Прием Корзина идей: эффективный способ разогреть мышление

priem_korzina_idej

Эта статья рассказывает о приеме «Корзина идей». Простой и действенный инструмент поможет ученикам настроиться на восприятие новой темы. С ним дети больше заинтересованы и лучше усваивают материал.

Его применение будет полезно всем, кто работает с информацией, несмотря на возраст. Об этом читайте дальше.

В чем суть приема

Корзина идей – это прием технологии развития критического мышления. Чаще его включают в начальную стадию урока, где происходит актуализация семантического поля предмета изучения.

Одно из условий успешного усвоения нового материала – привязать его к тем знаниям, которые уже имеются у детей.

С помощью приема «Корзина идей» мы плетем сеть из слов и предложений. Затем в эту сеть поймаем рыбу – новые знания.

Учитель/взрослый может использовать картинку корзины или взять настоящую. В нее собираются идеи, понятия, имена, предположения, тезисы на обозначенную тему. Учитель записывает на доске, либо учащиеся пишут сами на бумаге и кладут в корзину.

idei_ponyatiya_imena

У «Корзины идей» есть общие этапы с приемом «Кластер». Только его задача – отобразить логику связей от мелких категорий к более крупным. А корзина актуализирует структуры сетей нейронов через ассоциативные связи.

Важно: нельзя на этапе сбора идей оценивать и критиковать их правильность. На этапе изучения вопроса, неточности и ошибки ребята найдут сами.

Результаты применения приема

Позитивный настрой

Дети много знают. Когда ребенок собирает в одном месте слова, характерные для этой темы – он видит сам свою базу знаний. Если взрослый отметит, что она весомая, то ученик будет доволен собой.

Прием «Корзина идей» похож на игру. От ребят не требуется правильного ответа на поставленный вопрос. Они с удовольствием включаются в процесс. Сами и/или через наводку от идеи товарища предлагают варианты.

Актуализация уже имеющихся знаний

В итоге записи данных, появляется «облако слов» или «поисковое поле», кому какой образ ближе. И это формирование очерчивает границы. Еще не начинали изучать, а уже новая тема знакома и выражена определенными смыслами. Почва подготовлена для посевов.

poiskovoe_pole

Внутренняя мотивация

Когда ребенок высказал предположения, мысли, он ищет подтверждение своих слов в тексте или рассказе учителя/взрослого. А это совсем другое качество восприятия.

Формирование собственных целей

Чаще всего цели урока ставит учитель. В процессе формирования «облака» у ребят появляются вопросы или какое-то слово/ мысль привлекают внимание. Тогда они сами ставят себе задачи. Из-за любопытства, а не по внешнему руководству.

Учитель/взрослый понимает объем знаний учеников

Он опирается на них. Возвращается к ним в нужный момент. Акцентирует на чем-то больше внимания, т. к. уже знает предстоящий материал и важные связи.

Демонстрация того, как человек думает

Корзина показывает, что любую тему мы изучаем не с нуля. Одни высказывают свое мнение, а к другим приходят мысли по ассоциативным связям. Слово за слово. После изучения информации, в созданное облако добавятся еще новые мысли. Они соединятся с тем, что уже было. Появятся новые структуры нейронов в мозгу.

struktura_mozga

Организация индивидуальной и групповой работы

Прием помогает учителю задействовать каждого ученика. Ниже прописано на каких этапах какую форму организации целесообразнее применить.

Расширение словарного запаса

«Корзина идей» и ТРКМ

Технология развития критического мышления условно делит урок на 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии Вызов

Одна из задач на этом этапе – ученики сами обращают внимание на те аспекты предмета, которые хотят узнать подробнее, глубже.

Цель у ребенка вытекает из его вопроса или удивления. Так, при составлении списка идей, можно обнаружить необычные связи или предположения. Отсюда появляется желание узнать об этом побольше, уточнить свою версию.

Когда они видят всю картину целиком, есть из чего выбрать.

stadiya_vyzov

Вторая задача начальной стадии — охватить всех учеников. Каждый говорит свою мысль, ассоциацию. Цель приема – собрать как можно больше разных ответов.

Мега-нужный навык. Когда ученик слушает других, он отмечает про себя, что знает, а что слышит впервые. Кроме того, ему нужно сказать то, что еще никто не озвучил. Поэтому слушает он внимательно!

На стадии Рефлексия

«Корзину идей» хорошо применять и после получения нового материала. В этом случае она будет играть роль закрепления, обобщения информации.

Ученики говорят те идеи, которые они услышали, поняли, запомнили.

Если «облако слов» собрать в начале урока, а в конце туда вписать новые — уже другим цветом, то становится очевидным результат урока/изучения темы.

stadiya_refleksii

5 этапов работы с приемом «Корзина идей»

  1. Ученики узнают тему

Можно сделать заход через загадку, вопрос, ребус. Так уже здесь включается любопытство и внимание. Дети слышат первые подсказки, точки отсчета для собственных идей.

  1. Записывают в тетради

Здесь лучше выбрать индивидуальную форму работы. Ребята пишут и слова, и словосочетания/предложения, имеющие отношение к предмету изучения.

Как при методе «Мозговой штурм», возможна опасность, что первые ответы, которые лежат на поверхности, охватят все, что есть по предмету. И другим уже нечего сказать. Или ребенок может просто забыть свои идеи, пока слушает других. Поэтому лучше, когда он пишет сам себе в тетрадь.

  1. Обмениваются тем, что записали

Групповая работа с ребятами в ближайшем соседстве, 2-3 парты. На этом этапе каждый из учеников вспоминает то, что он знал и не написал, зато это сделали его одногруппники. Узнает от них что-то новое. А также выясняет кто прав, если факты расходятся.

  1. Работа целым классом

От каждой группы озвучивается идея, ключевое слово, мнение по теме. Учитель записывает в корзину на доске ВСЕ, что говорят. В т. ч. ошибочные представления. Составляется перечень идей. Этот список идет в работу на стадии урока Осмысление.

  1. Выяснение вопросов и интересов

Ученики задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Если вопросов нет, то учитель/взрослый предлагает сам. Вопросы вытекают из тех слов, которые собраны на доске.

И/или обсуждают какие из идей списка вызывают интерес и хотелось бы узнать об этом больше.

Вариант применения приема
• Каждый ребенок записывает свою идею на бумажке и кладет в корзинку или коробку, ее заменяющую.
• Учитель вытаскивает их и зачитывает.
• Устно делают резюме основных мыслей.

Нюансы приема

Каждый раз, когда встречаются идеи детей в новом материале, можно это отмечать . Так подтверждаем правильность их знаний и повышаем самооценку. Это мотивирует их изучать параграф дальше.

Если в процессе изучения темы встречается информация, которая противоречит тому, что предложили, на это тоже нужно заострить внимание. Без поиска того, кто предложил ошибочную идею. Так, по мере осмысления, исправляются все неверные мнения.

Время на прием нужно выделить немного, на каждый этап по 1-3 минутке. Это задает темп всему уроку и помогает сосредоточиться. Уже что есть в голове, то есть. Задача лишь в том, чтобы выписать имеющиеся знания, а не создать новые.

«Корзину идей» с легкостью можно использовать уже в начальной школе. На самом деле, она работает в любом возрасте. И дает все те результаты, о которых было написано выше.

Если прием используется перед чтением литературного произведения или темой совсем незнакомой, пусть учащиеся выскажут свои предположения. Здесь можно оттолкнуться от тех слов, которые находятся в вопросе или заголовке.

Прием Корзина идей: эффективный способ разогреть мышление
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Примеры применения

«Корзина идей» как метод актуализации данных полезна не только на уроках русского языка, истории, но и по точным дисциплинам.

Пример по предмету Окружающий мир 2 кл. тема. «Где на земле теплее?»

primer_priema_korzina_idej

Черным цветом написаны слова и предложения, высказанные ребенком сразу, быстро. Красным цветом выделена новая информация, которая появилась после этапа осмысления. Ее относительно немного. Фиолетовым цветом – неверная фраза (нарушена причинно-следственная связь). Эта ошибка была исправлена самим учеником в ходе чтения параграфа.

Этот пример показывает, что ключевых слов и уникальных мыслей для этой темы было названо много. Практически, уже есть ответ.

В ходе выписывания идей возник вопрос: «Почему на экваторе теплее, чем в Антарктиде?» Вопрос естественно вытекает из той «корзины идей», которая была собрана.

Были попытки ответить самостоятельно, но они находились на уровне предположений. Зато чтение материала прошло гораздо более осмысленным. И научный ответ на вопрос лег на подготовленную почву.

Пример применения приема перед чтением басни И. А. Крылова «Обезьяна и зеркало»

primer_korzina_idej
Предположения ребенка о чем басня перед чтением

Идеи приходили больше из личного опыта и ассоциаций, которые вызывает заголовок басни. Ребенок обрадовался, когда его мысль была похожа на мысль автора. И это проговорил сам вслух. Получается, что он не только внимательно слушал басню, но и ждал сбудутся ли его предсказания.

Что интересно, если бы было несколько человек при обсуждении, каждый бы выразил свою неповторимую частичку видения мира через этот образ обезьяны с зеркалом. Именно ДО чтения проявляется свое понимание.

Работа с группой учеников, сильно обогащает представления о мире каждого из них, при работе с приемами Технологии Развития Критического Мышления.


Выводы:

  1. Прием «Корзина идей» — эффективный способ настроиться на тему, поднять из памяти свои знания и опыт, касаемые предмета.
  2. Он помогает ученикам обозначить собственные цели и поставить интересующие их вопросы.
  3. Прием задает динамику уроку.
  4. Дети видят, что у них есть и знания, и неверные представления. Первые вдохновляют, вторые можно исправить – это не проблема.
  5. Качество усвоения и запоминания материала после подготовки «поискового поля» в разы выше.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте прием «Корзина идей». Для этого нужно перед изучением темы выгрузить из головы все знания, которые есть по этому вопросу. На бумагу. Любым удобным способом. Можете добавить другим цветом то, что узнали. А затем линией нарисовать связь от нового элемента к уже известному.


Прием Корзина идей: эффективный способ разогреть мышление
Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Пачежирцева Светлана Борисовна

    Спасибо

  2. Ирина (автор)

    Светлана, успехов!

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться