10 приемов развития критического мышления детей

priemy_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya

Эта статья описывает приемы развития критического мышления. Они динамичные, интересные и для многих новые.

Приемы можно применять и учителям на уроках, и родителям дома. А после их освоения, дети могут пользоваться ими самостоятельно.

Критическое мышление — важная компетенция

Отличительная черта критического мышления — исследовательская деятельность. 

Оно подчинено стремлению к открытию истины, объективному описанию мира. Это заставляет его владельца искать, сомневаться и проверять полученную информацию.

Критическое мышление включает рациональное, аналитическое мышление. Оно ценит:

  • логические рассуждения
  • реальные правила и связи
  • факты и доказательства

На их основе оно строит интерпретации и теории, соблюдая жесткие правила исследования:

  1. постановка проблемы
  2. выдвижение гипотезы
  3. разработка верификации гипотезы: тестирование, эксперименты
  4. выводы

Необходимость обучения критическому мышлению является следствием распространения ложных или упрощенных интерпретаций мира. Сегодня нас засыпают отчетами, заливают текстами и видео. В их зарослях легко заблудиться. Мы живем во времена информационного хаоса. 

Школа 19 века боролась с нехваткой данных, школа 21 века становится беспомощной перед их избытком.

Поэтому необходимо умение отстраиваться от информационного шума: сомневаться и проверять внешние сообщения.

Мыслить критически значит:

  • проверять факты
  • анализировать
  • выдвигать гипотезы
  • оценивать
  • создавать логические связи
  • отличать факты от мнений
  • распознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других
  • думать о работе своего мышления
  • думать о последствиях
  • ставить под сомнение очевидное и свои собственные предположения
  • формировать и отстаивать суждения

Технология развития критического мышления

ТРКМ – это целая система обучения навыкам, характерным для критического мышления. Система включает множество приемов, которые применяют на уроках.

Урок включает 3 стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия. Каждая из них имеет свои цели и задачи. Стадии, как элементы системы, взаимосвязаны и дают системный эффект – ученик умеет учиться и делает это с интересом.

На стадии Вызов активируется информационное поле темы и намечаются цели.
На стадии Осмысления с применением методов критического мышления учащиеся изучают материал.
На стадии Рефлексии подводят итоги по достижению целей, отношения к теме, закладываются дополнительные вопросы для изучения.

Приемы развития критического мышления

Приемы — это некий алгоритм поведения и решения конкретных задач.
Учащиеся с их помощью управляют своим вниманием и мышлением. Их применение способствуют развитию критического мышления в трех направлениях:

работа с информацией
умение вести диалог в команде
осознание процесса мышления

Благодаря программе действий приема, можно ставить цель мышления и к ней идти по шагам. И даже если в ходе рассуждений сбились с намеченного пути, то прием вернет обратно.

В самом названии заложены этапы и/или смысл приема, поэтому достаточно запомнить это название, чтобы правильно применять.

10 приемов развития критического мышления детей

Мостик 3-2-1 

Упражнение используют в начале урока. 

Учащиеся записывают 3 ассоциации с заданным словом
Создают 2 вопроса в контексте того, что они не знают или сомневаются и что еще они хотели бы узнать
Формулируют 1 метафору, объясняющую, что представляет собой анализируемое слово

Применение мостика 3-2-1 на уроке окружающий мир.

На уроке было введено понятие «горизонт».
В начале каждый учащийся записывает по 3 ассоциации с этим понятием:
небо соединяется с морем, что-то недостижимое, уплывают за него корабли.
Идет обсуждение того, что записали.

Затем записывают 2 вопроса.
А почему линия горизонта доказывает, что Земля круглая? Если бы она была квадратная, был бы горизонт?
Вопросы озвучивают.

Наконец, формулируют метафору: горизонт – шторка, которая при движении к ней приоткрывается и показывает, что там, дальше.

mostik_metody_kriticheskogo_myshleniya

Подумай – обсуди – поделись

Этот прием используют на стадии Осмысления. Он направлен на организацию работы каждого ученика в разных форматах.

Учитель знакомит с темой и дает задание ученикам.
Учащиеся самостоятельно анализируют задание и делают выводы.
На следующем этапе они работают в парах и обсуждают свои мысли
Наконец, некоторые дети выступают перед всем классом. Учитель и ученики задают им вопросы.

Подумай — организуй — исследуй 

Цель приема – подготовиться к изучению нового контента. Поэтому он эффективен на стадии Вызов и построен на полезных вопросах. Прием перекликается с другими табличными формами конспектирования материала.

На первом этапе учащиеся отвечают на вопрос: Что я уже знаю об этом? И фиксируют мысли в виде облака слов или в колонке таблицы. Если дети пишут еще медленно, то это делает учитель на доске.
На втором этапе отвечают на вопрос: Что я не знаю по этой теме? Ответ на этот вопрос может появиться только тогда, когда дети ответят на первый, в ходе рассуждений. Здесь они определяют пробелы в знаниях, чтобы их заполнить.
На третьем этапе они отвечают на вопрос: Что бы я хотел исследовать?

Прием проводится динамично, по 2-3 мин на этап, он вводит в информационное поле темы и подогревает интерес учащихся к новому материалу.

Цвет — символ — изображение 

Прием интересен для учащихся любого возраста. Он подходит как для стадии Вызов, так и для стадии Рефлексия. Работа идет не со словами, а с образами изучаемой темы. Что требует от ученика не меньших знаний, чем при написании эссе, например. Этот формат поможет интересно оформить ответ и разнообразит способы представления своих мыслей.

Применение приема на уроке физики, стадия Вызов 
Учитель вводит понятие «энергия». 
Каждый ученик выбирает цвет, обозначающий это понятие.
Создает символ, представляющий понятие.
Рисует картинку, или делает с помощью сервиса (по возможности), представляющую понятие «энергия».
Учащиеся в парах представляют работы друг друга и кратко обсуждают их.
Интересные работы можно представить на уровне класса.

Если сделать тоже самое на стадии Рефлексия, дети увидят разницу в рисунках. И эта разница – новые знания, осознания, наглядный результат работы мышления.

Вижу – думаю — удивляюсь 

Прием для стадии Осмысления. Во время изучения темы, в той форме, как запланировал учитель, учащиеся завершают высказывания: Вижу… Думаю…, Интересно…

Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница»
Вижу — касается наблюдаемых фактов. 
Лягушка держится ртом за палку, которую несут утки.
Лягушка раскрывает рот и падает.

Думаю – отражает то, что думаю о наблюдаемых фактах. 
Лягушка смелая и творческая, раз она решилась на такое, не свойственное лягушкам путешествие.
Но она хвастливая, что и помешало ей достичь цели.

Интересно — это задавать вопросы о наблюдаемых фактах.
Что бы было, если бы она прилетела на юг?
Что делать, если тебя так и распирает рассказать какой ты умный?

Недельная прогулка 

Этот прием направлен на поиск связей, существующих в повседневной жизни, с темами, которые дети изучают в школе. У него много положительных сторон: увеличивает мотивацию к учебе, дает глубину понимания материала, навык исследования мира через органы чувств.

В наше время, когда разрыв между реальностью и ребенком быстро увеличивается через опосредованное познание, гаджеты, такой прием особенно актуален. Критическое мышление построено на взаимодействии с объективным миром, а не миром блогеров, друзей, виртуальных игр.

Прием на уроке химии
На уроке учащиеся узнали о смесях и способах их разделения.
В течение недели, до следующего занятия, они каждый день наблюдают вокруг в поисках примеров разделения компонентов разных смесей.
Они записывают свои ежедневные наблюдения в командах. Могут заполнять таблицу: наблюдаемый пример, название способа разделения компонентов смеси, признак компонентов, допускающий разделение. Или фотографируют объекты наблюдения.
На следующем уроке делятся результатами в классе.

Лестница метапознания 

Этот прием развития критического мышления используется на стадии Рефлексия. Он включает размышления о собственном мышлении, используется для самоконтроля и планирования следующих шагов. Такого рода приемы используются в терапии и дают мощные результаты в любой области, куда бы их не направили. В нашем случае – обучению учиться.

Упражнение состоит из 4 уровней, идущих «вверх»:

Чему я научился?
Как я этому научился?
Почему это важно?
Где я могу это использовать?

Такое подведение итога урока также покажет учащимся, что время не прошло даром и у них есть конкретный результат в виде практически применимого знания.

Логическая ветвь 

Прием — игра на выстраивание причинно-следственных связей. В нее можно поиграть, чтобы немного передохнуть и отвлечься или для закрепления и углубления понимания материала.

Учитель начинает ученики по очереди продолжают.

Следствие вытекает из основания: если A — то B, если B — то C и т. д.

Если вода жидкая, то она не сохраняет форму.
Если вода не сохраняет форму, то она может принять форму сосуда.
Если она принимает форму сосуда, то ее можно налить в банку.
Если ее можно налить, то можно и вылить.
Если нефть жидкая, то ее тоже можно налить и вылить из банки.
Если нефть льется, то она потечет по трубе.

Для урока с такими рассуждениями бывает достаточно 3-4 основания, чтобы ученики сами пришли к нужным выводам.

Соединение – расширение — трудность

Прием для изучения деятельности мышления. Эффективен на стадии Осмысления, после первичного изучения темы. Мы знаем, что новая информация занимает свое место в нейронной сети тогда, когда есть за что привязаться. Чем больше существующих связей, тем больше новых знаний запоминается. Прием позволяет проследить процесс связки, а затем попытаться проложить новые.

Первый этап: Как информация связана с тем, что я уже знаю? 
Второй этап: Какие новые идеи я придумал, которые расширили мое мышление? 
Этот вопрос стимулирует мышление на обдумывание поступивших сведений, на создание гипотез.
Третий этап: Какие вопросы (трудности) возникают у меня, в связи с этим?

Факт или выдумка

Этот прием предназначен для того, чтобы проверить верны/не верны какие-либо сведения. Он нацелен на поиск, анализ, раскрытие сути и точности информации.

Учитель предлагает новость, изображение, событие в истории и предлагает подумать над вопросами:
Есть ли подтверждающие доказательства?
Много ли фактов и цифр сообщается?
Соответствует ли это тому, чему вы научились раньше?
Интересный ход — разрезать изображение на отдельные фрагменты и показать только один. А потом обсудить, что здесь изображено. Затем показать полное изображение и сравнить с версиями по фрагменту.
Тоже самое можно сделать с текстом. Сначала прочесть часть, обсудить и дочитать до конца, а затем сравнить.

Работа с этим приемом научит учащихся думать над тем:

От кого идет сообщение и почему, какая у него цель.
Есть разные точки зрения на одну и ту же информацию.
То, что мы считаем правильным сейчас, может стать ошибочным позже.

10 приемов развития критического мышления детей

Выводы:

  1. Критическое мышление сегодня – это необходимый навык для фильтрации входящих данных и формирования исходящих суждений и оценок.
  2. Приемы развития такого мышления позволяют не только отработать навыки, с ними учеба интересна и структурирована.
  3. Те или иные приемы лучше подходят для какой-либо из трех стадий урока, на котором использована ТРКМ.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте понравившийся прием развития критического мышления. В качестве материала можно взять тему по предмету или художественное произведение.


10 приемов развития критического мышления детей
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности