Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы

intellekt_myshlenie

Нет одного общепринятого определения понятий интеллект и мышление. Слишком много компонентов они включают в себя, в т. ч. неизвестных. Но в целом, после прочтения статьи, представление о них должно сложиться.

Также, здесь есть некоторые ориентиры, которые могут натолкнуть читателя на продуктивные идеи для дальнейшего развития мыслительных навыков своих и своих детей.

Что это и в чем отличия

Если коротко, то интеллект – это способность, а мышление – это деятельность.

Для сравнения: способность рисовать и сам процесс рисования. Если у человека низкие способности к рисованию, но его научили это делать, он будет вполне сносно или даже мастерски рисовать.

Если у человека высокие способности, то все будет зависеть от того, будет ли он их развивать. Конечно, ему будут даваться легче необходимые навыки, чем первому, но все же способности — не значит реализация, это только возможность.

От мышления в большей степени, чем от рисования зависит успешность человека. Поэтому всех людей в детском возрасте подключают к культуре и развивают мыслительные навыки.

ИНТЕЛЛЕКТ в психологии

Совокупность всех познавательных функций личности. Способность решать сложные проблемы или принимать решения в пользу действующего лица.

Он развился в формах жизни, чтобы адаптироваться к различным средам для их выживания и воспроизводства.

МЫШЛЕНИЕ в психологии

Процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.

Оно позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, организует его мысленно так, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.

По словам Эдварда Де Боно, существует четкое различие между интеллектом и мышлением. Он говорил, что интеллект — это машина, он относится к потенциалу нашей ДНК. Мышление является водителем этой машины.

Ключевым моментом этого сравнения является то, что независимо от того, насколько «хороша» машина, если у нас слабая мыслительная деятельность, невозможно использовать ее с максимальной эффективностью. Врожденный интеллект гораздо менее важен, чем работающие мыслительные навыки.

Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы
Эдвард де Боно автор трудов по творческому мышлению

В недавних исследованиях в области неврологии был даже сделан прогноз, что в будущем навыки качественного мышления могут стать даже более важными, чем университетская степень. Поэтому нужно трудиться над совершенствованием своего мышления и особенно мышления своих детей.

Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы
Бесплатно

Скачать дополнительные материалы для развития ассоциативного мышления

Вконтакте
Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы



Телеграм
Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы
Скопируйте команду для бота: /21

Мифы о мышлении

  1. Когда люди говорят «я думаю то-то» или «я думаю то-то» — это не обязательно мышление. Часто это просто повторение культурных установок или популярных крылатых фраз. Многие произносимые убеждения представляют собой загруженный готовый набор мыслей, а не целенаправленную деятельность ума конкретно взятого человека. Перечисление предположений и выводов может отражать нашу позицию по конкретным вопросам, но это не мышление.
Чтение мысленного списка сохраненных файлов может быть установлением своей позиции, но не мышлением.
  1. В процессе обучения мышление требуется для изучения и обновления действий. Но эти действия и мыслительные процессы автоматизируются, чтобы освободить сознание для новых мыслей. Автоматическая умственная деятельность по определению не является сознательной.

    Мышление – волевой акт, который требует усилий, он должен быть контролируемым. Это сознательно инициированная преднамеренная деятельность, целью которой является приобретение и создание нового знания.
Умственная деятельность, которая не дает спать по ночам, это бесцельная болтовня, беспокойство. И она не мышление.
  1. Мысль предшествует действию, но не обязательно ведет к нему. Наши действия — это то, что определяет нас, потому что они существуют в записи. Это то, что произошло на самом деле. Только если мы действуем в соответствии со своими мыслями, наши мысли соотносятся с тем, кто мы есть или кем мы выбираем быть.
Мы — это не наши мысли, мы — это наши действия.

Мифы об интеллекте

Часто путают интеллект с богатыми знаниями, мудростью и принятием правильных решений. Знание, мудрость, принятие решений — три разных явления, но достаточно тесно связанных между собой. При этом ни одно из них не тождественно интеллекту. 

  1. Нельзя отрицать, что знания дают пищу для ума. Однако даже Google — возможно, самая большая база знаний, накопленная человечеством, наряду с его сложными поисковыми алгоритмами — не является разумным. Всем этим базам данных не хватает гибкости, целостности, чтобы использовать собранную информацию.

    Совмещение больших объемов информации и интеллекта есть в искусственном интеллекте. Уже есть многочисленные сервисы, которые создают уникальные работы (тексты, видео, изображения, музыка, программы) в большом количестве и за малое время.

Ряд исследований свидетельствует о том, что интеллект положительно коррелирует со скоростью приобретения знаний, помогает ловко ими оперировать для достижения поставленных целей. В результате более умные люди обычно имеют больше знаний и лучшее образование (если у них была возможность его получить), но это не тождественные понятия.

znaniya_iskusstvennyj_intellekt
  1. Мудрость, конечно, больше, чем знание. Недостаточно много знать, чтобы быть мудрым. Но это еще не то же самое, что интеллект. Мы не можем сказать о каждом пожилом человеке, что он мудр, даже если за свою долгую жизнь он приобрел обширные знания.

Мудрость – это способность предпринимать соответствующие действия в самых сложных ситуациях с учетом множества факторов, влияющих на последствия этих действий. Основа мудрости – это богатые знания, как усвоенные, так и пережитые. Несомненно, высокий интеллект способствует этому.

Хотя интеллект и мудрость не одно и то же, у них есть общий базовый механизм — способность абстрагироваться. Выявлять правила, а затем применять их при поиске решения других задач.

  1. Для принятия правильных решений одного интеллекта недостаточно. Поскольку он — способность эффективно обрабатывать информацию, то обеспечивает техническую способность принимать правильные решения.

В жизненных ситуациях нам обычно не даются все предпосылки, для принятия решений мы используем также накопленные знания и опыт. Поэтому, чтобы судить правильно, нужен не только интеллект, но и знание того, что влияет на ту или иную ситуацию.

Даже те решения, которые кажутся правильными сейчас, через некоторое время могут оказаться ошибочными, из-за «вдруг откуда ни возьмись» обстоятельств или из-за наших многочисленных когнитивных искажений.

Интеллект может обойтись без знаний, мудрости и принятия каких-либо решений, но они без него — нет. 

При этом речь идет не о выдающемся интеллекте. Среднего уровня достаточно для накопления больших, даже экспертных знаний, для достижения мудрости или правоты суждений. Однако интеллект — это лишь потенциал, дающий возможность, а не гарантия какого-либо достижения.

Типы мышления

Существует несколько классификаций типов мышления.

По личностным особенностям: женское, мужское, позитивное, негативное, рациональное, иррациональное, стратегическое, идеалистическое

По характеру задач: теоретическое, практическое

По психическим процессам: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, словесно-логическое

По результатам мышления: творческое (продуктивное, дивергентное, креативное), воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное)

По характеру мыслительных операций: образное, понятийное, символическое, абстрактное, клиповое

А также: критическое, системное, латеральное, диалектическое, логическое.

8 типов интеллекта по теории Говарда Гарднера

  1. Логический и математический

Это тип интеллекта, основанный на логическом мышлении. Он проявляется в восприятии мира через последовательность событий, причинно-следственных связях, творческом решении задач.

Дети, с хорошо развитым логико-математическим интеллектом, внимательно относятся к порядку, к деталям, любят разгадывать ребусы, головоломки. Они быстро видят связи между различными явлениями. Им свойственны абстрактное мышление и страсть к экспериментам. Это не значит, что ребенок обязательно будет ученым или математиком. Такие дети также любят углубленно изучать грамматику: анализировать структуру предложения, самостоятельно строить его по правилам.

matematicheskij_intellekt
  1. Лингвистический (вербальный)

Проще говоря, это способность ясно выражать свои мысли посредством произнесенного слова.

Людям, наделенным данным типом интеллекта, свойственны: богатый словарный запас, легкость аргументации, любовь к литературе, каламбурам, шуткам, дебатам и публичным выступлениям. Также они увлекаются написанием различных типов текстов, в том числе стихов. Дети легко запоминают информацию, делают заметки, виртуозно используют язык в разных ситуациях. Кроме того, они быстрее других изучают иностранные языки.

Ключевыми элементами лингвистического интеллекта являются: чувствительность к звукам, тембр, ритм, модуляция голоса, структура и значение слов.

zhvaneckij_matematicheskij_intellekt
  1. Естественный (экологический)

Этот тип основан на знании, оценке и понимании природы. Человек, наделенный природным интеллектом, «чувствует» природу, заботится о мире, о животных, о растениях. Характеризуется способностью понимать, делать выводы, извлекать пользу из окружающей природной среды.

Сразу вспоминаются профессии, связанные с природой: ботаник, ветеринар или фермер. Дети с такими данными умеют классифицировать объекты по иерархии (выделяя более важные/менее важные вещи), воспринимают закономерности, которые есть в природе. Дети-натуралисты активно проводят время на свежем воздухе. Они могут часами наблюдать за муравьями, бабочками, пчелами, любят ухаживать за животными.

  1. Музыкальный (аудиальный)

Это познание мира через звуки. Люди, наделенные музыкальным интеллектом, чувствительны к звукам, исходящим из окружающей среды. Музыка и ритм – это весь их мир. Они хорошо танцуют, часто хорошо поют, могут различать звучание отдельных инструментов и воссоздавать мелодию, прослушав ее один раз. У них есть языковые навыки, способность легко улавливать акцент.

muzykal'nyj_intellekt
  1. Пространственный

Этот тип позволяет понимать окружающую среду через формы, образы внешнего мира и собственной фантазии.

Человек, наделенный этим интеллектом, обращает внимание на детали, ему все важно. Он очень чувствителен к окружающим предметам, цветам и узорам. Любит заниматься разными видами творчества, умеет гармонично сочетать цвета. Он наблюдатель, часто использует воображение — визуализацию, охотно иллюстрирует вопросы в виде схем, диаграмм, таблиц. В процессе запоминания задействует все органы чувств. Ребенок с развитым пространственным интеллектом креативен.

  1. Двигательный (или кинестетический)

Это обучение через деятельность, движение; это осознание тела.

Дети с этим интеллектом любят танцы и спорт. Они с удовольствием выполняют различные виды работ самостоятельно, например, рукоделие, лепку. Используют язык тела, много жестикулируют. У них прекрасно развиты автоматические реакции. Умеют планировать деятельность, распределять задачи, обладают отличной пространственной организацией. Любят подвижные игры, предпочтительно групповые. Взрослые ошибочно называют их «гиперактивными». Такие дети очень чувствительны к прикосновениям.

dvigatel'nyj_intellekt
  1. Межличностный (социальный)

Этот тип включает в себя все остальные типы. Он неразрывно связан с эмоциональным интеллектом, который, помимо социальных навыков, включает в себя способность к самоконтролю, самотворчеству и постижению собственных эмоций. В его основе лежит способность понимать других и способность воспринимать характеристики, отличающие людей. Это позволяет безупречно фиксировать изменения настроения, мотивации, поведения и намерений.

Людям с таким интеллектом просто необходимо быть среди людей. Они учатся через межличностные контакты. Из них получаются отличные слушатели и советники. У них широкие интересы, они часто посещают множество внеклассных мероприятий. Критические мнения только еще больше мотивируют их к действию.

Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы
  1. Внутриличностный (интуитивный)

Дети, обладающие этим интеллектом, отличаются стремлением к самопознанию что означает способность распознавать собственные чувства и эмоции. Что позволяет использовать их для самоконтроля. В сочетании с межличностным интеллектом это помогает им выбирать лучший путь.

Люди с развитым внутриличностным типом обладают так называемой «жизненной мудростью», интуицией, внутренней мотивацией. Такие люди немного скрытны, предпочитают работать в одиночку, могут стесняться.

От типа интеллекта зависит картина мира человека и результаты деятельности его мышления. Каждый из нас одну и ту же нестандартную задачу будет решать по-своему.
skachat'_karty_proppa
Бесплатно

31 карта Проппа
для распечатки

Вконтакте
Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы

Телеграм
Интеллект и мышление: в чем отличия, мифы, типы

Скопируйте команду для бота: /20


Выводы:

  1. Интеллект и мышление разные признаки мозга.
  2. На успешность человека больше влияет развитое мышление, чем интеллект
  3. Не все мысли есть работа мышления.
  4. Интеллект не равно знания, мудрость или принятие решений, но он – фундамент для них.
  5. Существуют разные типы интеллекта и мышления. Это определяет характер мыслей и деятельность человека.
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности