Нет одного общепринятого определения понятий интеллект и мышление. Слишком много компонентов они включают в себя, в т. ч. неизвестных. Но в целом, после прочтения статьи, представление о них должно сложиться.
Также, здесь есть некоторые ориентиры, которые могут натолкнуть читателя на продуктивные идеи для дальнейшего развития мыслительных навыков своих и своих детей.
Что это и в чем отличия
Если коротко, то интеллект – это способность, а мышление – это деятельность.
Для сравнения: способность рисовать и сам процесс рисования. Если у человека низкие способности к рисованию, но его научили это делать, он будет вполне сносно или даже мастерски рисовать. Если у человека высокие способности, то все будет зависеть от того, будет ли он их развивать. Конечно, ему будут даваться легче необходимые навыки, чем первому, но все же способности — не значит реализация, это только возможность. |
От мышления в большей степени, чем от рисования зависит успешность человека. Поэтому всех людей в детском возрасте подключают к культуре и развивают мыслительные навыки.
ИНТЕЛЛЕКТ в психологии
Совокупность всех познавательных функций личности. Способность решать сложные проблемы или принимать решения в пользу действующего лица.
Он развился в формах жизни, чтобы адаптироваться к различным средам для их выживания и воспроизводства.
МЫШЛЕНИЕ в психологии
Процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.
Оно позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, организует его мысленно так, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.
По словам Эдварда Де Боно, существует четкое различие между интеллектом и мышлением. Он говорил, что интеллект — это машина, он относится к потенциалу нашей ДНК. Мышление является водителем этой машины.
Ключевым моментом этого сравнения является то, что независимо от того, насколько «хороша» машина, если у нас слабая мыслительная деятельность, невозможно использовать ее с максимальной эффективностью. Врожденный интеллект гораздо менее важен, чем работающие мыслительные навыки.
В недавних исследованиях в области неврологии был даже сделан прогноз, что в будущем навыки качественного мышления могут стать даже более важными, чем университетская степень. Поэтому нужно трудиться над совершенствованием своего мышления и особенно мышления своих детей.
Мифы о мышлении
- Когда люди говорят «я думаю то-то» или «я думаю то-то» — это не обязательно мышление. Часто это просто повторение культурных установок или популярных крылатых фраз. Многие произносимые убеждения представляют собой загруженный готовый набор мыслей, а не целенаправленную деятельность ума конкретно взятого человека. Перечисление предположений и выводов может отражать нашу позицию по конкретным вопросам, но это не мышление.
Чтение мысленного списка сохраненных файлов может быть установлением своей позиции, но не мышлением. |
- В процессе обучения мышление требуется для изучения и обновления действий. Но эти действия и мыслительные процессы автоматизируются, чтобы освободить сознание для новых мыслей. Автоматическая умственная деятельность по определению не является сознательной.
Мышление – волевой акт, который требует усилий, он должен быть контролируемым. Это сознательно инициированная преднамеренная деятельность, целью которой является приобретение и создание нового знания.
Умственная деятельность, которая не дает спать по ночам, это бесцельная болтовня, беспокойство. И она не мышление. |
- Мысль предшествует действию, но не обязательно ведет к нему. Наши действия — это то, что определяет нас, потому что они существуют в записи. Это то, что произошло на самом деле. Только если мы действуем в соответствии со своими мыслями, наши мысли соотносятся с тем, кто мы есть или кем мы выбираем быть.
Мы — это не наши мысли, мы — это наши действия. |
Мифы об интеллекте
Часто путают интеллект с богатыми знаниями, мудростью и принятием правильных решений. Знание, мудрость, принятие решений — три разных явления, но достаточно тесно связанных между собой. При этом ни одно из них не тождественно интеллекту.
- Нельзя отрицать, что знания дают пищу для ума. Однако даже Google — возможно, самая большая база знаний, накопленная человечеством, наряду с его сложными поисковыми алгоритмами — не является разумным. Всем этим базам данных не хватает гибкости, целостности, чтобы использовать собранную информацию.
Совмещение больших объемов информации и интеллекта есть в искусственном интеллекте. Уже есть многочисленные сервисы, которые создают уникальные работы (тексты, видео, изображения, музыка, программы) в большом количестве и за малое время.
Ряд исследований свидетельствует о том, что интеллект положительно коррелирует со скоростью приобретения знаний, помогает ловко ими оперировать для достижения поставленных целей. В результате более умные люди обычно имеют больше знаний и лучшее образование (если у них была возможность его получить), но это не тождественные понятия.
- Мудрость, конечно, больше, чем знание. Недостаточно много знать, чтобы быть мудрым. Но это еще не то же самое, что интеллект. Мы не можем сказать о каждом пожилом человеке, что он мудр, даже если за свою долгую жизнь он приобрел обширные знания.
Мудрость – это способность предпринимать соответствующие действия в самых сложных ситуациях с учетом множества факторов, влияющих на последствия этих действий. Основа мудрости – это богатые знания, как усвоенные, так и пережитые. Несомненно, высокий интеллект способствует этому.
Хотя интеллект и мудрость не одно и то же, у них есть общий базовый механизм — способность абстрагироваться. Выявлять правила, а затем применять их при поиске решения других задач.
- Для принятия правильных решений одного интеллекта недостаточно. Поскольку он — способность эффективно обрабатывать информацию, то обеспечивает техническую способность принимать правильные решения.
В жизненных ситуациях нам обычно не даются все предпосылки, для принятия решений мы используем также накопленные знания и опыт. Поэтому, чтобы судить правильно, нужен не только интеллект, но и знание того, что влияет на ту или иную ситуацию.
Даже те решения, которые кажутся правильными сейчас, через некоторое время могут оказаться ошибочными, из-за «вдруг откуда ни возьмись» обстоятельств или из-за наших многочисленных когнитивных искажений.
Интеллект может обойтись без знаний, мудрости и принятия каких-либо решений, но они без него — нет.
При этом речь идет не о выдающемся интеллекте. Среднего уровня достаточно для накопления больших, даже экспертных знаний, для достижения мудрости или правоты суждений. Однако интеллект — это лишь потенциал, дающий возможность, а не гарантия какого-либо достижения.
Типы мышления
Существует несколько классификаций типов мышления.
По личностным особенностям: женское, мужское, позитивное, негативное, рациональное, иррациональное, стратегическое, идеалистическое
По характеру задач: теоретическое, практическое
По психическим процессам: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, словесно-логическое
По результатам мышления: творческое (продуктивное, дивергентное, креативное), воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное)
По характеру мыслительных операций: образное, понятийное, символическое, абстрактное, клиповое
А также: критическое, системное, латеральное, диалектическое, логическое.
8 типов интеллекта по теории Говарда Гарднера
- Логический и математический
Это тип интеллекта, основанный на логическом мышлении. Он проявляется в восприятии мира через последовательность событий, причинно-следственных связях, творческом решении задач.
Дети, с хорошо развитым логико-математическим интеллектом, внимательно относятся к порядку, к деталям, любят разгадывать ребусы, головоломки. Они быстро видят связи между различными явлениями. Им свойственны абстрактное мышление и страсть к экспериментам. Это не значит, что ребенок обязательно будет ученым или математиком. Такие дети также любят углубленно изучать грамматику: анализировать структуру предложения, самостоятельно строить его по правилам.
- Лингвистический (вербальный)
Проще говоря, это способность ясно выражать свои мысли посредством произнесенного слова.
Людям, наделенным данным типом интеллекта, свойственны: богатый словарный запас, легкость аргументации, любовь к литературе, каламбурам, шуткам, дебатам и публичным выступлениям. Также они увлекаются написанием различных типов текстов, в том числе стихов. Дети легко запоминают информацию, делают заметки, виртуозно используют язык в разных ситуациях. Кроме того, они быстрее других изучают иностранные языки.
Ключевыми элементами лингвистического интеллекта являются: чувствительность к звукам, тембр, ритм, модуляция голоса, структура и значение слов.
- Естественный (экологический)
Этот тип основан на знании, оценке и понимании природы. Человек, наделенный природным интеллектом, «чувствует» природу, заботится о мире, о животных, о растениях. Характеризуется способностью понимать, делать выводы, извлекать пользу из окружающей природной среды.
Сразу вспоминаются профессии, связанные с природой: ботаник, ветеринар или фермер. Дети с такими данными умеют классифицировать объекты по иерархии (выделяя более важные/менее важные вещи), воспринимают закономерности, которые есть в природе. Дети-натуралисты активно проводят время на свежем воздухе. Они могут часами наблюдать за муравьями, бабочками, пчелами, любят ухаживать за животными.
- Музыкальный (аудиальный)
Это познание мира через звуки. Люди, наделенные музыкальным интеллектом, чувствительны к звукам, исходящим из окружающей среды. Музыка и ритм – это весь их мир. Они хорошо танцуют, часто хорошо поют, могут различать звучание отдельных инструментов и воссоздавать мелодию, прослушав ее один раз. У них есть языковые навыки, способность легко улавливать акцент.
- Пространственный
Этот тип позволяет понимать окружающую среду через формы, образы внешнего мира и собственной фантазии.
Человек, наделенный этим интеллектом, обращает внимание на детали, ему все важно. Он очень чувствителен к окружающим предметам, цветам и узорам. Любит заниматься разными видами творчества, умеет гармонично сочетать цвета. Он наблюдатель, часто использует воображение — визуализацию, охотно иллюстрирует вопросы в виде схем, диаграмм, таблиц. В процессе запоминания задействует все органы чувств. Ребенок с развитым пространственным интеллектом креативен.
- Двигательный (или кинестетический)
Это обучение через деятельность, движение; это осознание тела.
Дети с этим интеллектом любят танцы и спорт. Они с удовольствием выполняют различные виды работ самостоятельно, например, рукоделие, лепку. Используют язык тела, много жестикулируют. У них прекрасно развиты автоматические реакции. Умеют планировать деятельность, распределять задачи, обладают отличной пространственной организацией. Любят подвижные игры, предпочтительно групповые. Взрослые ошибочно называют их «гиперактивными». Такие дети очень чувствительны к прикосновениям.
- Межличностный (социальный)
Этот тип включает в себя все остальные типы. Он неразрывно связан с эмоциональным интеллектом, который, помимо социальных навыков, включает в себя способность к самоконтролю, самотворчеству и постижению собственных эмоций. В его основе лежит способность понимать других и способность воспринимать характеристики, отличающие людей. Это позволяет безупречно фиксировать изменения настроения, мотивации, поведения и намерений.
Людям с таким интеллектом просто необходимо быть среди людей. Они учатся через межличностные контакты. Из них получаются отличные слушатели и советники. У них широкие интересы, они часто посещают множество внеклассных мероприятий. Критические мнения только еще больше мотивируют их к действию.
- Внутриличностный (интуитивный)
Дети, обладающие этим интеллектом, отличаются стремлением к самопознанию что означает способность распознавать собственные чувства и эмоции. Что позволяет использовать их для самоконтроля. В сочетании с межличностным интеллектом это помогает им выбирать лучший путь.
Люди с развитым внутриличностным типом обладают так называемой «жизненной мудростью», интуицией, внутренней мотивацией. Такие люди немного скрытны, предпочитают работать в одиночку, могут стесняться.
От типа интеллекта зависит картина мира человека и результаты деятельности его мышления. Каждый из нас одну и ту же нестандартную задачу будет решать по-своему. |
Выводы:
- Интеллект и мышление разные признаки мозга.
- На успешность человека больше влияет развитое мышление, чем интеллект
- Не все мысли есть работа мышления.
- Интеллект не равно знания, мудрость или принятие решений, но он – фундамент для них.
- Существуют разные типы интеллекта и мышления. Это определяет характер мыслей и деятельность человека.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365