слов на тему «волк»

3 шаг. Группируем.

Находим связи, общее между словами и объединяем слова в группы по смыслу. Пока идет процесс, обнаруживаются общие свойства, почему эти слова нужно объединить. Становятся видимыми связи между группами. Можно было бы лису связать со словом хищник и это бы объясняло почему в сказках она вместе с волком против травоядных. Совсем неочевидным было слово «волчок» с разными значениями. Никто не запрещает перетасовать слова и сложить их иначе, чем в примере. По другим категориям.

4 шаг. Создаем структуру.

Теперь мы видим разрозненные группы слов со смысловым ядром. Графически это похоже на планету со спутниками или гроздь, кто как называет. Затем эти планеты, крупные смысловые единицы соединяем с главным словом.

klaster_skhema_volk

У нас получается перечень вопросов, которые нужно изучить, чтобы раскрыть тему. Причем, степень интереса к ним разная. Кого-то привлекает больше оборотень, а кого-то как волков содержат в зоопарке.  Вот тут и появляется поисковый запрос, изучая который информация пойдет без препятствий. Внимание включено на 100%, запоминание естественное (самое эффективное).

Кстати, чтобы понять про оборотней, нужно сравнить их с обычными волками. Для этого нужно почитать и про одних, и про других. И это уже будут знания не ради знаний, а для того, чтобы применить их дальше.

5 шаг. Чтение материала по своему узкому вопросу.

Цель — дополнить группы новыми словами или исправить, если обнаружены ошибки в связях. Их можно выделить цветом, чтобы в конце работы ребенок увидел результат обучения.

metod_klaster_skhema

После первых 4х шагов уже есть структура темы. Поэтому ученик видит текст не сплошным монолитом, а также раздробленным по смысловым блокам. Даже большие объемы.

6 шаг. Озвучивание кластера.

Это и презентация, и запоминание организованного в иерархию материала по теме. Подчеркивание основных и дополнительных связей.

Рекомендации по составлению кластера

  1. Прежде чем предлагать ребенку текст, нужно убедиться в том, что в нем есть большие и малые смысловые единицы информации. Легко ли разделить его на «планеты и спутники»
  2. Первые 2-3 раза нужно помочь вычленять смыслы для группировки
  3. Связи внутри грозди, нужно уметь обосновывать. Если они надуманные, то не критиковать, а попросить показать этот отрывок в тексте, который подтверждает его мнение.
  4. Дети могут менять структуру гроздьев
  5. Чтобы выделить причинно-следственные связи, можно в местах соединения ставить стрелочки
  6. Не нужно бояться большого количества слов. Нужно связать их с другими.

Кластер и технология развития критического мышления

ТРКМ состоит из 3х этапов: вызов, осмысление и релаксация. Кластер можно использовать как для каждого из них, так и на протяжении всего занятия. Положить его в основу. Как было предложено выше.

На этапе вызов с помощью приема «мозговой штурм» дети накидывают слова, которые относятся к теме. Без критики и анализа. Как со стороны взрослого, так и других детей. Чем больше их будет, тем лучше. Даже если они сюда вроде бы не подходят, у каждого свой опыт и ассоциативные связи. Далее эти слова объединяются в группы. Так ученики разогреваются для получения нового материала.

stadiya_vyzov

На этапе осмысления, если только сюда вводится метод, можно дать готовые или создать вместе пустые категории. В ходе чтения или прослушивания информации, распределять по этим категориям, раскрывающие их смысл, слова

stadiya_osmysleniya

На этапе релаксации делаются выводы, сравнения схем кластеров было-стало. Или обсуждение самых неожиданных, интересных, впечатляющих моментов. Зачитывание своих новых связей и целых кластеров.

stadiya_refleksii

Метод кластера на уроке

Кластеры превращают урок в игру. Вместо того, чтобы отсидеться, ученики активно включены в процесс, систематизируют свои знания по предстоящей теме урока.

Его можно оформить на доске и вместе его заполнять. А можно в тетради при индивидуальной работе целиком или частично. Используйте разноцветные карандаши, ручки.

Работать с методом интереснее всего в группах. После определения различных вопросов, связанных с какой-либо гроздью слов, эти вопросы распределяются по группам. Они изучают текст, чтобы найти ответ на свой вопрос и подготовить небольшой доклад или письменное эссе.

Упражнения

Четыре угла 

Четыре угла — это упражнение, которое можно использовать для демонстрации использования метода кластер в обучении. Оно ориентировано на движение. Можно провести в конце урока, чтобы обобщить ключевую информацию и оценить знания учащихся по теме.

Пометьте четыре угла вашего класса названиями категорий (планет) основной темы. В центре поместите коробку с карточками с написанными на них фактами, словами, утверждениями, которые принадлежат какой-либо из 4х гроздьев. Ученикам дается минута, чтобы взять карточку и прочитать информацию. После того, как все взяли по карточке, они встают  по углам, связанным со своим словом

Как только все окажутся в своих углах, попросите одного ученика из каждого угла собрать карточки и зачитать их. Должны получиться гроздья кластера из учеников.

Преимущество занятия в том, что если кто-то ошибся, встав не в тот угол, можно исправить ошибку или уточнить заблуждение, не указывая на личность.

Кластеризация 

Группам дается список слов и утверждений, из которых должны быть сформированы кластеры. Учащиеся могут проявлять творческий подход  — использовать рисунки и цвета.
После формирования гроздьев, группы презентуют свою работу.

Например, по теме природные явления можно дать слова и факты на каждую группу свое явление.

Стикеры 

Хороший способ учиться — учиться на ошибках.

В этом упражнении кластер уже создан. Информация на стикерах случайным образом размещается в различных гроздьях. Учащимся предлагается переставить заметки в правильные гроздья. Им также можно дать дополнительный набор стикеров, чтобы записывать информацию, формировать новые связи.
Кластер: метод обучения в 6 шагов с примерами
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Применение метода кластер

Это универсальный метод — применим на любых предметах и темах.

Написание сочинений

✔️ После того, как будет готов кластер на заданную тему, есть группы слов, связанных по смыслу, написать сочинение становится существенно легче.

✔️ Выгружена голова из ближайших слов, которые занимают оперативную память, чтобы пойти в глубину-ширину и простроить логику текста до конца.

✔️ Когда есть наглядная карта тематических слов, уже разбитая в группы, ее легче наращивать как внутренними связями, так и связями между группами. Находятся смыслы, которые не видны с поверхности. Сочинение получается более содержательным, интересным и, возможно, с неожиданными выводами.

✔️ Даже младший школьник может выдать тексты совсем другого качества с кластером, чем без него. Это из-за разогрева мышления и подготовки карты.

Понимание процесса познания

Если использовать разные цвета для старой и новой информации, то будет очевиден прирост новых связей. Мы присоединяем к известному – неизвестное. Так работает память.

Чем мельче ячейки тематической сети, т. е. много знаний и связей между ними, тем больше единиц информации в ней застревают. Значит ребенок больше запоминает.

Если тема изучается длительное время, то кластер, созданный на первом занятии, накапливает новую информацию. Ребенок ВИДИТ прирост.

Творчество

Вот у нас есть выгруженный кластер на тему. А что, если мы изменим одно из слов на противоположное. Как поменяются остальные слова? Поменяется мир, связанный с этим объектом? Какие новые проблемы и противоречия возникнут? Какие истории появятся? Какие новые связи образуются?

Вот тут и рождается творчество, как художественное, чувственное, так и техническое, изобретения.

Из примера кластера про волка: злой поменять на добрый, ночной на дневной или придумать сказку про волка, который мог после вращения волчком превращаться в зайца или Красную Шапочку.

Для определения индивидуальности детей

Как уже говорилось выше, одно слово активирует множество других. Ребенок не обязан всем интересоваться, Какие-то вопросы его привлекут больше, какие-то меньше. Это нормально. Пусть изучает то, что нравится по данной теме. Так он выражает собственную личность, свои способности (для тех, кто на семейном обучении).

Для наблюдательного родителя/педагога выбор ребенка будет меткой: что ему откликается, на что он реагирует. В дальнейшем эти наблюдения можно использовать для создания интереса к новой теме. Потому что изучать информацию на том, что нравится, значит грести по ветру, без сопротивления. 


Выводы:

  1. Метод кластер можно использовать как игру на активизацию словарного запаса по теме, тем самым разогревая познавательный интерес и создавая поисковое поле.
  2. Кластер показывает те связи, которые уже знает ребенок и помогает найти новые.
  3. Изучение материала после составления кластера идет на более осознанном уровне и с конкретной целью. Это увеличивает шансы на глубокое понимание и долгосрочное запоминание.
  4. Кластер организует большие блоки информации в стройную логичную иерархию. Это позволяет проследить главные и дополнительные идеи, а также связи между ними.
  5. Детям весело составлять облака слов и случайно выходить на неожиданные направления исследования темы. Он стимулирует появление вопросов – а это основа успешного образования.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Примените метод кластера для изучения темы или обобщения пройденного. Это может быть только облако слов или уже творческая работа, сделанная на основе найденных идей в кластере.


Кластер: метод обучения в 6 шагов с примерами
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться