Прием «Мозговой штурм»/брейншторм: как за 7 шагов прийти к новым решениям

priem_mozgovoj_shturm

Дело в том, что успешный брейншторминг может решить проблему. Однако нужно знать, как это действительно осуществить.

Эта статья о приеме «мозговой штурм», правилах, видах, а также особенностях проведения, в т. ч. на уроках с детьми.

Бывают случаи, когда в течение 60 минут плодятся десятки идей, но реальных решений в итоге нету. Но это не должно быть так. 

Что такое мозговой штурм

Мозговой штурм — один из эвристических методов творческого решения проблем.  Он находит применение везде, где нужно что-то улучшить или придумать с нуля.

Существует множество вариантов мозгового штурма. Ниже вы найдете краткие описания 6 видов брейнсторминга. Яркий пример брейнсторма – передача Что? Где? Когда?

yula_chto_gde_kogda

Автор мозгового штурма

Создатель приема «мозговой штурм» Алекс Осборн, очень рано начавший свою управленческую карьеру. В 19 лет он занимал должность вице-президента одного из крупнейших рекламных агентств мира — BBDO . Свой мозговой штурм он разработал в 1930х гг. 

Его профессиональной карьеры коснулась Великая депрессия, поэтому потребность в создании креативных решений тогда была особенно велика.

avtor_mozgovogo_shturma
Алекс Осборн

Осборн утверждал, что существует два принципа повышения «идеальной эффективности»:

  • избегать критики
  • количество важнее качества

Цель мозгового штурма

Основная цель брейншторминга — генерация как можно большего количества необычных, нестандартных, оригинальных идей для поиска причин и решений проблемы за ограниченное время.

Но любой инициатор его проведения может ставить и другие цели, не менее значимые. Например,

✔️ слушать других, уважать их и свое мнение

✔️ находить что-то положительное и рациональное в любой, даже самой захудалой идее

✔️ показать, что мысли можно развивать усилиями разных людей

✔️ сплотить и мотивировать коллектив (как авторов реализуемого решения)

✔️ научиться кратко и точно излагать свои мысли

Недостатки брейншторма

Несмотря на свою популярность, у мозговых штурмов есть свои недостатки и проблемы. Рассмотрим их для того, чтобы ниже предложить решения, которые нейтрализуют эти минусы.

Плохо организованные мозговые штурмы тратят впустую время и энергию.

Когда говорит один человек, другие слушающие участники могут следовать за ходом мыслей говорящего и забывать или отвергать свои собственные идеи. Кроме того, им приходится выполнять сразу 3 операции:

  • удерживать внимание на том, кто говорит
  • помнить свои еще невысказанные гипотезы
  • обдумывать новые

Это очень сложно.

По мере того, как люди начинают делиться своими мнениями, окружающие начинают подстраиваться под эту линию мышления, что в итоге ограничивает разнообразие обсуждаемых решений.

Несмотря на то, что при проведении брейнсторма есть запрет на критику, некоторые люди не хотят высказывать свои мысли из-за:

  • опасений показаться глупым
  • «социальной лености» — пусть другие отдуваются, а я послушаю

Исследователи этого метода пришли к выводу, что одно и то же количество людей выдает больше гипотез, работая в одиночку.

Мозговой штурм также может несправедливо благоприятствовать экстравертам. Такая ситуация препятствует получению ценной информации, которую могут предложить интроверты.

60-75% времени говорят экстраверты

Возможные ошибки проведения

Мозговой штурм и совещание – по целям разные мероприятия. Регламент в первом случае противопоказан, он ставит рамки и закрепощает сознание. Во втором же случае он – двигатель процесса.

✔️
Совещание + РегламентМозговой штурм + Регламент

Запись ведущим «от руки» при настоящем брейншторме, где мысли сыпятся одновременно физически невозможна. А останавливать процесс для того, чтобы успеть записать, означает все поломать. Поэтому лучше использовать диктофон или камеру.

✔️
Диктофон/КамераРучка + Бумага
(за исключением проведения мозгоштурма в школе)

Нет понимания как довести предложения до рабочих решений.

Нет критериев оценки идей.

Как решать эти вопросы описано ниже.

Правила проведения мозгового штурма

Легче смягчить дикую идею, чем придумать новую

Алекс Осборн

Основные правила:

Безудержное воображение. Оно побуждает к подаче оригинальных, нестандартных идей — в этом суть мозгового штурма. Даже из нереалистичного предположения можно вывести вполне полезное решение.

Предложите как можно больше идей. По мере их увеличения увеличивается вероятность найти лучшую. Можно развивать существующие и комбинировать их для получения новых, лучших решений.

Никакой критики. Избегайте фраз, критикующих гипотезу и ее создателя.

Дополнительные, но не менее рабочие:

  1. Будьте краткими

Время мозгового штурма должно быть строго определено. Ограничение также создает давление, поэтому участники могут быть еще более мотивированы на активное участие.

30-60 мин.
идеальная длительность

  1. Небольшая группа

Как на кухне может быть слишком много поваров, так и во время мозгового штурма может быть слишком много людей. Пусть группа участников будет небольшой. Таким образом, у каждого будет возможность быть услышанным, и можно будет вести более конструктивный разговор.

Важно, чтобы в группе не было иерархических отношений, потому что присутствие руководителей может ограничивать креативность подчиненных. Хорошо, если 2/3 группы составляют специалисты в данной области и 1/3 неспециалисты.

меньше 10 чел.
лучшее количество

  1. Уточните проблему, которую нужно решить

Лучшие идеи приходят, когда группа точно понимает, какую проблему они пытаются решить.

Когда много вопросов, есть соблазн разобраться со всеми ими за одну встречу. Однако это не лучший подход. И время, и творческие ресурсы ограничены. Для того чтобы сохранить вовлеченность и креативность участников, и чтобы не закрался хаос, лучше всего ограничиться одной проблемой или, по крайней мере, уменьшить количество вопросов, насколько это возможно.

1 шт.
проблема

  1. Попросите группу подготовиться индивидуально

Многие думают, что команда просто появится в определенное время в определенное время и начнет пытаться превзойти друг друга в новых идеях. Однако на практике это так не работает. Даже те, кто создают блестящие креативные концепции, будут более эффективны, когда подготовятся к такой встрече. Поэтому рассчитывать на какой-то поток не приходится .

Исследования показали, что люди, как правило, придумывают лучшие варианты решений, когда сначала думают в одиночестве . Затем, когда группа собирается вместе со своими заготовками, они могут более эффективно сотрудничать для выявления и разработки лучших решений.

  1. Роль ведущего

Хороший ведущий имеет решающее значение для успеха мозгового штурма. Его работа заключается в том, чтобы направлять дискуссию и держать группу в тонусе.

  1. Приятная обстановка

Члены команды, которые чувствуют, что их мнение важно и могут свободно выражать себя, будут действовать совершенно иначе, чем те, кто боится насмешек или негативных комментариев. Поэтому лидер мозгового штурма должен убедиться, что страх критики или оценки не мешает творческому мышлению. Участники собрания должны чувствовать, что их мысли имеют значение и что глупых идей не бывает.


pravila_mozgovogo_shturma
  1. Работа не заканчивается с окончанием встречи

Первоначальный сбор или даже разработка концепции — это еще не конец пути. Многие идеи требуют дальнейшего изучения. Может есть лучшие решения, которые команда забыла во время обсуждения? Или, может быть, какой-то важный вопрос, который будет важен для успеха проекта, был полностью опущен?

По этой причине все же стоит проводить анализ после каждого такого мозгового штурма. Запись сессии может быть большим подспорьем.

Этапы мозгового штурма

1. Формирование команды

Желательно, чтобы в сеансе мозгового штурма участвовали люди с разными стилями мышления и характерами. Также хорошо, когда люди знают друг друга.

Сколько человек пригласить? Идеально от 5 до 10 человек. Чем больше группа, тем сложнее ее контролировать.

Подготовьте помещение и убедитесь, что у вас есть все необходимое
Диктофон
Бумага
Стикеры
Ручки
Стулья

2. Выбор модератора/ведущего

Модератором брейншторминга должен быть человек, который:

✔️ знает проблему и поэтому может задать правильные вопросы команде
✔️ может активно слушать
✔️ направляет разговор, если он затихает или уходит не по теме
✔️ соблюдает правила мозгового штурма и требует этого от других
✔️ активирует тех, кто отмалчивается
✔️ объясняет дальнейшие действия в конце встречи

Наличие ведущего гарантирует, что группа остается сфокусированной, а время потрачено с пользой.

3. Определение цели мозгового штурма

Конкретно укажите, в чем заключается проблема и какую цель вы хотите достичь.

Чтобы еще лучше уточнить цель, используйте метод SMART

Нужно ли изложить проблему до встречи? Да

4. Ведение дискуссии

Как только правила и цель будут ясны, вы можете начать встречу.

Желательно, перед основным вопросом размяться и обсудить незатейливую тему, например: 20 приемов использования прищепки.

Когда все разогрелись, можно подавать основной вопрос.

Что делать, если никто не говорит во время встречи? Стимулируйте!
Уберите барьерыПредставьте, что есть все ресурсы, какие нужны для решения: деньги, материалы, люди, время.
Введите барьерыПредставьте, что есть 1000 рублей на решение
Нет нужного материала, оборудования
Проговорите слова, которые никак не относятся к теме. Они могут навести на мысль. И чем более яркий образ, тем лучшекрасный горошек, горящий зонт
Заострите внимание на детали

5. Обсуждение

Это момент, когда вы обсуждаете свои идеи, которые вы получили с вашей командой. Выписываете их на карточки, если работали с диктофоном. Следите за тем, чтобы все предложения были хорошо поняты всеми.

Затем группируете их, удаляете дубликаты.

6. Выбор

Последним шагом является выбор предложений, с которыми мы будем иметь дело на более позднем этапе.

Методы отбора лучших идей
Мультиголосование
Дайте каждому человеку фломастер и попросите его расставить точки над тремя самыми подходящими вариантами.
В конце упражнения посчитаете точки и у вас будет список популярных.
Матрица легкости и эффекта
По горизонтальной оси выбираете Легкость (простота реализации решения), а по вертикальной оси Эффект.
Затем анализируете идею за идеей и пытаетесь сопоставить каждую с определенной областью матрицы.
Матрица критериев
Если у вас есть критерии, которыми вы руководствуетесь при выборе решений, используйте матрицу критериев.
Как это сделать?
  • Шаг 1. Определите критерии , которые важны для вас
  • Шаг 2. Присвойте вес каждому критерию (желательно от 1 до 10, причем 10 очень важно)
  • Шаг 3. Перечислите возможные решения
  • Шаг 4. Присвойте балл каждому решению по каждому критерию
  • Шаг 5. Подведите итоги и выберите решение с наибольшей суммой
ocenka_resheniya_mozgovogo_shturma
Матрица критериев оценки решения

Как видно на таблице решение А занимает место.

7. Следующие шаги

Наконец, поблагодарите всю команду. Определите следующие шаги.

Участники должны знать, что их усилия не были напрасными и что мозговой штурм был эффективным.

Через сутки после окончания брейнсторма список идей можно разослать участникам. Возможно, они добавят новые. Наше подсознание все еще работает над проблемой, хотя мы уже имеем дело с чем-то другим. Поэтому велика вероятность найти решение через какое-то время.

Виды мозгового штурма

Открытый формат

Участники высказывают свои мысли вслух. Это хороший метод мозгового штурма, когда участники непредубеждены, не боятся говорить, а группа не слишком большая.

Все приглашенные высказывают свои мысли и один человек записывает их или используют записывающую технику.

Обсуждение 66 Philips

Вы делите команду на 6 групп , которые отправляются в разные комнаты или в разные части комнаты и генерируют идеи в течение 6 минут .

Затем они представляют результаты, обсуждают их и возвращаются в свои группы. Это упражнение повторяется несколько раз, пока не будут найдены удовлетворительные решения.

Метод 635

Это хороший метод, если вы хотите сгенерировать много вариантов решений за очень короткое время.

6 человек — 3 идеи — 5 минут

Каждый получает лист бумаги. Записывает 3 идеи за 5 минут. Затем он передает листок бумаги человеку рядом с ним, и он получает заполненный лист бумаги от другого человека. В течение следующих 5 минут он добавляет еще 3 своих к перечисленным идеям других людей. Их не следует повторять, а желательно модифицировать, развивать и комбинировать. 

Особая ценность метода 635 заключается в том, что в нем могут участвовать менее общительные люди, которых в обычном мозговом штурме просто перекричат. Кроме того, здесь могут одновременно участвовать начальники и подчиненные. Метод требует всего 6 человек.

30 мин. =
108 идей

Метаплан

В этом методе мозгового штурма группа говорит о конкретной проблеме, а также заполняет плакат с 4 вопросами:

  1. Как это?
  2. Как это должно быть?
  3. Почему это не так, как должно быть?
  4. Выводы и решение проблемы.

Обратный мозговой штурм

Обратный мозговой штурм начинается с определения цели, которую вы хотите достичь (то же самое верно и для стандартного мозгового штурма). 

Затем мы определяем противоположную цель, которая состоит в том, чтобы сделать проблему еще больше. 

Затем группа выдвигает гипотезы о том, как достичь противоположной цели, и на их основе разрабатываются идеи для достижения реальной цели. 

Дальнейшие шаги обратного мозгового штурма такие же, как и при стандартном методе (группировка, отбор и т.д.)

Прием «мозговой штурм» для вопросов

В традиционном мозговом штурме группа фокусируется на поиске ответов.

Как уже говорилось вначале, отдельные люди в среднем работают лучше , чем группы . Это связано с тем, что «социальная леность» (ориентация на вклад других) и страх по поводу того, как будут оценены их идеи, может препятствовать оригинальному мышлению и заглушать голоса интровертов.

Метод генерации вопросов убирает эти негативные стороны мозговой атаки.

Он создает безопасное пространство для любого, поскольку вопрос не требует отстаивания позиции. А также позволяет расширить поисковое пространство, ведь ответы не нужны прямо сейчас.

В таком виде брейнсторма важно пресекать всех желающих ответить сразу на вопрос, а также не давать обвешивать вопрос пояснениями и обоснованиями.

▶ Изложите проблему

▶ Группа задает вопросы, которые можно развивать.
Чем неожиданнее и провокационнее будут вопросы, тем лучше.

▶ Зафиксируйте каждый вопрос.

▶ Выберите несколько, которые заинтриговали вас, кажутся вам отличными от привычного хода мыслей.

Попробуйте расширить их методом «пять почему». Спросите, почему выбранный вами вопрос кажется важным или значимым. Затем спросите, почему причина, которую вы только что назвали, заинтересовала. И так далее.

▶ Когда вы увидите новое решение, разработайте план действий.

Мозговой штурм как метод обучения

Цели мозгового штурма в школе, особенно в начальной, отличаются от «взрослых». Здесь они носят развивающий характер.

  • Как прием ТРИЗа, его применяют для развития креативного мышления.
  • Как прием ТРКМ, его применяют на разных стадиях и для улучшения навыка критического мышления.
  • А также для развития навыков общения и работы в команде. 

Как метод обучения в школе, брейншторм используется:

✔️ В качестве умственной разминки в начале занятий, для стимуляции умственной работоспособности учащихся, например:

ЗаданиеПример
предоставить как можно больше способов использованиякулинарная книга, энциклопедия, компьютер
представить ассоциации, связанные со словомЧТЕНИЕ — учеба, выполнение домашних заданий, книги, фантазия

✔️ Чтобы установить объем знаний, какими знаниями обладают ученики перед изучением новой темы. 

Это удобный способ для учителя, который позволит быстро увидеть, на какие знания он может ссылаться а что необходимо дополнить, а на что обратить особое внимание.

✔️ Когда учитель дает вводные данные, ставит проблему и нужно много вариантов ее решения, чтобы продолжить урок.

Благодаря тому, что это идеи, сообщаемые учащимися, а не даваемые преподавателем, участники урока становятся более активными и творческими в процессе построения собственной базы знаний.

В зависимости от своих способностей ученики могут выразить их, представить в виде схемы или рисунка или в письменной форме. 

В целом, все вышеназванные правила и этапы проведения мозгоштурма актуальны и для школы.

Только здесь нужно обратить особое внимание на формулировку проблемы.

Информацией ученики должны владеть: или на уровне жизненного опыта, или изучают ее прямо сейчас, а метод применяется как один из этапов исследования темы.

Что можно было сделать, чтобы предотвратить восстание декабристов?
Таким вопросом для брейншторминга, можно закончить блок про декабристов. Но никак не начать.

Вот несколько примеров тем, которые можно обсудить на сессии мозгового штурма с учениками:

  • Что значит быть ответственным?
  • Какова ответственность в жизни каждого из нас?
  • Что для вас счастье?
  • Как выглядит счастливый человек?
  • Что могло бы вас порадовать?
  • Что может быть удовольствием, а что работой?
  • Что должен сделать учитель, чтобы понравиться ученикам?
  • Найдите один из способов улучшить результаты обучения.
Прием «Мозговой штурм»/брейншторм: как за 7 шагов прийти к новым решениям
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Пример применения мозгового штурма на уроке

Как может выглядеть сессия брейнсторма на уроке истории при изучении биографии исторической личности.

1 этап. Подготовка

Каждый ученик на стикерах пишет ленту времени для этого деятеля.

Можно разбить на групповую работу. Где каждая группа занимается определенным периодом жизни. Или с места всем классом формируем ленту с помощью учителя, который клеит стикеры с событиями на доску.

То же можно использовать для фиксации технологического процесса, военных действий или сюжета художественного произведения.

primer_mozgovogo_shturma

2 этап. Брейнсторм

Учитель ставит вопрос, на его взгляд более подходящий для изучения влияния личности.

  • Какие черты характера?
  • Если бы он принял другое решение?
  • Что привело к такому результату?

Учащиеся могут выбрать любой стикер на ленте времени и предложить гипотезу, применительно к этому моменту жизнедеятельности. Ответ может быть устным (тогда его записывает модератор) или письменным.

Далее учитель зачитывает все идеи. Идет обсуждение и развитие этих идей, возможно добавление новых.

primer_brejnshtorma_na_uroke

3 этап. Голосование

Каждый ученик ставит точку на том стикере, идея которого ему больше понравилась.

Чья мысль лучше подходит заданному критерию.

Перспективных ответов может быть несколько.

ocenka_brejnstorma_na_uroke

Советы по проведению мозгоштурма

Во время мозгового штурма помните об этих аспектах:

✔️ Спасибо за работу

✔️ Улыбка
Не показывайте языком тела, что идея просто глупа и нереальна. Даже если вы так думаете.

✔️ Опирайтесь на идеи других
Мысль, подброшенная одним человеком, может стать началом другой, еще лучшей. Используйте ее и попытайтесь направить людей к следующему шагу.

✔️ Следите за своим временем
Продолжительность сессии не должна превышать 30-60 минут. Нехватка времени мотивирует генерировать идеи. Короткая встреча заставит участников бросить свои первые находки, которые сразу же придут им в голову.

✔️ Найдите подходящее время суток
Мозговой штурм требует энергии. 10:00  — лучшее время. Не назначайте встречи поздно вечером. Время непосредственно перед обедом также не подходит. Трудно думать с пустым желудком.

✔️ Дробите на подзадачи
Прием «мозговой штурм» предназначен для решения не самых сложных задач. Если обсуждение пришло в тупик, разделите основной вопрос на более мелкие.


Выводы:

  1. Идея брейнсторма состоит в том, чтобы добывать «идейную руду» и затем перерабатывать из нее «золотые» растворы. Не нужно смешивать во времени эти 2 процесса.
  2. Мало идеи получить, нужно их развить, отобрать наиболее подходящие и спланировать работу. Всем нужны результаты взамен на потраченное время.
  3. С момента появления понятия мозговой штурм придумано множество вариантов этого метода. В каждом конкретном случае, возможно, будет целесообразнее использовать один из них.
  4. Как метод обучения брейншторм имеет много плюсов. Его можно применять на разных стадиях урока, на разных стадиях изучения темы, для достижения различных учебных и воспитательных целей.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Используйте прием Мозговой штурм для разминки перед занятием или при встрече с интересным вопросом во время чтения. Смело говорите и записывайте самые безрассудные ответы. Без критики. Критики итак много. Давайте устроим мозговой штурм!


Прием «Мозговой штурм»/брейншторм: как за 7 шагов прийти к новым решениям
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться