![Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка skhema_sinkvejna](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2021/10/shema-sinkvejna.png)
Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество. |
Схема синквейна точная и устойчивая, поэтому позволяет написать стихотворение любому человеку, без исключения. Уже с дошкольного возраста. Синквейны сочиняют на различные темы.
Эта форма стихосложения помогает ребенку освоить и применять на практике ключевые навыки работы с информацией. Его речь будет богатой, образной и выразительной. Кроме того, работа со смыслами развивает ум и умение видеть новые связи. Это чрезвычайно ценно.
Что такое синквейн
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хокку и танка, характерными для японской культуры. Тогда при создании схемы синквейна большое внимание уделялось подсчету слогов в строчках и ударению. Сейчас иначе.
![avtor_sinkvejna](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/adelaida_krjepsi.png)
Ниже речь пойдет о дидактическом синквейне, где акцент ставится на содержательной составляющей и следованию правилам написания каждой строки. Схеме синквейна.
У него двоякая природа: с одной стороны есть принципы и правила, с другой — свободное выражение своих мыслей. Как ящик, в котором лежит что-то живое, теплое. Или череп, в котором находятся и пульсируют миллиарды нейронов и еще больше связей между ними.
![ustojchivaya_skhema_sinkvejna](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/forma_soderzhanie_sinkvejna.png)
Функции синквейна:
Задача этого приема в учебной деятельности — подвести итог, черту, собрать в единый образ знания на определенную тему. Это может быть как уже давно известная информация, так и только что изученная. Сочинение синквейна – оригинальный способ актуализации и контроля материала.
Составление такого пятистишья является одним из приемов критического мышления. Для создания синквейна ребенку необходимо:
- Найти в теме главные элементы, опоры, понятия, на которых держится предмет изучения. Характерные слова.
- Проанализировать их и сделать выводы.
- Сформулировать эти выводы кратко, в соответствии с правилами и схемой синквейна.
А кроме того, пятистишие используют для:
- оригинального поздравления по любому поводу любого человека
- глубокого усвоения и быстрого запоминания учебного материала
- выражения собственного мнения, чувств, отношения к событию, предмету или явлению
Мамуля. Родная, любимая. Греет, любит, ласкает. Моя мама самая лучшая. Радость. |
Написать такие стихотворения довольно легко, а процесс похож на игру. Главное — запомнить план составления. Со временем придет музыкальность и мастерство.
Начинать нужно с простых тем, затем усложнять. Как и всегда.
Схема составления синквейна
Схема синквейна напоминает ёлочку.
1 строка – Это тема работы в одно слово. Ключевое слово. Слово, которое определяет содержание синквейна. Оно обязательно выражено существительным или местоимением. Обозначает предмет или явление, о котором пойдет речь в стихотворении. И, как правило, эту строчку не нужно придумывать. Она уже задана.
Например, «Книга»
![skhema_sinkvejna_1aya_stroka](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/2022-06-12_12-52-53.png)
2 строка – два прилагательных, характеризующих тему синквейна. Признаки. Слова, которые приходят на ум при упоминании слова из 1ой строки, описывают его. Точно и емко.
Книга какая? И в ответе кроется личное представление и уровень знания предмета.
Например, «Полезная, красивая.»
![skhema_sinkvejna_2aya_stroka](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/plan_sinkvejna_2_stroka.png)
3 строка – три глагола, характерных для темы синквейна. Действия.
Действия, которые делает заданный объект. Действия, которыми он влияет на окружающий мир. Действия, которые можно делать с ним.
Книга что делает? Какая функция книги? Что делают с книгой?
Например, «Развлекает, обучает, воспитывает.» или «Читают, коллекционируют, дарят.»
![skhema_sinkvejna_3ya_stroka](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/plan_sinkvejna_3_stroka.png)
4 строка – короткое предложение, 4-5 слов, раскрывающих суть темы или отношение к ней. Впечатления, чувства. Это может быть не только составленная автором синквейна фраза, а и пословица, крылатое выражение или цитата.
Пример с книгой: «В ней память человеческого рода.»
![skhema_sinkvejna_4ya_stroka](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/plan_sinkvejna_4_stroka.png)
5 строка – заключение схемы. Одно существительное — ассоциация, синоним темы. Слово-итог, которое подчеркивает смысл темы, суть объекта.
Заключение про книгу: «Знание.»
![skhema_sinkvejna_5ya_stroka](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/plan_sinkvejna_5_stroka-1.png)
Книга.
Полезная, красивая.
Развлекает, обучает, воспитывает.
В ней память человеческого рода.
Знание.
Как вариант, количество слов в синквейне может немного увеличиваться. А также могут не совпадать со схемой синквейна части речи.
Как научить ребенка писать синквейн?
- Прежде всего рассказать ему о том, что такое синквейн. В чем его отличия от других форм высказывания на тему.
- Затем объяснить схему сочинения пятистишья. Она довольно проста и точно описывается. Эта схема = алгоритм.
- Привести несколько примеров и показать, как они соответствуют установленному порядку сочинения синквейна.
- Составить стихотворение вместе. Если написание строчек вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Вот как бы могла выглядеть совместная работа по сложению стиха на тему «Свет»:
Вопрос | Ответ |
---|---|
Ответьте, используя прилагательные, какой он? | Яркий, теплый. |
Расскажите, используя глаголы, что он делает? | Горит, озаряет, мерцает. |
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. | Необходим людям. |
Подведите итог, выразив его одним словом. | Сияние. |
- Дать тему для написания собственного синквейна. И время. Можно брать любую тему, любое понятие и раскрывать его через ассоциации, чувства и смыслы. Но для начинающих лучше творить на темы близкие, интересные и хорошо изученные.
Может такое быть, что ребенку не понравится эта работа или не получится с первого раза. Это объяснимо.
Несмотря на то, что есть точная схема, синквейн все же требует словарного запаса, умения обобщать, погружаться в смысл слов. И не у каждого ребенка, особенно младших классов, все это есть.
Поэтому без критики, а наоборот, с поощрениями и подсказками двигаемся дальше, пробуем еще. Через некоторое время такой творческий труд превратится в игры разума, средством выражения мыслей, изучения новых понятий.
Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска
народный учитель, В. Шаталов
![Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/pedagog_shatalov.png)
Как использовать синквейны
Синквейны можно начинать сочинять уже в дошкольном возрасте и продолжать до старости.
Этот прием настолько универсален, что подходит для изучения каждого предмета, даже математики. Вот пример из 1го класса:
Сложение. Легкое, сложное. Прибавить, увеличить на, суммировать. Действие по увеличению одного числа. Сумма. |
Или физики.
Гравитация. Сложная, логичная. Притягивает, тянет, взаимодействует. Была открыта Исааком Ньютоном. Сила притяжения. |
Но, конечно, чаще его используют при изучении гуманитарных предметов. Все-таки процесс этот творческий и нужен размах эмоций и ассоциаций.
Вот пример синквейна по Окружающему миру на тему «Времена года».
Лето. Жаркое, веселое. Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы! |
Как видим из примера, все слова пятистишья раскрывают суть понятия, добавляют свои частички смысла в общее целое понимания темы. Причем детского понимания. Взрослый бы написал его иначе. А еще точнее женщина. И если уж быть точной до конца, то каждая конкретная женщина напишет свой неповторимый синквейн. Как и каждый ребенок.
Поэтому, по содержанию стиха сканируется глубина его представления по теме. Какие образы, признаки, действия, синонимы он использует, какие связи у него сформированы. Все это показательно и можно нужно, при необходимости, корректировать.
Прием Синквейн и развитие критического мышления
Синквейн – это прием технологии развития критического мышления. Использовать его можно на любой из 3х стадий.
В начале изучения вопроса, на этапе вызова составляем пятистишие из собственных запасов знаний на эту тему. Задача синквейна здесь — показать «белые пятна», где есть неправильное понимание.
![stadiya_vyzov](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/jetap_kriticheskogo_myshlenija_vyzov.png)
И уже на следующем этапе, на этапе осмысления восполнить пробелы, собрать недостающие кусочки паззла, заменить неверные, чтобы в итоге получить полное представление и усвоение материала.
Помимо более глубокого понимания информации, сочинение пятистишья еще и развлечение, ведь схема синквейна – это игра по правилам. Смена формы учебной деятельности, разнообразие на занятии рождают интерес. Он способствует естественному запоминанию.
![stadiya_osmysleniya](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/jetap_kriticheskogo_myshlenija_osmyslenie.png)
На этапе рефлексии, этапе обратной связи, если составить еще один синквейн, то его можно сравнить с тем, который был написан в начале изучения темы, на стадии вызова. Вот тут и будет видно, произошли ли изменения в понимании вопроса и какие именно. Может быть и такое, что кардинально поменяется образ объекта, его связи и функции.
![stadiya_refleksiya](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/06/jetap_kriticheskogo_myshlenija_refleksija.png)
Такое сравнение тоже развивает критическое мышление. Здесь и анализ, и оценка достоверности информации, и умение делать аргументированные выводы и обобщения.
Польза приема Синквейн
- Стихотворение можно писать в процессе чтения параграфа, например про историческую личность. Изучая материал, ребенок заполняет схему Синквейна и в итоге у него получается:
- Оригинальный опорный конспект. В него в краткой форме вписаны ключевые для этого персонажа слова.
- Стихотворение. В нем создан поэтический характерный образ.
- При такой работе укрепляются следующие навыки работы с информацией:
- Выделять главное – один из самых важных навыков
- Производить анализ и синтез единиц информации
- Подбирать емкие, точные слова → доносить мысли кратко → расширение словарного запаса
- Четко формулировать свои мысли, уметь их выражать → развитие речь
- Умение следовать заданному алгоритму. Чтобы быстрее освоить что-то новое, сначала действуем по инструкции, выучиваем правила. А дальше, на практике уже добавляем свое или нарушаем эти правила, осознавая последствия.
- Синквейн – тренажер для закрепления знаний о частях речи.
- Создание собственного стихотворения – процесс творческий. Пусть заданы рамки, схема стиха, но внутри много есть пространства для воображения. Это развивает креативное мышление.
- Синквейн нередко может стать источником инсайта, неожиданной ассоциации, более глубокого представления о теме пятистишья в частности и мироустройства в целом.
- Запоминание информации быстрее и легче, потому что:
- Включен интерес.
- Практическое применение нового материала.
- Концентрация внимания много выше, чем при изучении текста без приема.
- Простота схемы Синквейна
- Как говорилось выше, этот прием развивает критическое мышление.
Примеры синквейнов
Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. |
В продолжение темы «Времена года»:
Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово! |
Или синквейн про солнце:
Солнце Яркое, далекое Согревает, светит, радует нас. Я люблю солнце. Животворящая звезда. |
Из нашего. 7ми-летний мальчик:
Крыса. Скоростная, жирная. Бегает, прыгает, летает. К ней относятся все по-разному. Волчок. |
Велосипед. Неустойчивый, железный. Едет, падает, радует. В движение приводят педали. Скорость. |
Выводы:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Он помогает пополнить словарный запас.
- Прием учит находить и выделять в большом объеме информации главные слова.
- Написание стиха – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн по схеме получается у всех.
- Стихотворение можно сочинять для задач обыденной жизни: поздравления, самовыражение.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать и оценивать их.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Возьмите тему: учебную или просто интересную и напишите стихотворение. Схема синквейна вам в помощь. Удачи!
![Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка](https://ir-mm.ru/wp-content/uploads/2022/04/img10.jpg)