Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами

horosho_ploho

Игра Хорошо-плохо может быть интересной и дошкольникам, и подросткам, и даже их родителям. Если понимать, что это не просто игра в слова, а формирование определенной стратегии мышления, то игра превращается в тренинг. Об этом и пойдет речь в этой статье.

Идею игры придумали ТРИЗ-мастера Б.Л. Злотин и А.В. Зусман. После них появились различные модификации.

Цели игры

✔️ Подготовительный этап

Основная цель игры Хорошо-плохо — подготовить ребенка к пониманию ключевого понятия ТРИЗ – противоречие. А точнее техническое противоречие. Обыденное мышление не использует и даже избегает парадоксальных ситуаций, когда один и тот же объект имеет противоположные свойства.

А ТРИЗовское — наоборот. Благодаря этому столкновению предлагает сильные решения. Поэтому умение находить противоречия нужно практиковать специально.

✔️ Показывает, что мир — это система

Мир — это не черно-белая статическая картинка. Он бесконечно изменчив и разнообразен. Все связано друг с другом, в т. ч. через причинно-следственные связи. В игре дети сами строят такие связи.

✔️ Формирует активную позицию

Только мы выбираем хорошая эта ситуация для нас или плохая. Этот выбор определяет наше отношение к ней, наши действия и результаты. Ребенок, у которого стратегия «это хорошо, потому что…» даже в самый сложный момент займет активную позицию и вырулит туда, где будет хорошо.

aktivnaya_poziciya_eto_horosho

✔️ Учит предусмотрительности

Навык видеть плохое в хорошем поможет заземлиться и остаться в равновесии, обнаружить слабые места и усилить их.

Как видим, игра весьма полезна, хоть и проста в освоении (и это тоже хорошо). Но она требует отработки до уровня навык. Включаем ее в ежедневные дела и регулярно спрашиваем себя и детей: «Почему это хорошо, а почему плохо?»

4 способа игры Хорошо-плохо

Способ 1. Диспут

Диспут – это высказывания различных мнений по какому-либо вопросу с обоснованием этих мнений.

В качестве предмета диспута может быть:

  • персонаж сказки, рассказа, картины, фильма
  • поступок выдуманный или из реальной жизни (только не стоит в делах благородных искать плохое)
  • предмет или явление
  • признак объекта

Участниками игры могут быть:

  • 2 ребенка
  • 2 группы детей
  • Родитель – ребенок
  • Человек с ручкой и листочком бумаги.

Ход игры:

Одна сторона доказывает, что объект диспута — это хорошо, а другая, что плохо. Вместо хорошо-плохо, могут использоваться слова нравится-не нравится, подходит-не подходит. Высказываются по-очереди, либо ведущий кидает мяч тому, кто будет говорить.

Например:

Объект диспута: домашний питомец —

это хорошо, потому что  это  плохо, потому что
Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами — с ним можно поиграть
— за ним интересно наблюдать и узнавать его повадки 
— щекотит – это нравится
— за ним нужно убирать клетку
— он метит территорию, когда его выпускаешь
— шумит ночью

Объект диспута: Баба Яга —

хорошая, потому что  плохая, потому что
primer_igry_horosho_ploho_baba_yaga — она знает много травок и может вылечить 
— умеет колдовать, интересно 
— она умная
— она злая
— может соврать
— дружит с Кащеем
— хочет навредить добрым

Продвинутый уровень игры:

При каких условиях объект нравится/хорошо, а при каких – не нравится/плохо?

Баба Яга дружит с Кащеем – это плохо, когда они заодно. Потому что у них больше сил и они могут сделать больше зла. Она ему помогает в его черных делишках.

Баба Яга дружит с Кащеем – это хорошо, когда ее можно подкупить. Потому что она расскажет его секреты. Или она на него обиделась за что-то. Она захочет отомстить и поможет врагам Кащея.

Кому объект — хорошо, а кому – плохо?

Кому хорошо, что Баба Яга дружит с Кащеем? Бабе Яге, потому что если бы они не дружили, то тогда у нее был бы бессмертный враг. Кащею, потому что Баба Яга помогает ему, а не доброму персонажу.

Кому плохо от их дружбы? Василисе Премудрой, Ивану-царевичу и другим хорошим персонажам.

Способ 2. Цепочка

Ход игры:

Первый участник или ведущий говорит исходную ситуацию.  Затем каждый следующий участник игры продолжает идею предыдущего, только с обратным знаком.

Например:

— Ураган поднял домик с Элли и это хорошо, потому что он принес его в Волшебную страну.

То, что он принес его в Волшебную страну — это плохо, потому что Элли скучала по дому.

— Элли скучала по дому и это хорошо – потому что это помогало ей преодолевать трудности.

— То, что ей пришлось преодолевать трудности – это плохо, потому что ей было страшно.

— Ей было страшно – это хорошо, потому что она стала сильная и смелая.

— То, что она стала сильная и смелая – это плохо, потому что она может недооценить врага.

elli_primer_igry

Продвинутый уровень игры:

— Делать зарядку по утрам – это плохо, потому что лень

Лень – это хорошо, потому что она показывает, что тебе это делать не интересно.

— То, что это делать не интересно – плохо, потому что это дело может оказаться полезным.

То, что дело может оказать полезным – это хорошо, потому что оно поможет нам достичь чего хотим.

Как улучшить то, что плохо?

Как улучшить, что зарядку делать лень? Умываться с мыслью, что смываешь лень.

Как улучшить, что не делаешь то, что может оказаться полезным? Предложить награду за работу.

Способ 3. Мера

В этом способе видно как происходит переход из количественных изменений в качественные. Если увеличить количество, то связи из положительных превратятся в отрицательные. И наоборот. Когда мало – это плохо, а много – становится хорошо.

Ход игры:

Участники, индивидуально или в группах, задают ситуации, с упоминанием количества. Одни говорят, что чего-то было мало и это хорошо или плохо. А другие, что этого стало много и как изменился результат.

Например:

МалоМного
Прошел дождь и полил землю – это хорошо.А если дождь идет целый день или два, или три. То это уже плохо, потому что везде грязь, лужи, затапливает подвалы и дома на берегах рек.
Когда ешь мало овощей и фруктов – это плохо, не хватает витаминов.А если увеличить их количество, то это хорошо, организму будет достаточно нужных витаминов, а значит он будет здоров.

Способ 4. Задачедатели и изобретатели

Игра показывает, что плохое можно обернуть в хорошее, исправить или предотвратить.

Ход игры:

Участники играют вдвоем или делятся на группы: задачедатели и изобретатели. Ведущий предлагает ситуацию. Задачедатели придумывают плохие следствия этой ситуации, а также во всех решениях, которые будут предлагать изобретатели, видеть только недостатки. Изобретатели же все то плохое, на что указывают задачедатели, превращают в хорошее.

Одни говорят: «Это плохо»
Другие: «Я знаю, что надо сделать!»

Например:

😩Никак не могу выучить таблицу умножения – это плохо.
Я знаю, что надо сделать! Надо найти книжку под названием Школа умножения.
😩Мне трудно заставить себя сеть за учебник.
Тогда не садись, а учи стоя.
😩А стоя у меня ноги быстро устанут.
Когда устанут, сядь и сделай перерыв.
😩Во время перерыва я совсем расслаблюсь и не смогу заставиться себя учить.
Тогда нужно скачать приложение для изучения таблицы умножения.

Через этот диалог даже настроение и интонации говорящих разные. Один унылый и беспомощный. А другой — подтянутый и бодрый.

Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами
primer_igry_horosho_ploho

Пример игры Хорошо-плохо

Взрослый заранее приготовил открытую задачу для ребенка младших классов.

Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами
Открытые задачи. История Т. Белякова, А. Гин

В ней говорится о глиняных стенах крепости. Поэтому перед решением задачи взрослый решил взять в качестве объектов игры Хорошо-плохо глину и камень. Использовали Способ 1. Диспут

При обсуждении глины ребенок называл что хорошо, а взрослый – что плохо. Это было сделано намеренно, т. к. важные для задачи минусы ребенок мог и не озвучить.

Когда рассуждали о камне, то они поменялись ролями.

Вот что получилось.

Глина — это хорошоГлина — это плохо
Делают посуду
Кирпичи и цемент  
Содержится в почве и удерживает в ней воду
Пластичная, не ломается
Хрупкая, можно расколоть
Размывается водой
По глинистой дороге после дождя не проехать
Пачкает руки и одежду

Что интересно. Заметили, что глина имеет противоположные значения одного признака. Она и пластичная, и хрупкая. Как такое может быть?

 Когда из нее лепят – она мягкая и принимает любую форму. А когда застывает, то становится твердой и уже держит заданную форму. Так вывели обратным ходом один из приемов разрешения противоречия – разделение противоречивых свойств во времени.

Камень — это хорошоКамень — это плохо
— Прочный, строят дома
— Красивый, украшают интерьер 
— Много разновидностей с различными свойствами
— В нем хранятся металлы 
— Прочный, трудно добывать
— Тяжелый, сложно перемещать
— Разрушается из-за перемены температур
— Им можно разбить окно

Что интересно. Когда обсуждали один из признаков камня – прочность, выявили, что это при одних условиях хорошо, а при других – плохо. Если из камня мостить площади, то его прочность позволяет выдерживать прохожих несколько столетий, и он все еще целехонький. Но вот изготовить из него определенную форму это уже тяжелый труд.

После таких рассуждений и выводов решение задачи не вызвало никаких трудностей. Она стала естественным продолжением разговора. Дополнительные сведения о Древнем Вавилоне и Риме тоже органично встроились в тему игры.

Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами

Игра подготовила мышление ребенка к задаче.

В довесок посмотрели в программе Google Планета Земля замок Крак-де-Шевалье, о котором также упоминается в задаче. Он построен из камня и до сих пор стоит с 1031 г.


Выводы:

  1. Игра Хорошо- плохо – это очень полезное и увлекательное времяпрепровождения родителей с детьми.
  2. Она имеет несколько уровней сложности и разные способы. Так что подходит для детей 4+
  3. Игра обучает видеть мир с разных позиций. У всего есть как минимум 2 стороны.
  4. Это тренажер для подготовки определять техническое противоречие системы в дальнейшем изучении ТРИЗ.
  5. Ее можно использовать как подготовительный этап для изучения темы, решения задачи. Или, наоборот, как заключительный, обобщающий элемент. Когда с высоты полученных знаний ребенок видит объект во всей (или почти) его полноте плюсов и минусов.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Игра Хорошо-плохо сначала лучше идет на сказках. Попробуйте взять любимого или неприятного персонажа и обсудить одним из способов.


Игра хорошо – плохо: 4 способа с примерами
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности