Многие хотят узнать определение — критическое мышление это: простыми словами, но для более глубокого представления о нем, нужно поговорить для чего оно и как развивать.
Наше время — это время распространения клипового мышления, тотального доверия любимому блогеру, использования гифок и эмодзи для выражения мнения. Не самые удачные способы взаимодействия с миром. Критическое мышление противостоит этому.
Кроме того, с таким мышлением можно сориентироваться в среде перепроизводства информации и получить множество благ и свобод, о которых пойдет речь ниже.
Что значит критическое мышление
Суть критического мышления – это понимание действительного положения дел через объективную оценку информации, убеждений и аргументов. А также осмысление самого процесса мышления.
Критическое мышление можно описать как «мышление о мышлении». Это означает, что вы можете понять, как работает ваше восприятие, чтобы выявить недостатки в своих рассуждениях и избежать предубеждений.
Такое мышление — противоположность догматическому.
Цель критического мышления схожа с целью науки и философии— поиск наиболее точного объяснения реальности, доступного нам на данный момент.
Оно включает логическое и проблемное мышление, а временами и творческие элементы мышления.
Человек с критическим складом ума не оценивает свои высказывания как абсолютно верные и исчерпывающие. И если он получит новые данные и аргументы, то сумеет понять, что его суждения не соответствуют истине, и будет готов искать новые пути решения.
Мыслить критически это значит:
- Четко отделять факты от мнений. Следует осознавать: принято ли решение на основе знания фактов или на основе чужого мнения.
Факты – это то, что действительно произошло, это отражение фрагментов действительности. Этот фильм относится к жанру фэнтези. |
Мнение – это суждение о чем-то, выражение отношения, оценочная информация, недоступная для непосредственной проверки. Этот фильм — мой любимый. |
- Определять цели сообщения, понимать позицию автора сообщения.
- Определять собственную позицию.
- Видеть неточности и ошибки в сообщении.
- Выделять главную мысль.
- Уточнять информацию в справочниках
Чтобы мыслить критически, абсолютно необходимо эффективно направлять внимание, помня о том, что:
Зачем нужно критическое мышление
Не принимать на веру бездоказательные утверждения. Иначе мы будем постоянными жертвами рекламы, аферистов, некомпетентных рекомендаций, лживой информации.
Находить решения. Решения на основе собранной и проанализированной информации, без предвзятости.
Понимать процесс мышления и пользоваться мыслительными операциями, чтобы его непрерывно совершенствовать.
Исследовать тему с разных сторон. Как минимум с 6. Ниже показано как.
Формировать объективный взгляд на предметы и явления. Самостоятельный взгляд, основанный на фактах, а не мнениях других.
Излагать и аргументировать свою точку зрения. Логическая и психологическая аргументация – основа влияния на других.
Минимизировать предвзятость. У нас есть тенденция использовать новую информацию для подтверждения существующих убеждений, а не для того, чтобы поколебать их или опровергнуть.
Чтобы не расценивать свои знания, как догму – неопровержимую истину.
Когда меняются факты я меняю своё мнение
Дж. Кейнс, английский экономист
Признаки критического мышления
Самостоятельность. Собственные мысли и суждения, аргументы и утверждения, созданные на уникальном опыте и источниках информации. А не слепое следование чужим идеям.
Знания как фундамент. «Изучайте матчасть». Знания не как цель, а лишь как начало пути, пища для выводов, умозаключений, суждений, утверждений.
Есть вопрос. Критический тип мышления двигается от вопроса к вопросу. Именно правильные вопросы помогают исследовать тему и решать проблемы.
Аргументированность. Аргумент — это языковая единица речи человека с критическим мышлением. Он состоит из трех основных элементов: тезис, аргументы или доводы, вывод
Социальность. Во время передачи мысли другому, она получает обратную связь и дальнейшее развитие. Критический тип мышления проявляется среди людей.
Объективность. Максимально абстрагироваться от своих непосредственных реакций и предпочтений и увидеть факты.
Скептицизм. Отказаться принимать утверждение на веру и вместо этого обдумать, насколько оно заслуживает доверия.
Людям с критическим складом ума свойственны такие характеристики:
- Гибкость. Использовать разные подходы, смотреть с разных сторон, пробовать изменить инструментарий.
- Настойчивость.
— Можно уже в начале испугаться сложной задачи и сдаться. — Можно пойти и остановиться в середине пути. ✓ Или пройти сквозь трудности и найти решение. |
- Составлять планы. Они экономят ресурсы: время, деньги, энергию.
- Признавать ошибки. Ошибка для мыслящего критично — это необходимый опыт, более точное понимание вопроса.
- Компромиссность. И волки сыты, и овцы целы. Стратегия на выигрыш всех участников проблемы.
- Осознанность. Одна из самых важных характеристик. Она не дает окунуться в эмоции и держать в поле зрения направление движения.
Критически мыслящие люди развивают привычку к самосознанию собственного мыслительного процесса.
Как научиться мыслить критически
Чтобы развить критическое мышление, нужно овладеть навыками:
▂ Использовать такие мыслительные операции как: анализ, синтез, оценка в работе с разными источниками информации.
▂ Задавать вопросы разных типов и отвечать на них, исходя из особенностей источника информации или ситуации
▂ Отличать факты от мнений, выявлять направленность и необъективность информации.
▂ Осуществлять поиск информации, используя различные тексты и источники, структурировать, систематизировать и критически оценивать ее.
▂ Находить, понимать и оценивать аргументы в тексте и высказываниях других людей.
▂ Строить собственные аргументы и оценивать их, использовать контраргументацию и опровержение.
▂ Конструировать тексты различных видов в устной и письменной формах.
▂ Участвовать в дискуссиях, эффективно отстаивая свою позицию.
Процесс критического осмысления
Он включает несколько мыслительных операций, которые составляют основу мышления.
Понимание
Суть понимания выражена в форме синквейна.
Понимание.
Приходящее, поясняющее.
Привожу примеры, классифицирую, сравниваю.
Сторонние знания встраиваю в собственную нейронную сеть.
Ага!
Анализ
Анализ – мыслительная операция расчленения целого. Анализировать значит уметь:
- выявлять признаки объектов, в т. ч. функцию
- разделять целое на составные части, что помогает выявить структуру изучаемого объекта, его состав
- выявлять взаимосвязи между выделенными частями
- определять принципы организации целого и изображать их схематически
- находить связи изучаемого объекта с другими объектами
Синтез
Синтез – умение комбинировать элементы так, чтобы получилось целое, обладающее новизной. Процесс анализа частей — это предпосылка синтеза.
Рассказывают, что у одного трактирщика украли его любимого петуха. Он объявил, что за «петушиный хвост» готов отдать половину своего заведения и дочь в жены. Об этом услышал влюбленный в девушку молодой офицер и нашел воришек. Когда он вернул петуха, трактирщик устроил пир, а дочь, готовившая напитки, так разволновалась, что смешала все что было в один напиток. И он оказался не так уж плох. |
Кок-тейль от англ. «петушиный хвост«
Чтобы синтезировать необходимо уметь:
- Генерировать идеи – предлагать различные гипотезы или способы действия с частями целого.
- Планировать деятельность – составлять перечень действий, для достижения в синтезе собственной цели.
- Практически создавать новый продукт – соединять выделенные в ходе анализа части так, чтобы появилось новое.
Оценка
Оценка – это мыслительная операция, которая помогает принимать правильные и/или справедливые решения, отталкиваясь от исходной информации.
В процессе выработки оценки формируется оценочное суждение. Оно опирается на результаты понимания, анализа и синтеза.
Суждение содержит количественные и качественные оценки и основывается на критериях.
Для оценивания необходимо на основе критериев уметь:
— Давать сравнительную оценку объектам.
Самый спелый помидор.
Это значит ответить на вопросы: «Соответствует ли… И насколько?
— Определять, объяснять, обосновывать свое отношение к объекту оценки.
Этот помидор больше других подходит мне для еды.
Критические вопросы
Критические вопросы — это проверка на прочность высказываемых идей. С их помощью мы узнаем недостающие сведения для формирования собственной оценки, суждения или решения задачи.
Есть несколько разновидностей вопросов, которые применимы в зависимости от задачи:
Вопрос | Вопросительные слова |
---|---|
На получение знания (информации) | Что такое? Где? Когда? Что именно? Сколько? Какие примеры? |
На понимание информации | Как передать другими словами? Как вы понимаете? Как другими словами пояснить? Что означает? Что вы имеете ввиду? |
На поиск возможностей использования, применения информации | В каких еще ситуациях можно применить? С какой целью? Кто может использовать? Чем может быть полезно? Что может повредить? |
На анализ | Каковы основные элементы? Из чего состоит? К какой группе относится? Каковы причины? Каковы признаки? Как устроено? Каковы функции? В чем сходство/различие? |
На синтез | О чем говорит наличие таких элементов как? Как связаны? В чем связь между? Что общего между? Какой вывод можно сделать из фактов? Объясните, почему? Почему вы думаете? |
На оценку | Хорошо или плохо? Какие преимущества или недостатки? Правильно или ошибочно? Эффективно или неэффективно? Понятно или нет? Доказано или недоказано? Согласны ли Вы, что? Почему? Верно ли, что? Почему? |
Использование совокупности всех вопросов – системы, позволяет тщательно и подробно изучить предмет со всех сторон.
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления внедряется на уроках в 29 странах мира.
Ее также можно использовать и дома, с одним учеником.
ТРКМ – объединение разных приемов, направленных на создание интереса к теме, глубокого осмысления изучаемых идей и связей, а затем и присвоения новой информации.
Урок с применением технологии состоит из трех этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
1 этап. Вызов
Направлен на создание интереса ребенка к теме, на вспоминание уже имеющихся фактов по предмету и придание значимости этой темы.
Для этого необходимо:
- Чтобы ребенок говорил то, что знает и не боялся допустить ошибку.
- Записывать все, что будет сказано. С этим пойдет работа на следующих этапах. Никаких оценок высказываниям не даем.
- Определить учебную проблему или несколько проблем.
Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний. Они вызывают у ребенка познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Для стадии Вызов используют такие приемы:
Корзина идей
Дерево предсказаний
Верные и неверные утверждения
Ключевые слова
Кластер
Мозговой штурм
Круги на воде
2 этап. Осмысление
Здесь происходит освоение новых идей, сопоставление изучаемого с тем, что уже знает, систематизация, отслеживание собственного понимания.
На этой стадии ребенок делает следующее:
- Знакомится с новыми знаниями.
- Связывает то, что только что узнал с той информацией, что уже есть.
- Ищет ответы на вопросы, которые были поставлены на этапе Вызов.
- Отмечает, что ему нравится, вызывает интерес из нового материала, о чем хотел бы узнать подробнее.
- Подготавливается к высказываниям на тему.
Для стадии Осмысления характерны следующие приемы:
Инсерт
Чтение с остановками
Сводная таблица
Уголки
Лови ошибку
Логические цепочки
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Фишбоун
Ромашка Блума
Сюжетная таблица
3 этап. Рефлексия
Этот этап направлен на обобщение и формирование картины полученных знаний, проявление собственной точки зрения на изучаемый материал и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения.
Ученик выполняет следующие действия:
- Использует полученные навыки.
- Производит анализ информации.
- Выносит оценочные суждения.
- Фиксирует рассмотренный материал в виде собственных выводов.
- Составляет схемы, перечень аргументов, доказательств.
- Проводит ревизию достоверности уже имеющихся знаний и дополняет новыми.
Для этапа Рефлексия используют следующие приемы:
Шесть шляп
Синквейн
Тонкие и толстые вопросы
Эссе
Рафт
Свободное письмо
Кубик Блума
Денотатный граф
Выводы:
- Критический тип мышления один из важнейших навыков нашего времени.
- Критическое мышление можно и нужно развивать. Уже в начальной школе.
- Оно помогает нам быть свободными: от собственных предвзятостей, чужих мнений, навязанной пропаганды.
- С ним мы делаем обоснованный выбор, принимаем взвешенные решения.
- Критическое мышление позволяет строить сильную аргументацию и убеждать других в своих суждениях.
- Люди, обладающие критическим складом ума умеют работать с информацией: анализировать, находить ответы, создавать новые идеи, излагать их в различных формах.
Источники: Основы критического мышления Киев, 2009, стр. 150 Т. Чатфилд Критическое мышление М.: «Альпина Паблишер», 2019, стр. 330 Н. Непряхин, Т. Пащенко Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни М.: «Альпина Паблишер», 2020, стр. 192 Д.М. Шакирова Критическое мышление Казань, 2019, стр. 151 |
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365