Эта статья описывает приемы развития критического мышления. Они динамичные, интересные и для многих новые.
Приемы можно применять и учителям на уроках, и родителям дома. А после их освоения, дети могут пользоваться ими самостоятельно.
Критическое мышление — важная компетенция
Отличительная черта критического мышления — исследовательская деятельность.
Оно подчинено стремлению к открытию истины, объективному описанию мира. Это заставляет его владельца искать, сомневаться и проверять полученную информацию.
Критическое мышление включает рациональное, аналитическое мышление. Оно ценит:
- логические рассуждения
- реальные правила и связи
- факты и доказательства
На их основе оно строит интерпретации и теории, соблюдая жесткие правила исследования:
- постановка проблемы
- выдвижение гипотезы
- разработка верификации гипотезы: тестирование, эксперименты
- выводы
Необходимость обучения критическому мышлению является следствием распространения ложных или упрощенных интерпретаций мира. Сегодня нас засыпают отчетами, заливают текстами и видео. В их зарослях легко заблудиться. Мы живем во времена информационного хаоса.
Школа 19 века боролась с нехваткой данных, школа 21 века становится беспомощной перед их избытком. |
Поэтому необходимо умение отстраиваться от информационного шума: сомневаться и проверять внешние сообщения.
Мыслить критически значит:
- проверять факты
- анализировать
- выдвигать гипотезы
- оценивать
- создавать логические связи
- отличать факты от мнений
- распознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других
- думать о работе своего мышления
- думать о последствиях
- ставить под сомнение очевидное и свои собственные предположения
- формировать и отстаивать суждения
Технология развития критического мышления
ТРКМ – это целая система обучения навыкам, характерным для критического мышления. Система включает множество приемов, которые применяют на уроках.
Урок включает 3 стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия. Каждая из них имеет свои цели и задачи. Стадии, как элементы системы, взаимосвязаны и дают системный эффект – ученик умеет учиться и делает это с интересом.
На стадии Вызов активируется информационное поле темы и намечаются цели. |
На стадии Осмысления с применением методов критического мышления учащиеся изучают материал. |
На стадии Рефлексии подводят итоги по достижению целей, отношения к теме, закладываются дополнительные вопросы для изучения. |
Приемы развития критического мышления
Приемы — это некий алгоритм поведения и решения конкретных задач.
Учащиеся с их помощью управляют своим вниманием и мышлением. Их применение способствуют развитию критического мышления в трех направлениях:
✔ работа с информацией
✔ умение вести диалог в команде
✔ осознание процесса мышления
Благодаря программе действий приема, можно ставить цель мышления и к ней идти по шагам. И даже если в ходе рассуждений сбились с намеченного пути, то прием вернет обратно.
В самом названии заложены этапы и/или смысл приема, поэтому достаточно запомнить это название, чтобы правильно применять.
Мостик 3-2-1
Упражнение используют в начале урока.
✦ Учащиеся записывают 3 ассоциации с заданным словом ✦ Создают 2 вопроса в контексте того, что они не знают или сомневаются и что еще они хотели бы узнать ✦ Формулируют 1 метафору, объясняющую, что представляет собой анализируемое слово |
Применение мостика 3-2-1 на уроке окружающий мир.
На уроке было введено понятие «горизонт».
В начале каждый учащийся записывает по 3 ассоциации с этим понятием:
небо соединяется с морем, что-то недостижимое, уплывают за него корабли.
Идет обсуждение того, что записали.
Затем записывают 2 вопроса.
А почему линия горизонта доказывает, что Земля круглая? Если бы она была квадратная, был бы горизонт?
Вопросы озвучивают.
Наконец, формулируют метафору: горизонт – шторка, которая при движении к ней приоткрывается и показывает, что там, дальше.
Подумай – обсуди – поделись
Этот прием используют на стадии Осмысления. Он направлен на организацию работы каждого ученика в разных форматах.
✦ Учитель знакомит с темой и дает задание ученикам. ✦ Учащиеся самостоятельно анализируют задание и делают выводы. ✦ На следующем этапе они работают в парах и обсуждают свои мысли ✦ Наконец, некоторые дети выступают перед всем классом. Учитель и ученики задают им вопросы. |
Подумай — организуй — исследуй
Цель приема – подготовиться к изучению нового контента. Поэтому он эффективен на стадии Вызов и построен на полезных вопросах. Прием перекликается с другими табличными формами конспектирования материала.
✦ На первом этапе учащиеся отвечают на вопрос: Что я уже знаю об этом? И фиксируют мысли в виде облака слов или в колонке таблицы. Если дети пишут еще медленно, то это делает учитель на доске. ✦ На втором этапе отвечают на вопрос: Что я не знаю по этой теме? Ответ на этот вопрос может появиться только тогда, когда дети ответят на первый, в ходе рассуждений. Здесь они определяют пробелы в знаниях, чтобы их заполнить. ✦ На третьем этапе они отвечают на вопрос: Что бы я хотел исследовать? |
Прием проводится динамично, по 2-3 мин на этап, он вводит в информационное поле темы и подогревает интерес учащихся к новому материалу.
Цвет — символ — изображение
Прием интересен для учащихся любого возраста. Он подходит как для стадии Вызов, так и для стадии Рефлексия. Работа идет не со словами, а с образами изучаемой темы. Что требует от ученика не меньших знаний, чем при написании эссе, например. Этот формат поможет интересно оформить ответ и разнообразит способы представления своих мыслей.
Применение приема на уроке физики, стадия Вызов |
---|
✦ Учитель вводит понятие «энергия». ✦ Каждый ученик выбирает цвет, обозначающий это понятие. ✦ Создает символ, представляющий понятие. ✦ Рисует картинку, или делает с помощью сервиса (по возможности), представляющую понятие «энергия». ✦ Учащиеся в парах представляют работы друг друга и кратко обсуждают их. ✦ Интересные работы можно представить на уровне класса. |
Если сделать тоже самое на стадии Рефлексия, дети увидят разницу в рисунках. И эта разница – новые знания, осознания, наглядный результат работы мышления.
Вижу – думаю — удивляюсь
Прием для стадии Осмысления. Во время изучения темы, в той форме, как запланировал учитель, учащиеся завершают высказывания: Вижу… Думаю…, Интересно…
Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница» |
---|
✦ Вижу — касается наблюдаемых фактов. Лягушка держится ртом за палку, которую несут утки. Лягушка раскрывает рот и падает. ✦ Думаю – отражает то, что думаю о наблюдаемых фактах. Лягушка смелая и творческая, раз она решилась на такое, не свойственное лягушкам путешествие. Но она хвастливая, что и помешало ей достичь цели. ✦ Интересно — это задавать вопросы о наблюдаемых фактах. Что бы было, если бы она прилетела на юг? Что делать, если тебя так и распирает рассказать какой ты умный? |
Недельная прогулка
Этот прием направлен на поиск связей, существующих в повседневной жизни, с темами, которые дети изучают в школе. У него много положительных сторон: увеличивает мотивацию к учебе, дает глубину понимания материала, навык исследования мира через органы чувств.
В наше время, когда разрыв между реальностью и ребенком быстро увеличивается через опосредованное познание, гаджеты, такой прием особенно актуален. Критическое мышление построено на взаимодействии с объективным миром, а не миром блогеров, друзей, виртуальных игр.
Прием на уроке химии |
---|
✦ На уроке учащиеся узнали о смесях и способах их разделения. ✦ В течение недели, до следующего занятия, они каждый день наблюдают вокруг в поисках примеров разделения компонентов разных смесей. ✦ Они записывают свои ежедневные наблюдения в командах. Могут заполнять таблицу: наблюдаемый пример, название способа разделения компонентов смеси, признак компонентов, допускающий разделение. Или фотографируют объекты наблюдения. ✦ На следующем уроке делятся результатами в классе. |
Лестница метапознания
Этот прием развития критического мышления используется на стадии Рефлексия. Он включает размышления о собственном мышлении, используется для самоконтроля и планирования следующих шагов. Такого рода приемы используются в терапии и дают мощные результаты в любой области, куда бы их не направили. В нашем случае – обучению учиться.
Упражнение состоит из 4 уровней, идущих «вверх»: ✦ Чему я научился? ✦ Как я этому научился? ✦ Почему это важно? ✦ Где я могу это использовать? |
Такое подведение итога урока также покажет учащимся, что время не прошло даром и у них есть конкретный результат в виде практически применимого знания.
Логическая ветвь
Прием — игра на выстраивание причинно-следственных связей. В нее можно поиграть, чтобы немного передохнуть и отвлечься или для закрепления и углубления понимания материала.
Учитель начинает ученики по очереди продолжают.
Следствие вытекает из основания: если A — то B, если B — то C и т. д.
Если вода жидкая, то она не сохраняет форму. Если вода не сохраняет форму, то она может принять форму сосуда. Если она принимает форму сосуда, то ее можно налить в банку. Если ее можно налить, то можно и вылить. Если нефть жидкая, то ее тоже можно налить и вылить из банки. Если нефть льется, то она потечет по трубе. |
Для урока с такими рассуждениями бывает достаточно 3-4 основания, чтобы ученики сами пришли к нужным выводам.
Соединение – расширение — трудность
Прием для изучения деятельности мышления. Эффективен на стадии Осмысления, после первичного изучения темы. Мы знаем, что новая информация занимает свое место в нейронной сети тогда, когда есть за что привязаться. Чем больше существующих связей, тем больше новых знаний запоминается. Прием позволяет проследить процесс связки, а затем попытаться проложить новые.
✦ Первый этап: Как информация связана с тем, что я уже знаю? ✦ Второй этап: Какие новые идеи я придумал, которые расширили мое мышление? Этот вопрос стимулирует мышление на обдумывание поступивших сведений, на создание гипотез. ✦ Третий этап: Какие вопросы (трудности) возникают у меня, в связи с этим? |
Факт или выдумка
Этот прием предназначен для того, чтобы проверить верны/не верны какие-либо сведения. Он нацелен на поиск, анализ, раскрытие сути и точности информации.
✦ Учитель предлагает новость, изображение, событие в истории и предлагает подумать над вопросами: Есть ли подтверждающие доказательства? Много ли фактов и цифр сообщается? Соответствует ли это тому, чему вы научились раньше? ✦ Интересный ход — разрезать изображение на отдельные фрагменты и показать только один. А потом обсудить, что здесь изображено. Затем показать полное изображение и сравнить с версиями по фрагменту. ✦ Тоже самое можно сделать с текстом. Сначала прочесть часть, обсудить и дочитать до конца, а затем сравнить. |
Работа с этим приемом научит учащихся думать над тем:
От кого идет сообщение и почему, какая у него цель.
Есть разные точки зрения на одну и ту же информацию.
То, что мы считаем правильным сейчас, может стать ошибочным позже.
Выводы:
- Критическое мышление сегодня – это необходимый навык для фильтрации входящих данных и формирования исходящих суждений и оценок.
- Приемы развития такого мышления позволяют не только отработать навыки, с ними учеба интересна и структурирована.
- Те или иные приемы лучше подходят для какой-либо из трех стадий урока, на котором использована ТРКМ.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Используйте понравившийся прием развития критического мышления. В качестве материала можно взять тему по предмету или художественное произведение.