Эта статья рассказывает про таблицу «Тонкие и толстые вопросы», а также еще несколько видов таблиц. Каждая из них имеет свои особенности и решает свои задачи.
Знание различных форматов таблиц позволит разнообразить процесс изучения информации, сделать его более интересным и менее трудозатратным.
Таблицы и ТРКМ
Одна из задач Технологии Развития Критического Мышления – сформировать такие навыки, которые бы помогали человеку ориентироваться в шквале информации.
Таблицы – это замечательный формат для такой задачи. С одной стороны они сильно сокращают количество текста, с другой – показывают необходимые взаимосвязи. А также учат:
- Структурировать, раскладывать по полочкам, разносить по категориям, упорядочивать информацию.
- Выражать идеи кратко и емко. Особенно это ценно для больших объемов сведений.
- Выделять главное, выписывать те слова, без которых смысл теряется.
- Формировать свою точку зрения и доказывать ее.
- Направлять и концентрировать внимание на разные уровни информации.
Технология РКМ предполагает условное разделение урока на 3 стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия.
На каждой из этих стадий применима любая из рассматриваемых таблиц. Все зависит от целей учителя и возможностей учеников.
Вызов – начало занятия, необходимо определиться с целями урока, уже имеющимися знаниями детей по теме, а также выявить вопросы и интересы. Таблица поможет быстро сделать срез по тому, что есть и понять куда двигаться дальше.
Осмысление – получение и работа с информацией, для ее усвоения. Здесь таблица определяет сценарий этой работы.
Рефлексия – завершающий этап, подведение итогов, делают выводы, высказывают свое отношение. Таблица покажет полученные сведения так, чтобы выводы напрашивались сами собой.
Таблица «Тонкие и толстые вопросы»
О важности навыка задавать вопросы
Вопросы двигают мышление вперед. Из ответа вытекает новый вопрос. Снова начинаются поиски. И ученые, и художники каждый своим методом ищут ответы на вопросы на протяжении всей истории.
Дети тоже, пока маленькие, задают вопросы. Правда, постепенно многие утрачивают это свойство. А зря.
Умение задавать вопросы – это залог успеха в поиске решений. И в учебе, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни. Знающие рыбаки используют определенную приманку на крючок для определенной рыбы. То же и с вопросами.
У них есть сила – каков вопрос, таков и ответ.
Ты можешь получить любой ответ, только задай правильный вопрос.
✔ Он выведет за рамки поискового поля.
✔ Встряхнет привычное мышление.
✔ Погрузит в глубины текста.
Про вопросы нужно разговаривать с ребенком. Учить различать их.
Вопросы показывают уровень знаний. Поэтому НЕ нужно спрашивать ребенка. Пусть лучше он задает вопросы.
Они воспитывают уважение к чужому мнению. Если вопрос задан, то значит спрашивающий хочет узнать, что думает другой человек.
Есть разные классификации вопросов.
Пример одной из классификаций — прием Ромашка Блума. В нем используются 6 типов вопросов, которые помогают погрузиться в информацию и найти в ней различной глубины смыслы и связи. То, что с поверхности было не замечено.
Есть и другая классификация: тонкие и толстые вопросы.
Суть таблицы «Тонкие и толстые вопросы»
Вопросы делятся на 2 категории.
Тонкие вопросы направлены на выявление фактов, событий, сведений. Ответы на них можно найти в изучаемом материале урока. Они однозначные. Задавать тонкие вопросы легче.
Толстые вопросы – это вопросы «на подумать», проанализировать и сделать выводы. Ответов на такие вопросы может быть столько, сколько людей, которым их задали.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
---|---|
Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Верно ли? | В чем различие? Каковы цели? Что было бы, если? Почему? Как ты относишься? Зачем? |
Вариант работы с таблицей:
➤ Объясняем, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы.
➤ Обозначаем тему и готовим детей к изучению (чтение или слушание)
Если работа идет в классе:
➤ Делим учащихся на группы. Одни группы записывают тонкие вопросы по новой информации, а другие — толстые.
➤ Далее представители групп задают свои вопросы другим группам.
Возможно, будут вопросы, ответы на которые дети не нашли. О них нужно обязательно спросить. Пусть дома они поищут ответ. Эти 2-3 минуты занятия будут прививать мысль о самообразовании. О том, что знаний много и к ним есть доступ.
Если по таблице занимается взрослый с ребенком:
Вопросы делятся между ними: взрослый задает тонкие – ребенок отвечает, а ребенок – толстые и взрослый отвечает. И, наоборот.
Ребенок с удовольствием их задает. И особенно доволен, когда мама «не знает на него ответ». Тогда можно обратиться к поиску в интернете.
Для развития критического мышления
Таблицу «Тонких и толстых» вопросов удобно применять на стадии Осмысления. Ребенок как бы беседует с текстом, когда вопрос задан в предвосхищении ответа. Или закрепляет в памяти содержание, когда спрашивает уже после прочтения.
Можно эту таблицу применить и на этапе рефлексии. Тогда дети фиксируют то, что запомнили. Вопросы включают процесс припоминания. Что помогает запомнить много больше, чем запись по ходу чтения.
Примеры таблицы «Тонкие и толстые вопросы»
В этом примере по теме «Погода и климат» 2 кл. Окружающий мир, ребенок придумывал толстые вопросы. Такие вопросы задать без знания темы нельзя.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
---|---|
• Что такое атмосфера? • От чего зависит погода? • Как называются различные виды осадков? • Какую температуру называют отрицательной? | • Что было бы, если бы не было атмосферы? • Почему на экваторе так много осадков? • Почему ветер дует с разной скоростью? |
Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ)
Суть таблицы ЗХУ
Эта форма таблицы наглядно показывает какие знания были в начале изучения вопроса, а какие появились. Ученик видит, что их стало больше.
✔ Она позволяет актуализировать имеющиеся знания и наметить ключевые слова темы.
✔ Помогает управлять вниманием. Таблица нацеливает на поиск той информации, которую ученик определил для себя сам.
✔ Прием удобен для работы с текстами, где много точных данных.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
---|---|---|
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что мы узнали |
Вариант работы с таблицей
➤ Озвучиваем тему занятия.
➤ Выписываем сначала индивидуально, затем в группе (если она есть) те факты по теме, которые дети уже знают.
➤ Задаем вопросы к этим фактам и записываем в колонку «Хочу узнать».
➤ Изучаем тему. Наверняка появятся вопросы, которые сначала не пришли в голову. Дописываем.
➤ Вписываем в колонку «Узнал» ответы на вопросы из второй колонки.
Те вопросы, которые остались не отвеченными, а узнать по-прежнему интересно, можно оставить на самостоятельную работу дома. Узнать при помощи родителей, интернета, книг.
Для продвинутого уровня (с 3-го класса) можно добавить еще 2 колонки: главные слова/категории и источники.
Сначала заполняем колонку «Главные слова» – категориями по теме, а затем уже конкретные сведения записываем в колонку Знаю.
Дальше эту колонку можно превратить в отдельную таблицу, где каждое главное слово будет отдельной колонкой. И уже она пополняется сведениями.
Столбик «Источники» нужен для того, чтобы:
- научиться записывать источники информации
- в дальнейшем фиксировать откуда мы что узнаем и строить наши суждения более весомыми, с опорой на авторов
Для развития критического мышления
Работа с этой таблицей идет на протяжении всего урока. Но больше всего она эффективна для этапа Вызов. С ее помощью дети ставят себе цели, что они хотели бы узнать по теме. Те, кто постарше на этом же этапе формируют категории, векторы по которым пойдет изучение материала.
Но и на этапе Рефлексия идет не менее важное осознание того, что нового узнали, какими связями прошили старую и новую информации. Буквально видим новые знания.
Примеры таблицы ЗХУ
Ребенок увлекается камнями, поэтому с удовольствием читает про них. В таком случае узнать больше про Берилл входит в круг его интересов. Заполним таблицу и запомним про камень намного больше, чем просто при чтении.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
---|---|---|
• Есть камень Берилловый изумруд. Он бывает прозрачным и нет. • Это драгоценный камень • Аквамарин — это разновидность Берилла. Меняет цвет в зависимости от угла просмотра. • Он светло- зеленых тонов. | • Есть ли еще разновидности Берилла? • Как используют кроме как украшения? | • Есть еще разновидность — гелиодор. • Берилл содержит бериллий — очень легкий металл и жаропрочный. Его называют металлом будущего. • Это метаморфический камень. • Бывает еще желто-зеленых тонов. |
Таблица Плюс – Минус – Интересно (ПМИ)
Суть таблицы ПМИ
Эту таблицу используют, чтобы внести эмоциональный слой в изучении сухого и/или сложного материала. Инструкции. Научные статьи. Документы.
✔ Увеличивает понимание и запоминание трудных для восприятия текстов.
✔ Мотивирует, увлекает изучением сложных вопросов, благодаря включению личного опыта.
✔ Направляет внимание на различные аспекты вопроса, темы. Ее положительные и отрицательные элементы.
Такой навык помогает аргументировать свою точку зрения. Потому что когда ты знаешь минусовые доводы, а защищаешь положительную точку зрения, то она становится более весомой, более убедительной. Развивать его можно через игру Хорошо-плохо.
Плюс | Минус | Интересно |
---|---|---|
Собираем ответы на вопрос «Что в этом хорошего?» | Отвечаем на вопрос «Что в этом плохого?» | Пишем о том, что в этом интересного? |
Колонка «Интересно» — самая трудная для ученика. Поэтому начинать можно с одного ответа. Если в ней остались вопросы, которые не нашли ответов, то они останутся для самостоятельного изучения. Чтобы ученик сам взял источники и искал ответ, нужна увлеченность. Один из способов ее появления – таблица ПМИ.
Вариант работы с таблицей
➤ Чертим таблицу и объясняем задачу.
➤ Открываем текст для изучения. Читать его будем небольшими отрывками.
➤ Сразу разносим факты в свои колонки. Нужно пощупать «внутренним чутьем» как они эмоционально окрашены.
➤ Меняемся с соседом и смотрим, что записал он. Если что-то понравилось, записываем к себе.
➤ Некоторые пары могут озвучить на всю группу, что они записали.
Для развития критического мышления
Плюс – минус – интересно лучше использовать на стадии осмысления. Когда идет работа над изучением информации. Включаем оценочную позицию и с нее распределяем идеи.
Примеры таблицы ПМИ
Плюс | Минус | Интересно |
---|---|---|
• Есть приспособления, для того, чтобы опускаться на дно. • Малоизученная область и в ней много еще не открытых ресурсов. | • Организм человека такой непрочный. • Шланг мешает водолазу двигаться. • Организация вылазки на дно океана дорого стоит. | • Есть ли на дне разумные существа? • Что нужно знать и уметь, чтобы стать водолазом? |
Сюжетная таблица
Суть сюжетной таблицы
Эта таблица подходит для осмысления исторических текстов, литературных произведений, для текстов, в которых есть события и действующие лица. Отвечая на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему?, ребенок воссоздает скелет сюжета. В дальнейшем он может опираться на этот скелет.
Когда таблица будет заполнена несколько раз или несколько десятков раз и дети будут отвечать на вопросы таблицы уже автоматически в голове, то значит свои задачи она выполнила. А именно:
✔ Учить выделять главное.
✔ Формировать навык находить взаимосвязи.
✔ Видеть сюжетные линии каждого персонажа.
Вариант работы с таблицей
➤ Группы занимаются каждая своим текстом и составляет по нему свою сюжетную таблицу.
➤ Затем обмениваются тетрадями и пишут рассказ по таблице, подготовленной другой группой.
➤ Сравнивают текст с получившимся рассказом ребят.
Примеры Сюжетной таблицы
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
---|---|---|---|---|
Кот в сапогах | Наследство | Река, поля, замок | Во время путешествия короля | Служба хозяину |
Людоед | Превращение в льва и мышь | Замок | В гости пришел Кот в сапогах | Попросил кот |
Карабас | Превращение в маркиза | Река | Во время путешествия короля | Кот его так представил королю |
Король | Путешествие | Владения людоеда | Однажды | Кот его пригласил |
Сводная таблица
Суть сводной таблицы
Ее используют тогда, когда нужно провести анализ нескольких событий, предметов, персонажей. Сравнить несколько объектов.
Таблица состоит из произвольного количества колонок. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней находятся категории, по которым будут сравниваться объекты. Категории можно определить как до, так и после чтения текста.
В процессе составления такой таблицы ученик узнает различные значения категории/понятия, как они могут быть представлены в реальности. В итоге получается морфологическая матрица объекта/явления в категориях и их значениях. В ней и обобщение материала и его анализ. Все зависит от фокуса внимания и цели изучения.
Лучше, если ученики выберут категории сами. И по сути – это будут цели урока, созданные учениками. Это положительно скажется на мотивации к изучению материала. Количество «линий сравнения» нужно не меньше 3, и не больше 6.
✔ Обучает анализировать информацию.
✔ Помогает работать с большими объемами данных.
✔ Тренирует мыслить категориями.
✔ Учит рассматривать объекты с разных сторон.
Вариант работы с таблицей
➤ Предлагаем тему. В ней есть несколько однотипных объектов/явлений.
➤ Делим класс на группы.
➤ Каждый участник группы получает свой объект для анализа.
➤ Группа определяет по каким категориям будет собирать информацию об объекте.
➤ После того, как каждый участник собрал сведения по своему объекту, он делится ими с группой.
➤ Составляют общую таблицу. Можно дописывать «линии сравнения», если в процессе изучения появились новые.
➤ Далее группы рассказывают у кого, что получилось. Категории в группах разные, поэтому будут дополнительные сведения об объектах. А также другие категории с их возможными значениями.
Для развития критического мышления
Использовать сводную таблицу можно на любой стадии урока.
Если это вызов, то здесь ученики предлагают категории для сравнения. Тема должна быть хотя бы немного знакома.
Во время Осмысления собирают и вписывают в таблицу. Она становится опорным конспектом для ответов на вопросы, написания текста по теме, дискуссии.
На стадии Рефлексия заполняют таблицу уже после изучения материала с целью припомнить и закрепить то, что узнали.
Примеры сводной таблицы
Таблица-синтез
Суть таблицы-синтез
Эту таблицу используют как при работе с художественным текстом, так и с учебным. Она нацелена на отслеживание собственной реакции ученика на текст. Через таблицу читатель фиксирует те мысли, которые появились в ходе диалога с книгой.
При первом прочтении текста заполняются первые две колонки. Затем на их основании записываем мысли в третью колонку.
✔ Глубокое понимание текста, множества взаимосвязей.
✔ Активирование собственного опыта и накопленных знаний по теме.
✔ Осознание через текст своих интересов, важных тем, по сути — источников личности.
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
По мере чтения заносим сюда важное по теме | Вписываем слова, которые привлекли наше внимание | На основании первых колонок анализируем почему, что у меня такое есть, что зацепилось |
Вариант работы с таблицей
➤ Дети читают или слушают текст и выписывают ключевые моменты по теме.
➤ Параллельно во вторую колонку вписывают те слова, которые может и не ключевые, но внимание привлекли.
➤ Затем читают то, что получилось в первых 2х колонках и заполняют третью. Можно что-то узнать о себе из любого текста. О своем отношении к тому, что в нем описывается.
➤ Обмениваются устно своими записями.
Для развития критического мышления
Этот вид таблицы применяется на стадии осмысления интерпретация текста под своим углом зрения. Будут выписаны те слова, которые важны именно для этого читателя.
Рефлексия в данном случае не столько припоминание фактических данных, сколько обдумывание собственной реакции на текст. Почему именно эти сведения откликаются? Что с этим связано?
Понимание и обоснование своей точки зрения – это цель критического мышления.
Примеры таблицы-синтез
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
• Дед мороз подарил краски. • Стал художником. • Трудолюбивый, настойчивый человек. | • Если захочешь станут волшебными. | • Мне хочется, чтобы все происходило само собой и быстро. • Но автор в сюжете говорит о том, что волшебные краски у трудолюбивых. |
А вот пример по теме: «Реки и озера» Окружающий мир 2ой класс:
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
• Лось поскользнулся возле ручейка. • Приходи через год. • Ручеек уже в овраге. • Уносит песок и камешки. | • Закричал • Вода камень точит | • Я боюсь когда кто-то кричит. • Вся история про ручеек сводится к пословице: «вода камень точит» |
Выводы:
- Таблицы – наглядный конспект текста с углом зрения под определенную задачу.
- Доказали свою эффективность как инструмент для развития критического мышления.
- Помогают выявить только необходимые связи из большого количества.
- Работа с текстом через таблицы более интересная для детей.
- С ними легче усваивать и запоминать.
- Формируют необходимые навыки для работы с информацией.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Используйте таблицу «Тонкие и толстые вопросы» или попробуйте каждую из представленных. Можно взять учебный материал или художественный текст, а может даже научную статью.