Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно

priem_romashka_bluma

Основная сила приема «ромашка Блума» – формирование навыка постановки вопросов. Вопрос – это крючок с наживкой. Не зря он на него похож. Если есть понимание какая наживка какую рыбу привлечет, то вероятность поймать то, что нужно возрастает кратно. Только сначала не помешало бы определиться с тем, какую рыбу будем ловить. Какого рода информацию искать.

voprosy

Когда ребенок буквально вооружен навыком задавать вопросы – изучение материала превращается в увлекательное занятие. И не только.

Этот навык формирует сильное мышление.

Что такое Ромашка Блума/Ромашка вопросов

Ромашка Блума – это прием технологии развития критического мышления. Он систематизирует все вопросы, которые помогают детям изучить материал с разных сторон.

Визуальное выражение – ромашка из 6 лепестков. На каждом из них один тип вопросов. Каждый следующий тип погружает в материал на бОльшую глубину. Там проявляются новые единицы информации, смыслы и связи.

romashka_bluma

Автор приема

Автор приема — одна из важных фигур XX века в педагогической психологии, американец Бенджамин Блум. Он был чрезвычайно образованным человеком. Еще ребенком читал с такой скоростью и обладал такой памятью, что мог взять книги из библиотеки и сдать их уже через несколько часов изученными.

Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно
Б. Блум

Помимо основной деятельности, он также работал советником правительств Индии и Израиля.

Одно из направлений его исследований связано с талантами и способностями. Ученый утверждал, что на квалификацию специалиста влияет количество усилий, которое человек прикладывает для ее повышения. А совсем не врожденные данные.

Другая, более известная работа Б. Блума – это классификация образовательных целей. Его труд активно изучают и применяют те, кто занимается обучением детей.

Он разделил все педагогические цели на:

  • аффективные — связанные с эмоциональным интеллектом
  • психомоторные – относящиеся к управлению движениями тела
  • когнитивные – касающиеся умственного понимания того, что нас окружает

Прием «ромашка с вопросами» помогает продвигаться по когнитивным/познавательным целям.

Цели Ромашки Блума при работе с текстом

Всего автор выделяет 6 познавательных целей. Они расположены в порядке возрастания по степени сложности.

  1. Знания. Простой уровень. Нужно запомнить факты, термины, события без необходимости их понимания.
  2. Понимание. Это не просто отвечать заученное. Это уметь сравнивать, соотносить с тем, что уже знакомо, выдавать обратную связь.
  3. Применение. После того, как поняли, уметь находить применение новым знаниям, использовать их для решения задач.
  4. Анализ. Понять причины, найти мотивы событий и действующих лиц. Собрать доказательства, определить части и целое.
  5. Синтез. Создать новые взаимосвязи между элементами темы, предположить другое развитие событие.
  6. Оценка. Высший уровень. Подтвердить или опровергнуть достоверность идей и фактов. Сформировать собственные суждения и обосновать их.
kognitivnye_celi
Пирамида Блума

Чтобы достичь этих целей на помощь приходят 6 типов вопросов. Каждый из них цепляет ту информацию, которая необходима для каждого уровня.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) и прием «ромашка Блума»

ТРКМ включает 3 стадии занятия: вызов, осмысление, релаксация.

Ромашка Блума лучше всего применима на стадии осмысления, где ученик принимает и усваивает новую информацию. Одна из задач этого этапа отделить старые знания от только что полученных. Понять, как именно происходит процесс мышления.

stadiya_osmysleniya

Ребенку нужно не только узнать новое, но и:

  • сопоставить, проверить на достоверность и старую, и новую информацию
  • создать связи между тем, что уже знакомо и тем, что только получает, выстроить систему
  • найти применение знаниям в реальной жизни

Используя типы вопросов Блума как инструменты для достижения целей познавательной деятельности, все эти задачи будут решены. Как по лестнице к последней, самой сложной ступени Оценка, ученик подходит подготовленный. У него есть знания, понимание, детальная проработка связей и интерпретация мотивов.

Он готов к третьей стадии ТРКМ — Релаксация. Готов дать собственное оценочное суждение с аргументацией. И защитить его.

6 лепестков/классификация вопросов Блума

Простые

Простые вопросы связаны с целью – знания. Именно их чаще всего используют учителя в школе и взрослые дома.

Кто?
Что?
Где?
Сколько?
Когда?
Кого встретила Красная Шапочка в лесу?
Что КШ несла бабушке?
Когда пришли охотники в дом бабушки?

Отношение к знанию фактов сейчас двоякое. Кто-то говорит, что Интернет знает все и надо просто спросить у него. Другие утверждают, что без знаний в голове не могут проходить никакие мыслительные операции: сравнение, классификация, анализ. Да и творчества без знаний нет.

Если говорить об изучении нового материала, то конечно, без знаний следующих целей не получится достичь. Поэтому сначала задаем вопросы по тексту простые. Пусть даже источник с ответами будет перед глазами. Или его только что прочли.

prostye_voprosy_priem_romashka_bluma

Уточняющие

Для понимания входящей информации важно не подгонять ее под свою «картину мира». Стараться принимать ее так, как говорят. Услышать то, что имеет в виду автор.

Самый эффективный способ свериться, сопоставить то, что понял с тем, что дали — получить обратную связь.

Ошибок нет – есть обратная связь

пресуппозиция НЛП

Об нее корректируются убеждения, открываются законы мироздания, познаются чувства свои и других людей.

Ученик имеет возможность получать обратную связь, уточнять свое понимание у автора сообщения. Формулировка для такой цели начинается со слов:

Так ли я понял, что…?
Т. е. ты думаешь, что…?
Правда ли, что…?
Правильно ли я понимаю, что Красная Шапочка настолько смелая, что не испугалась волка?
Т. е. ты думаешь, что КШ просто не знала ничего про волков?
Действительно ли волк похож на бабушку?

Такие вопросы формируют навык вести дискуссию и активно слушать собеседника. А также находить общие идеи, точки соприкосновения.

При работе с текстом уточнения позволяют утвердиться в правильности своего понимания/обнаружить неверное.

Важный момент для учителя/взрослого
Нельзя критиковать. Даже если все неправильно. Для достижения цели «Понимание» ребенок учится обобщать, выражать мысли своими словами, поэтому нужно аккуратно помогать: «Если я тебя правильно поняла, то…?» Часто, после обратной связи ребенок слышит свою ошибку сам.
utochnyayushchie_voprosy_priem_romashka_bluma

Практические

Любые знания нужно «заземлять» на практику, действие. Тогда они надолго задержатся и принесут пользу своему владельцу.

Практические вопросы связаны с последующим действием, хотя бы на уровне представления. Они должны быть максимально точными и содержать проблему, которую предстоит решить.

Как сделать?
Где можно применить?
В каких случаях?
Какие правила общения с незнакомыми людьми можно вывести из сказки про Красную Шапочку?
Как понять можно ли открыть, когда стучат в дверь?
Обманывал ли кто-нибудь тебя, смог ли ты вывести его на чистую воду?

Когда перед учеником стоит познавательная цель: применить свои новые знания – интерес к их усвоению сильно возрастает. У ребенка появляется мотивация, он отвечает на запрос: «Зачем мне это нужно изучать?»

prakticheskie_voprosy_priem_romashka_bluma

Интерпретационные (объясняющие)

Этот тип вопросов помогает найти причинно-следственные связи. Можно мысленно превращаться в детективов и проводить расследование.

Почему он это сделал?
Из-за чего это произошло?
Зачем ты так сказал?

Для анализа текста нужно не только выяснить причины событий и поступков, но и мотивы поведения.

Детям нужно объяснять разницу между вопросами «Почему?» и «Зачем?»

Красная Шапочка спросила волка: «Почему у тебя такие больше зубы?» В ответ она услышала: «Чтобы съесть тебя!»

Но это ответ на вопрос: «Зачем тебе такие большие зубы?»

Почему у тебя такие большие зубы?
Потому что я хищник и моя природа так устроена, чтобы я мог прожевать сырое мясо.
Чтобы съесть тебя
Почему?Зачем?
Ответ начинается со словПотому что + объяснениеЧтобы + мотив (что будет после действия?)
ВопросПочему Красная Шапочка понесла пирожки?
Зачем Красная Шапочка понесла пирожки?
Варианты ответов• Потому что ее попросила мама, а КШ привыкла ее слушаться.
• Потому что бабушка сама не может за ними прийти.
• Потому что Красная Шапочка хотела погулять одна по лесу.
• Чтобы бабушка поела.
• Чтобы Красную Шапочку похвалили.
• Чтобы мама не выглядела в глазах бабушки неблагодарной.
Какая разница между словами Почему? и Зачем?

После ступени с практикой анализ информации даст больше ответов и, как результат этой цели – больше связей.

Уточнение: ответа на интерпретационный вопрос в тексте нет. Ребенок находит свой. Иначе этот вопрос становится простым.

interpretacionnye_voprosy_priem_romashka_bluma

Творческие

Задавая творческие вопросы, мы выходим за рамки текста. Собираем из элементов, которые выделили на предыдущем шаге новые идеи, смыслы, прогнозы и предположения.

Цель этих вопросов – пробудить воображение, творческое воображение, то которое находит необычные связи. В таких вопросах используют условную частицу «бы».

Что было бы, если…?
Как поступила бы, если…?
Что могло бы измениться, если..?
Как продолжилась бы сказка, если бы Красная Шапочка не сказала волку, где живет бабушка?
Представь, что КШ понесла пирожки вместе с мамой, как бы сложилось продолжение сказки?
Как бы ты поступил на месте КШ в лесу?

У нас в голове есть контекст, характеры, реакции персонажей и мы не отклоняемся от них. Предлагаем только другие условия для них. Если добавляем какое-либо качество, признак, то персонаж уже действует с учетом этих введений.

А если бы КШ была мастером по карате, как бы развернулись события в домике бабушки?

Хоть вопросы и творческие, но и они, и ответы на них должны быть логичными и опираться на заданную среду.

tvorcheskie_voprosy_priem_romashka_bluma

Оценочные

Оценочные вопросы не формируют отношение. Их задача помочь осознать уже сложившееся эмоциональное отношение.

Для того чтобы задать такой вопрос или ответить на него нужно, чтобы ученик имел свое мнение, которое базируется на понимании, анализе, синтезе информации.

Как ты считаешь…?
Как ты относишься к…?
Каким образом лучше поступить?
Как ты думаешь, мама КШ правильно поступила, когда отправила ее одну?
Каким образом лучше поступить Красной Шапочке в лесу?
Как ты считаешь, о чем хотел предупредить нас автор, когда рассказал историю про Красную Шапочку?
ocenochnye_voprosy_priem_romashka_bluma

Такие вопросы направлены на высказывание аргументированных суждений выводов и решений.

Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно
Бесплатно

5 вариантов кубиков Блума для распечатки

Вконтакте
Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно

Телеграм
Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно

Скопируйте команду для бота вместе с косой: /26

Пошаговая инструкция для использования Ромашки с вопросами

2 подхода к реализации приема «ромашка Блума» (при желании используйте свой).

  1. Попроще. Вопросы поступают от взрослого/учителя по ходу чтения материала/после прочтения. Дети обсуждают не только ответы, но и классифицируют сами вопросы.
  2. Как продолжение. Дети сами задают другим детям/взрослому вопросы, соответствующие определенной познавательной цели.

Ромашка Блума на уроках (второй подход)

Для сравнения, пусть ученики зададут вопросы к тексту без приема. А затем примените метод «ромашки Блума». Вы увидите, насколько вопросы по ромашке более разнообразные, осмысленные, полезные.

Шаг 1. Подготовьте модель ромашки с вопросами

Ее можно скачать ниже или сделать самому. Поясните что значит каждый тип вопросов. Вместе сформулируйте несколько вопросов по теме для примера.

Шаг 2. Разделите класс на 6 групп и раздайте каждой свой лепесток

На лепестках уже есть опорные конструкции вопросов, поэтому ученикам остается применить их к материалу.

Шаг 3. Ученики составляют несколько вопросов и выбирают 2-3 лучших.

Шаг 4. Команды задают вопросы друг другу.

Очередность вопросов лучше ставить по мере продвижения по когнитивным целям. От простых к оценочным. Можно чтобы одна из команд спрашивала, а желающие отвечали.

Продвинутый вариант применения ромашки Блума

Каждая команда составляет опрос/тест из 10-12 вопросов различного типа в нужной последовательности.

Затем команды обмениваются и отвечают на них.

Таким образом ученики не только досконально изучают материал, но и узнают какие вопросы можно задать еще. Акцент в задании все-таки на вопросах, поэтому и фокус внимания обращен именно к ним.

Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Пример применения приема

Для примера взяли текст из учебника Окружающий мир 2 класса. Задавали вопросы по очереди с помощью модели Ромашки. Взрослый и ребенок. Такая бомбежка из вопросов позволила не только найти множество связей и смежных тем для разговора, а и надолго запомнить обсуждаемую информацию.

rabota_s_tekstom

Простые

Кто летал по комнате?
Что она пыталась поймать?
Чего испугалась Лена?

Уточняющие

Так ли я понял, что это произошло во сне?
Правильно ли я понял, что Лена была в газообразном состоянии?
А что, действительно жидкость в невесомости принимает форму шара?

Практические

Как сделать так, чтобы взлететь как Лена?
Где можно применить невесомость?
Когда мы в жизни сталкиваемся с силой притяжения?

Интерпретационные

Почему дом полетел?
Из-за чего Лена почувствовала легкость?
Почему ей приснился сон? (это простой вопрос, т. к. ответ есть в тексте)

Творческие

Если бы ты был на месте Лены, чтобы ты сделал в первую очередь?
Что случилось бы, если бы Лена улетела в космос?
Как бы ты поступил, если бы увидел летающую собаку?

Оценочные

Как ты считаешь, хорошо ли поступила Лена, что заснула и не выучила урок?
Как ты относишься к невесомости?
Как ты думаешь, что лучше невесомость или гравитация?

<

Выводы:

  1. С помощью приема «ромашка Блума» можно изучать не только параграф, но и большой тематический блок.
  2. Когда знаем типы вопросов, то применяем их для получения нужного уровня ответы.
  3. Осознанно подходим к изучению материала. Понимаем что делать. Это увеличивает интерес к учебе и повышает КПД.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Возьмите текст, прочитайте его и задайте все типы вопросов приема «Ромашка Блума». Взрослый задает — ребенок отвечает. И наоборот:)
Жду вашу работу.


Прием ромашка Блума: 6 типов вопросов, с которыми учиться интересно
Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 2
  1. маша

    прекрасно

  2. Ирина (автор)

    Рада, что Вам понравилось, приходите еще:)

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться