Прием инсерт: полное руководство по его использованию для работы с информацией

priem_insert

В статье описан прием Инсерт как современный и эффективный инструмент обработки и присваивания новых знаний, а также оценки уже имеющихся.

Он формирует ряд необходимых навыков работы с информацией. Это актуально сейчас и спрос на людей, которые владеют такими навыками будет только расти.

Начинать применять его можно уже в 1 классе. Настолько он технически прост.

Прием Инсерт — что это такое

Прием Инсерт – это система маркировки текста значками по мере его чтения. Используется он в технологии критического мышления.

Технология критического мышления — одна из передовых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Технология критического мышления нацелена на обучение ребенка:

  • осмысливать новую информацию
  • находить связи с уже имеющимися знаниями
  • формировать собственное мнение
  • принимать взвешенные решения

Инсерт еще называют технологией эффективного чтения.

Почему он дает результаты? Он наглядный.

Он делает видимым:

процесс накопления данных
путь от старого знания к новому

Название приема является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

I — interactive
N — noting  
S — system
Е — effective
R — reading and
Т — thinking
интерактивная
познавательная
система
для эффективного
чтения и
мышления
Инсерт

Цели использования приема инсерт

Развить произвольное внимание

При использовании этого приема ребенок читает не пассивно и часто без понимания, а внимательно. Как если бы перед ним была задача сортировки картофеля на мелкий, средний и крупный. Такая же высокая степень концентрации появляется, когда читают с Инсерт.

sortirovka_informacii_priem_insert

Научиться анализировать прочитанное

Система маркировки текста уже помогает разделять материал по определенным критериям. Кроме этого, идет работа над коррекцией известного, когда обнаруживаются противоречия между старыми и только что полученными знаниями.

Усваивать новые знания так, чтобы они встраивались в долгосрочную память.

На этапе работы с таблицей ребенок проговаривает единицы информации, которые до этого не знал и связывает их с теми, которые уже составляли его карту мира.

svyaz'_staroj_informacii_s_novoj_priem_insert
связь между нейронами

Научиться работать с большими текстами

Эта цель требует исполнения всех предыдущих целей. И внимание, и анализ, и выделение главного, и нахождение связей с воспроизведением – это необходимые инструменты для результативной работы с объемным материалом.

Как использовать прием Инсерт

Он применяется за 5 этапов:

1 этап. Чтение с пометками 4х видов:

— уже знал
+ — новое
— думал иначе
? — не понял, есть вопросы

Читая, ребенок маркирует соответствующим значком абзацы и предложения.

Можно:
Делать на полях карандашом.
Подложить полоску бумаги, чтобы не портить учебник.
Использовать электронный текст.

Для начальных классов количество маркеров нужно уменьшить.

— уже знал
+ — новое
? — хочу узнать больше

2 этап. Составление таблицы

Здесь возвращаемся к тексту. Ребенок систематизирует информацию, располагая ее в соответствии со своими пометками в таблицу. Записывать нужно коротко, своими словами, без переписывания исходного материала.

Для школьника средних классов она выглядит так:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомыНовая информацияПротиворечия, которые появились после прочтенияНепонятные слова, факты, требующие разъяснения

Для ученика начальной школы таблица состоит из 3х колонок:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомыНовая информацияНепонятные слова, факты, требующие разъяснения

Благодаря таблице, ребенок видит, что данные бывают разными по степени владения ими и что с ними нужно по-разному работать.

То, что уже знал — это крючок, за который зацепятся получаемые знания.

+ Новое – нужно воспроизводить несколько раз по памяти, чтобы укрепить нейронные связи.

Противоречия между старой/свежей информацией потянут за собой изменения представлений и о других явлениях. Эта колонка учит давать оценку достоверности уже имеющимся знаниям.

? Самое интересное из маркеров – знак вопроса. Обычно детей спрашивают и родители, и учителя. А здесь ребенок сам задает вопрос и проявляет желание узнать побольше. Вопрос побуждает идти за ответом дальше границ прочитанного, искать новые источники: родители, интернет, книги, учителя.

3 этап. Чтение своих записей

Этап чтения из таблицы устанавливает связи между фактами, структурирует их. Если дети работают в группе, то чтение – это еще и обмен тем, что записал каждый из них.

4 этап. Дополнение таблицы, при необходимости

После чтения таблицы может возникнуть понимание о необходимости в дополнениях. Ребенок пробегает глазами по главным идеям в тексте и дописывает. Также возможно перемещение записей из одной колонки в другую.

Такая работа — результат более глубокого осмысления знаний.

5 этап. Рефлексия

Здесь идет анализ процесса накопления знаний. Теперь ребенку становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в присвоенный, готовый к дальнейшему применению. Он подводит итоги в виде перечисления созданных связей.

Прием Инсерт и технология критического мышления

Технология критического мышления предлагает разделить работу над материалом на 3 этапа.

  1. Стадия вызова. Вспоминаем то, что уже было известно по теме ДО чтения. Задаем вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
  2. Стадия осмысления. Читаем или слушаем текст, делая пометки на полях.
  3. Стадия рефлексии. Перерабатываем, анализируем, связываем полученную информацию с той, что уже была.

Инсерт участвует на стадии осмысления и рефлексии. Он позволяет отфильтровать новые знания. А затем наглядно, с помощью таблицы присоединить их к уже имеющимся.

И даже пойти дальше — искать ответы на возникшие вопросы.

Достоинства и недостатки приема Инсерт

Достоинства:

  • позволяет читателю отслеживать понимание/непонимание текста, его отдельных частей
  • помогает ребенку самому организовать процесс изучения
  • тренирует его в определении главного и второстепенного материала
  • позволяет соотносить новые знания с имеющимися представлениями
  • восприятие прочитанного на осознанном уровне высоко поднимает уровень усвоения знаний
  • маркировка превращает процесс познания в увлекательную игру, повышает мотивацию
  • это интересная, наглядная форма представления результатов работы с текстом
  • прост в применении

Недостатки:

  • высокая энергозатратность: ребенок одновременно и читает, и принимает решения как отметить то, что читает

Рекомендации при работе с приемом Инсерт

✦ При знакомстве с инструментом Инсерт, лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.

✦ После прочтения надо вспомнить свои первоначальные предположения на этапе вызова, после чего маркировка будет более точная. Пройдет настройка между предположениями и прочитанными данными.

✦ Значки можно придумывать свои, главное их придерживаться. Например, вместо + использовать ! — для обозначения новой информации.

✦ В первое время тезисы для таблицы нужно проговаривать устно, показывать пример. Ребенок, особенно в начальной школе, не знает как они правильно формулируются.

✦ Слова для таблицы нужно подбирать емкие. Чем меньше заметки, тем лучше.

✦ Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.

Вначале может быть трудно анализировать, подбирать тезисы. Но этот навык сильно поможет при работе дальше, с большими текстами.

Примеры применения приема Инсерт

Предметная область использования техники: учебные материалы с большим количеством фактов и сведений.

Его можно использовать в изучении литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии.

Отлично подходят для чтения с приемом — энциклопедии. Тексты в них короткие, плотные, интересные для ребенка.

  • Сначала обсуждаем, что уже знаем по данной теме.
  • Затем размечаем.
  • И заполняем таблицу.

Что такое бигфут? Чем он отличается от других машин?

rabota_s_informaciej_priem_insert

Формулируем тезисы для таблицы вместе:

+ ?
● кузов пикапа
● усиленная подвеска и амортизация
● усиленное колесное шасси
● кузов усиливают трубами
● шасси могут брать у грузовика

Далее читаем колонку с , потом с +

Рефлексия: Зная о том, что у бигфута усиленное колесное шасси, легко привязать, что его могут брать у грузовика.


Абзац из параграфа учебника Окружающий мир 2 класс.

Обсуждение вопроса до чтения: «Как без часов определить время суток?»

Ставим значки:

primer_primeneniya_priem_insert

Разносим по таблице:

+ ?
● раньше время узнавали по солнцу
● солнце в самой высокой точке в полдень
● самая короткая тень — в полдень

Рефлексия: Связываем местонахождение солнца и длину тени в полдень. Что неочевидно в тексте.


+ ?
Петр I — первый российский император.Издал «Табель о рангах»Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.Что еще появилось в России во время правления Петра I?

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

+ ?
КолумбЗавезли табак, картофель, а также новые болезни.Отрицательные последствия, связанные со здоровьем, истребление коренных жителей.До какого культурно-исторического уровня смогли бы развиться аборигены?

«Великие географические открытия и их последствия» может выглядеть так

+ ?
Шекспир основал театр «Глобус», написал много пьес, сонетов.


Был актёром, существует «Шекспировский вопрос».Есть ли связь с Кристофером Марло?Криминальная среда, с которой был связан Шекспир

Работа на уроках английского языка, также может строиться на основе использования ИНСЕРТа:

+ ?
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают.


Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические).Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно?Сколько всего в человеке клеток?

Применение Инсерт на уроках природного цикла, например, биологии. Таблица по теме «Жизнь клеток»

Прием Инсерт формирует навыки работы с информацией

  • распределять материал на главный и второстепенный
  • оценивать данные
  • ориентироваться в учебных текстах и других источниках
  • самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи
  • делать выводы
  • ранжировать информацию по степени новизны
  • анализировать и классифицировать ее, 
  • пересказывать
  • находить аргументы и доказывать свою точку зрения
Памятка для учителя/родителя по предварительной подготовке к использованию приема
1. Предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками.
2. Объяснить или напомнить правила расстановки маркировочных знаков.
3. Четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
4. Дать несколько примеров на преобразование текста в тезисы

Выводы:

  1. Инсерт прост в применении, с ним может справиться первоклассник.
  2. Чтение с использованием приема выходит на более высокий уровень осмысления.
  3. Он стимулирует развитие аналитического и критического мышления, внимания.
  4. Инсерт способствует самостоятельной организации учебы.
  5. Он формирует полезные навыки работы с текстами.
  6. Его наглядность показывает переход от старых знаний к новым.
  7. Он помогает создавать связи между единицами информации, тем самым обогащать картину мира, наполнять ее структуру знаниями.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте прием ИНСЕРТ. Интересно увидеть, как при сортировке информации, станут прослеживаться взаимосвязи, которые не заметны в исходном тексте.


Прием инсерт: полное руководство по его использованию для работы с информацией
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности