Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Статья описывает прием фишбоун: как он работает, технологию и место применения.

Помимо того, что прием помогает усваивать материал по гуманитарным предметам, он еще и развивает критическое мышление. Человек с таким мышлением умеет анализировать информацию. Находит глубинные связи. Делает правильные, обоснованные выборы. Получает нужные результаты. К этому и стремимся.

Прием фишбоун что это?

Прием «Фишбоун» — это графическое представление информации. Оно позволяет образно показать, как мы анализируем явления. Подсказывает как нужно расположить информацию, чтобы увидеть правильный ответ.

Фишбоун — англ. «рыбья кость», «рыбий скелет»

Автор приема японский учёный Каору Исикавы, крупнейший специалист в области управления качеством. Без сильного критического мышления здесь не обойтись. Диаграмма «Фишбоун» — плод его опыта.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы
С помощью приема «Фишбоун» ребенок учится:
• Понимать, где причина, а где следствие.
• Находить множество причин проблемы.
• Доказывать свою или авторскую точку зрения
• Презентовать результаты исследования интересно
• Высказывать свои мысли поступательно-логично, от главного к второстепенному

Из чего состоит схема «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает в себя 4 блока: голова рыбы, позвоночник — он делится на 2 части и хвост.

Голова. Здесь располагают проблему, вопрос или тему, которые подлежат анализу.

Позвоночник. Основа диаграммы – позвоночник рыбы. Он же связующее звено между головой и хвостом. Позвоночник делят на 2 части по ребрам. Если расположение схемы горизонтальное, то части верхняя и нижняя. Если расположение схемы вертикальное, то части левая и правая.

gorizontal'naya_skhema_fishboun
fishboun_vertikal'no

На позвоночнике размещают причины, которые привели к проблеме или основные понятия темы. А также факты, которые разъясняют суть понятий или подтверждают наличие причин.

  1. На верхних ребрах пишут причины. Наиболее важные — ближе к голове.
  2. На нижних ребрах — аргументы и факты из изучаемых текстов и/или других источников. Для некоторых причин может не быть подтверждающих фактов. Тогда некоторые нижние ребра останутся пустыми.

Есть схемы, где ребра имеют подпункты.

skhema_fishboun

Хвост. Здесь самое главное: выводы, ответ на вопрос, то, ради чего составлялась диаграмма «Фишбоун».

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы
Бесплатно

Скачать дополнительные материалы для развития ассоциативного мышления

Вконтакте
Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы



Телеграм
Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы
Скопируйте команду для бота: /21

Результаты применения приема «Фишбоун»

  • Наглядная структура. Представление информации в удобной форме.
  • Новые идеи для решения проблем.
  • Понимание, где есть пробелы в знаниях. Там, где причины не ветвятся или ветвятся слабо, там не хватает знаний. Характерно для схем с подпунктами.
  • Сокращение большого объема информации до компактной схемы

Правда у приема есть ограничения: 5-10 главных причин. Иначе объять одним кадром не получится. Потеряется наглядность связей.

7 способов составления схемы «Фишбоун»

Способ 1. Причины – факты. Базовый способ

В голову схемы размещаем проблему, вопрос.

Сверху на косточках позвоночника перечисляем причины возникновения этой проблемы. Затем их располагаем по степени значимости. Чем важнее для проблемы, тем ближе к голове.

Снизу на косточках пишем факты из текста: это может быть цитата или смысл своими словами, которые демонстрируют эту причину.

И в хвосте вывод. Он отвечает на вопрос: «Почему произошло…?» Здесь надо указать найденные взаимосвязи, либо как устранить причины для решения проблем.

Получается исследование на тему. Активное изучение и анализ проблемы.

Способ 2. Качества

В голове рыбы размещаем проблему.

Сверху на косточках записываем те качества персонажа, которые повлияли на появление или решение этой проблемы.

Снизу на ребрах размещаем цитаты из текста или факты своими словами, подтверждающие эти качества.

В хвосте выводы: какие качества личности повлияли на проблему или другие важные связи.

Как можно применить прием «Фишбоун» на примере произведения Э.Хогарта «Мафин и паук» из программы 2го класса по литературному чтению.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

В данном случае выявили взаимосвязь между желанием → качествами персонажа → действием. Именно наличие таких качеств определили характер действий. А уже действия привели к освобождению паука от колдовства.

Такой анализ формирует понимание смысла произведения, что хотел сказать автор. И этот пример ребенок будет помнить долго и даже использовать в своей жизни.

Без анализа — это просто смутное очертание сюжетной линии, которая быстро забудется.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Способ 3. Снежный ком

В голове схемы проблема.

На верхних косточках, начиная от головы, пишем событие, которое послужило точкой отсчета, началом появления этой проблемы. Событие, которое повлекло другие события. Они, как снежный ком, нагнетают и увеличивают масштаб проблемы.

Нижние косточки фактами подтверждают все большую сложность ситуации.

В хвосте вывод: где нужно было остановиться и изменить ход вещей. Или что нужно исправить, чтобы не было того, первого тревожного звоночка. Или вывод, содержащий ответ на вопрос в голове.

Яркий пример этой сехмы — произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» из программы 2го класса по литературному чтению.

priem_fishboun_skazka_o_rybake

Вывод, который мы сделали можно обсуждать применимо и к реальной жизни. Люди обычно тоже хотят все больше и больше. Возможно, чтобы не остаться у разбитого корыта нужно радоваться исполнению желаний, а не злиться пуще прежнего, как старуха.

А есть ли вообще в жизни золотая рыбка? Случалось ли вам попросить и желание исполнилось?

fishboun_zolotaya_rybka

Способ 4. Перекресток мнений

В голову рыбы помещаем проблемный вопрос.

Слева на ребрах пишем персонажей, которые имеют разные взгляды на этот вопрос.

Справа – цитатой или своими словами раскрываем содержание этих взглядов.

В хвосте ставим вывод, который демонстрирует, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Чья точка зрения получила дальнейшее развитие и к чему привела. Становится наглядны причины поведения персонажей.

В качестве примера применения приема «Фишбоун» показана статья о племени масаи в Африке. Они нарушили ожидания государства о стабильной численности и развитии туризма. Вместо этого племя в несколько раз увеличилось в размерах. И это проблема.

priem_fishboun_perekrestok_mnenij

Три разные группы по-разному видят свои проблемы, но нужно находить решение, чтобы оно не было в ущерб друг другу.

Способ 5. Сравнительная схема

Такую схему делать лучше в вертикальном формате. Так привычнее сравнивать. Это напоминает задания на поиск различий на картинках, который дети делают уже с раннего возраста.

В голову схемы ставим вопрос типа: Чем отличается…? Что подходит больше для решения данного вопроса?

Слева — значения характеристик одного объекта.

Справа — значения тех же характеристик другого объекта.

Вывод в хвосте — краткий ответ на поставленный вопрос в голове рыбы.

Способ 6. Помощь – помеха

В голове рыбы обозначаем вопрос или тему для анализа.

С правой стороны перечисляем факторы, которые помогают решить вопрос или раскрывают чем эта тема помогает.

С левой — записываем то, что мешает решить проблему или чем сам предмет изучения мешает.

В хвосте делаем вывод. Например, возможно ли устранить помехи или усилить помощь.

Вот пример разбора темы «Притяжение» по Окружающему миру 2 кл.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Сама постановка вопроса связана с опытом ребенка. Он анализирует свой опыт, выделяет те ситуации, в которых было взаимодействие с силой притяжения из общего потока деятельности. Когда он отвечает на него, понимание явления приходит еще больше.

Можно сделать и другой вывод: ситуаций, когда притяжение помогает гораздо больше, чем когда мешает.

У приема есть полезное свойство — одна и та же схема стимулирует появление разных новых идей.

Способ 7. Схема для больших текстов

Использование приема «Фишбоун» возможно как для работы с небольшими текстами, так и значительными массивами информации. В таком случае, на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин.

Схема в таком случае будет представлять в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования, векторы для изучения. Где слово — это отправная точка для разворачивания причин и следствий.

Такую дальнейшую работу по теме можно продолжить, применяя другой прием, например, кластер, углубляя и расширяя знания по теме.

Прием «Фишбоун» и технология развития критического мышления

Прием можно использовать на любом этапе технологии критического мышления.

Этап 1. Вызов

На этом этапе ребенок выписывает на диаграмму «Фишбоун» ключевые понятия, причины, которые он уже знает по заданному вопросу. Так он актуализирует знания, подготавливает почву для получения новой информации.

stadiya_vyzov

Этап 2. Осмысление

На стадии получения и осмысления новой информации он вносит изменения в схему. Если же схему применяет только на этой стадии, то составляет ее с нуля учитывая полученные знания. По одному из вышесказанных способов.

stadiya_osmysleniya

Этап 3. Рефлексия

Присвоение новой информации с помощью практического применения материала. С помощью обсуждения полученного вывода.

Изменение имеющихся представлений, если они были неверными. Переписывание их в общую систему знаний, которая у ребенка уже есть.

stadiya_refleksii

Прием «Фишбоун» как инструмент развития критического мышления помогает:

  • Установить причинно-следственные связи
  • Выделить главные смыслы из всего объема
  • Оценить достоверность информации
  • Сделать обоснованный вывод

Какие навыки развивает прием «Фишбоун»

Формулировать проблему. Известно, что умение правильно сформулировать вопрос, это 50% успеха в поиске ответа. Процесс обучения, к которому мы привыкли, построен на вопросах к ученику. Сам ученик вопросов задает все меньше и меньше.
Прием «Фишбоун» предполагает наличие проблемы. Чаще ее дают готовой.

Если ученик поставит проблему/вопрос сам, то его познавательный интерес вырастет в разы. Самое простое — задать вопрос к заголовку текста, теме параграфа.

Выделять главное в тексте. Этот навык – один из ключевых в работе с информацией. Сама схема заставляет ребенка искать ответ для ее заполнения. Если в ней нужно указать причины возникновения проблемы, значит ищем причины. Они и есть главное.

После того, как причины визуально представлены, еще раз смотрим на них и понимаем действительно ли это те самые причины.

Если в схеме нужно указать качества личности, значит качества в данном случае являются главным. Значит исследование материала будет нацелено на сбор качеств.

Делать выводы, обобщать итоги исследования. Этот навык тоже требует тренировки. Можно найти много информации и не суметь собрать из кусочков единую мысль. А значит и использовать в дальнейшем будет нечего.

Записывать кратко. Находить емкие слова. Вытаскивать скелет из текста.

Чем меньше запишешь, тем меньше учить

эксперт по технологиям обучения, Н. Ягодкин

Точно. Конечно, это малое количество слов должно содержать основные связи.

skachat'_karty_proppa
Бесплатно

31 карта Проппа
для распечатки

Вконтакте
Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Телеграм
Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Скопируйте команду для бота: /20

Примеры применения приема «Фишбоун»

Написание сочинения

Как схема фишбоун помогает написать сочинение?

  1. Она концентрирует внимание на одной проблеме, а не плавает от одной мысли к другой.
  2. Причины возникновения проблемы представлены в одном месте. Такая наглядность позволяет посмотреть на проблему шире и глубже.
  3. Схема показывает логическую ошибку, если пример неправильно привязан к причине. А сама причина не для указанной проблемы.
  4. В результате вывод естественно вытекает из вышеизложенной информации, а не надуманный.
  5. В отличие от плана сочинения, фишбоун выстраивает такую структуру, где содержание становится логичным, последовательным и понятным.

Например, сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?» По тексту В.К. Железникова.

fishboun_napisanie_sochineniya

Освоение литературного произведения

Литературное произведение как и событие в истории интересны своим сюжетом. Мы погружаемся в другой мир. А некоторые, как натуры увлекающиеся, ставят себя на место героев.

Автор же, когда пишет историю, хочет донести идею. Идею, которая отражает частичку реальности. История = образ идеи. Автор выражает историей как устроен мир. Реальный. Как он сам думает или чувствует.

Анализ, разложение текста на детали приемом «Фишбоун» выводит нас из плена сюжета. Помогает посмотреть со стороны и понять главные идеи.

Возможно, это лишь наша интерпретация авторской позиции. Лучше писателя никто не знает, что он хотел сказать. Но это нисколько не умаляет значения выводов, которые делает ребенок, пусть и далеких от авторских. Вывод, это уже собственный продукт исследователя.

Опорный конспект

Опорный конспект по схеме «Фишбоун» можно применять при изучении любого гуманитарного предмета. Это может быть литературное произведение или тема по истории, географии или окружающему миру.

Такой конспект наглядный. В нем легко ориентироваться.

Таких конспектов можно составить несколько на параграф, в зависимости от того, сколько есть проблемных вопросов в учебном материале.

Вот пример конспекта на тему по истории «Древнее Двуречье». В основе базовый способ составления: причины — факты.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Выводы:

  1. Прием «Фишбоун» как и настоящий скелет рыбы помогает прошить текст от начала до конца одной идеей.
  2. Он помогает увидеть связи, как внутри отдельного персонажа или события, так и между разными действующими лицами и явлениями.
  3. Это один из ведущих способов анализа информации, его популярность в мире взрослых доказывает его эффективность.
  4. Наглядность и акцент на главном позволяют сделать правильные выводы. Найти новые решения проблемы. Раскрыть тему.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Проанализируйте текст. Используйте для этого прием «Фишбоун». Можно взять любой из способов составления схемы. Поставьте вопрос и сделайте вывод. Обоснуйте его теми факторами, которые выписаны в теле рыбы. Успехов!


Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться