Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

associaciativnoe_myshlenie

Ассоциативное мышление трудно переоценить в деле поиска креативных идей и красивых, приближенных к идеальности решений. Оно входит в базовую комплектацию от природы для каждого человека. Это еще раз подчеркивает его необходимость.

Его можно совершенствовать и получать бонусы: в отношениях, в профессионализме, в финансовых достижениях. В статье дан исчерпывающий материал о том, как это делать и детям, и взрослым.

Что такое ассоциации

Ассоциации – это связи. Порой неочевидные, далекие по смыслу, но для какого-то конкретного человека очень даже понятные. Потому что они возникают на основе его опыта, его эмоций, его восприятия, его знаний.

Связи образуются между единицами информации: образами, символами, понятиями, как стимул-реакция. Мы слышим слово, видим картинку, чувствуем запах и следом возникает связанный с этим образ, эмоция, понятие.

Представьте кота. Он лежит у вас на коленях и урчит. Какие ассоциации-связи он вызывает?

Тепло, молоко, коробка, хвост, сосед (потому что он подарил), ветеринарная клиника, ошейник, дерево за окном, пакетик корма…

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

Или другого кота — Матроскина. Он вызывает уже другие связи.

Мультфильм, О.Табаков, дядя Федор, Шарик, корова Мурка, тельняшка, производитель молочной продукции, Новый год…

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

Какой-то кот, как понятие, вызовет третьи ассоциации.

Мышь, когти, животное, блохи, валерьянка, собаки…

Как видим, все это делается без особых затруднений. В ежедневном общении, при упоминании кота у нас возникает его образ и ближайшие, привычные нам, связи с ним.

А вот когда мы занимаемся целенаправленно развитием ассоциативного мышления или изучаем кота, или решаем проблему, связанную с котом, то за этим стоит большая работа мозга.

Он активирует всю сеть нейронов, носителей информации про кота, которую его хозяин накопил за всю жизнь. Более того, присоединяет новые связи к этой сети, потому что человек посмотрел фильм про Леопольда или создал их в ходе размышлений.

 Что такое ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление – это способность связывать ранее не связанные друг с другом, уже известные идеи (объекты, явления, процессы).

Чтобы связать Матроскина и корову Мурку никакого мышления не надо, это очевидно и так. А вот бутерброд колбасой вниз от шефа Матроскина ассоциировать с работающим принципом мотивации – это уже надо подумать. Хочешь, рассматривай его как награду, а хочешь – как подать дело с привлекательной стороны.

Еще одно свойство ассоциативного мышления — способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа.

Ниже, упражнение №2 нацелено на развитие этой способности.

Тренируя навык создавать ассоциации, одновременно происходит несколько очень важных вещей:

Увеличивается скорость мышления

Развиваются мнемонические способности (укрепляется память)

Активируется воображение

Задействуется чувственный опыт

Формируется единая картина мира

Проще идет процесс познания нового

Происходит крайне полезная работа с признаками, в т.ч. скрытыми

Как развивать ассоциативное мышление?

Пополнять свою базу знаний. Ассоциативная сеть тем масштабнее, чем больше информации находится в голове, а не на внешних носителях. Какие ассоциации возникнут к слову «торсионные поля», если человек ничего об этом не знает? Может пшеничные просторы.

Усиливать внимание. Поверхностный взгляд пропускает много деталей и особенностей объектов. И наоборот, сосредоточенное восприятие замечает более тонкие и глубокие связи. Умение концентрироваться на задаче, удерживать внимание на объекте, его взаимодействии с другими позволяет расширить туннельное мышление и выйти за его границы, где можно обнаружить новые ассоциации.

Развивать эмоциональный интеллект. Он позволяет более точно определять и различать эмоции, а они тесно переплетаются с событиями нашей жизни, с опытом. Чем более разнообразна эмоциональная сфера (это как с цветами, сколько можешь назвать, столько и увидишь), тем более уникальны, оригинальны, аутентичны ассоциативные связи.

Активировать каналы восприятия. Как и эмоциональной палитра, органы чувств, способные распознавать многочисленные значения характеристик объектов и явлений, увеличивают наши возможности образовывать ассоциативные связи, Кроме того, чувственная память накрепко связывает, казалось бы, совершенно далекие образы. Запах, звук песни, вкус, ощущения, картинка вызывают устойчивые связи, по которым психологи могут что-то понять о человеке.

5 упражнений для развития ассоциативного мышления

Один из полезнейших результатов упражнений для развития ассоциативного мышления, то, что начинаешь замечать связи в жизни, в литературе, в мыслях. И уже готовые, поданные автором, и свои собственные. Видеть то, что раньше было незримым. А это и есть пища для креативности, творческого подхода.

Ниже есть файл с дополнительными материалами для упражнений. Его можно скачать и распечатать.

Упражнение №1 Ассоциативные карточки

Ассоциативные карточки – это набор разных картинок, которые служат стимулом для возникновения ассоциаций. Взрослым можно взять Метафорические Ассоциативные Карты (МАК), их используют психологи для работы.

Ход:

  1. Подготовьте карточки с картинками или словами. Могут использоваться фотографии, изображающие предметы, животных, действия или абстрактные понятия.
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
  1. Дайте название для каждой карточки. Оно же будет стартовым словом.
  1. Затем по кругу каждый игрок (если один, то под диктофон) продолжает цепочку ассоциаций – то есть называет еще одно слово, ассоциативно связанное с предыдущим.
  1. После окончания раунда каждый участник объясняет почему он сказал именно это слово.
Пример
Рассвет
Солнце
Луч
Крыша
Профнастил
Дом
Окно
Форточка
Воздух
Человек
Друг
Брат
Я сказал Солнце, потому что оно есть в рассвете.
Я сказал Брат, потому что хороший друг почти также, как и брат.

В качестве развития навыка создавать ассоциации, можно посмотреть какого рода связи – близкие или далекие у вас преобладают и уделить внимание тем, которых меньше. В примере выше – связи близкие, а что если посмотреть дальше?

Рассвет
Закат
Европа
Гостиница
Чистота
Мама
Помощь
Спасатели
Человек-паук
Я сказал Европа, потому что есть труд О.Шпенглера.
Я сказал Спасатели, потому что они оказывают помощь.

Польза:

Расширяет словарный запас

Развивает память

Увеличивает концентрацию внимания

Улучшает коммуникативные навыки

Упражнение №2 Ассоциации по признакам

Развитие ассоциативного мышления участников происходит путем выделения признаков объектов и создания связей с другими объектами на основе этих признаков. Такой способ создания ассоциаций называют по сходству, по подобию.

Ход:

  1. Подготовьте карточки с изображениями разных объектов (природные и рукотворные), бумагу и ручку для записи ассоциаций.
  2. Разделите детей на группы по два человека. Каждой паре выдается одна карточка с изображением объекта.
  3. Затем участники выделяют и записывают в столбик признаки своего объекта (цвет, форма, размер, функция, материал, части, движение, рельеф, масса, вкус…)
  4. Далее, рядом с каждым признаком отмечают как можно больше похожих по значениям этих признаков объектов.
  5. Наконец, группы озвучивают полученные ассоциации. Другие группы задают вопросы, если им не понятна связь.
  6. Ведущий обращает внимание на творческие и нестандартные ассоциации.
  7. Можно провести несколько раундов с новыми карточками.
ПризнакиАссоциации
Большие ушиВеер, пальмовые листья, чебурашка
Длинный хоботКанат, змея, ветка, хвост тигра
Хобот перемещает воду и другие объектыРука, ведро, фонтан, шланг, пылесос, экскаватор, коромысло
Твердые, острые бивниКинжал, статуэтки, рога
Серого цветаАсфальт
ТяжелыйТанк, гора, гиря
Грубая, со складками кожаМешок, ткань
4 толстые ногиСтол, столб, стул
Издает громкий звукТруба, самолет
Питается фруктамиОбезьяна
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

Получилось 28 связей и точно можно х2. А ведь каждая связь — это источник для творчества или решения задачи.

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

Для эксперимента попробуйте сначала назвать ассоциации в свободном режиме. А затем направьте мышление признаками.

Польза:

Стимулирует креативное мышление

Развивает логическое мышление

Помогает находить неожиданные ассоциации

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

Упражнение №3 Ассоциация наоборот

Похожий принцип создания ассоциаций по признакам, только значения признаков у объектов, с которым перекидывают связь, противоположное.

Ход:

  1. Подготовьте карточки с изображениями/слова, бумагу и ручку для записи ассоциаций.
  2. Разделите участников на группы по 2-3 человека и выдайте им карточку/слово.
  3. Дети выписывают признаки своего объекта.
  4. Рядом с каждым признаком записывают те объекты, признаки которых имеют противоположное, контрастное значение.
  5. Группы озвучивают полученные ассоциации. Им можно задать вопросы, если не понятно, как получилась связь.
  6. Ведущий обращает внимание на творческие и нестандартные ассоциации.
  7. Можно провести несколько раундов с новыми карточками.
ПризнакиАссоциации
Большие ушиКомар, кузнечик
Длинный хоботКрышка от бутылки, буква i
Хобот перемещает воду и другие объектыПлотина, крюк, замОк
Твердые, острые бивниБанан, колбаса, подушка, волос
Серого цветаРадуга, гирлянда
ТяжелыйМуха, перышко, лист, Моська
Грубая, со складками кожаЛед, мраморная колонна
4 толстые ногиКурица, человек Скрюченные Ножки
Издает громкий звукРыба, сверчок, костер
Питается фруктамиТигр, кальмар
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

С контрастными связями посложнее, но они дают более глубокие, неочевидные связи. Когда я записала слово «костер», то подумала: что это за связь слон-костер? Возник вопрос, а боится ли слон огня? Оказалось, что да. В войнах с участием боевых слонов использовали против них горящие тюки с соломой.

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
Тамерлан против боевых слонов султана Махмуд-хана

Польза:

Знать разные стороны объекта изучения, значит находить победные решения.

Развивает диалектическое мышление.

Упражнение №4 Словесное домино

Необычайно интересная и полезная игра. Она еще раз подтверждает фундаментальный закон: «Все связано со всем».

Ход:

Сделайте карточки со словами (не менее 50 шт.) или воспользуйтесь файлом ниже, в нем 50 карточек и подсказка по способам создания связей. На одной карточке 2 слова: одно – реакция, другое – стимул, как в обычном домино.

  1. Раздайте участникам по 5 карточек и определите, кто ходит первым.
  2. Участники ходят по часовой стрелке. Они подставляют ассоциацию к тем словам, которые открыты и объясняют эту связь. Она может быть:
по схожести: по признакам из упражнения №2
по контрасту: противоположные значения признаков из упражнения №3
по смежности: близость в пространстве/времени, топор-дрова
по обобщению: от частного к общему, огурец – овощ
по подчинению: от общего к частному, крупа – греча
причинно-следственная: жара – засуха
части – целое: шнурок – ботинок
  1. Если участник не может подобрать ассоциацию – берет новую и кладет в расклад, если объяснит связь. Если не может — пропускает ход.
  2. Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки. Если в раунде несколько таких человек, просто сидели дальше по кругу – то они тоже выигрывают.

Пример:

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

Польза:

Обучает способам образования связей. В дальнейшем эти знания нужны для создания инфополя темы, которое лежит в основе идей, на осознанном уровне.

Формирует модель мира

Развивает системное мышление

Упражнение №5 Направленные ассоциации

Ограничения стимулируют мышление. Все алгоритмы, приемы, методы мышления создают рамки, а ассоциации рождают в этих рамках красивые решения, творческие идеи, нетривиальные способы.

Ход:

  1. Для этого упражнения нарежьте квадратики разных цветов или просто напишите названия цветов спектра на листах бумаги. Сложите заготовки в какую-нибудь емкость – банку или коробку и вынимайте карты наугад.
  2. Ведущий достает карточку и спрашивает: «Что может быть зеленым?»
  3. Участники быстро называют то, что может быть зеленым. Можно записывать слова на диктофон или бумагу.
  4. Затем проанализируйте ответы. Одни будут очевидными, а другие — более ценные, оригинальные
Пример
Блузка, трава, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор, свет светофора, огурец, гусеница, палатка, фургон, бриллиантовый

Блузка, тетрадь, палатка, забор – могут быть любого цвета, неспецифическая связь.

Трава, изумруд, крокодил, огурец – очевидная, близкая связь.

Континент (Австралия), фургон (фильм), бриллиантовый – более креативная, далекая ассоциация.

Польза:

Стимулирует воображение

Тренирует быстроту мышления

Развивает вербальные навыки

Через некоторое время заметите, что будет расти не только количество ассоциаций, но и их оригинальность.

Помимо цветов используйте другие признаки, их значения. Для начала возьмите эти:

шершавый, быстрый, колючий, тяжелый, бесконечный, медленный, пушистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, короткий, выпуклый, звонкий, кривой, открытый, упругий, пресный, хмурый, твердый широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яркий, громкий, холодный, влажный, скользкий.

Упражнение №6 Символические ассоциации

Для этого упражнения понадобится символический материал (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, иероглифы, арабские цифры, геометрические фигуры и тела, алхимические символы и зодиакальные знаки)

Ход:

  1. Возьмите листы бумаги, которые будут использоваться для рисования одного символа (можно взять готовый в файле внизу 20 алхимических символа) и раздайте участникам.
  2. Они рисуют какой-то символ.
  3. Затем игроки обмениваются своими символами. Теперь у каждого есть символ, нарисованный кем-то другим. На обратной стороне каждый записывает свои ассоциации с символом, который он получил.
  4. Далее символ передается другому участнику, и он записывает уже свои ассоциации. Сначала придумал, потом записал (чтобы не подглядывал😊)
  5. После нескольких обменов, обсудите какие ассоциации вызывают символы у разных детей.

Польза:

Развивает абстрактное мышление

Тренирует способность находить глубокие ассоциации

Упражнение №7 Ассоциации со знаменитостями

Эта игра подойдет и в учебных, и в развлекательных целях. Помню мы в школе (еще в СССР) похожие ассоциации в дневниках писали.

Ход:

  1. Возьмите известную компании личность. Это могут быть одноклассники, коллеги по работе, звезды шоу и эстрады, актеры, литературные персонажи, общие знакомые.
  2. Ведущий загадывает человека, а другие пытаются его угадать. Они задают наводящие вопросы, на которые ведущий отвечает.
Список вопросов:
С каким животным ассоциируется этот человек?
Цветком?
Деревом?
Предметом мебели?
Погодным явлением?
Продуктом питания?
Временем года?
Транспортным средством?
Видом спорта?
Музыкальным инструментом?
Предметом одежды?
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет

После того, как человека разгадали, ведущий меняется.

Получается веселая и полезная игра.

Упражнение №8 Ассоциация с профессией

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни каждого человека. В этом тренинге можно обсудить с детьми чем занимается тот или иной специалист, а также увидеть, как с одним объектом связаны совершенно разные профессии (В доп. материалах найдете 70 популярных профессий. Можно распечатать и раздать по 1 экземпляру на группу).

Ход:

  1. Разделите участников на группы и раздайте им по слову из списка или используйте свои.
Колесо, дерево, кисть, рельсы, маятник, дрель, зеркало, ножницы, глина, дорога, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.
  1. Нужно связать каждый предмет с как можно большим количеством профессий.
  2. Группы выступают с результатами обсуждения.
  3. Ведущий и другие участники отмечают самые неожиданные связи.
Пример
Зеркало – с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гримера, микробиолога (зеркало – деталь микроскопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зеркальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды.

Польза:

Расширяет кругозор и словарный запас.

Использует операции мышления: анализ и обобщение.

Обучает строить классификации.

Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
Бесплатно

Скачать дополнительные материалы для развития ассоциативного мышления

Вконтакте
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет



Телеграм
Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
Скопируйте команду для бота: /21


Выводы:

  1. Ассоциативное мышление необходимо для выполнения разных задач мышления, памяти, речи, воображения.
  2. Его развитие дает крупные бонусы в виде роста креативности и нестандартных идей.
  3. Упражнения, данные в этой статье, высоко эффективны для навыка создания ассоциаций.
  4. Сделать процесс образования связей управляемым, значит выйти на управляемое мышление.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Используйте понравившийся прием развития ассоциативного мышления. В качестве материала можно взять тему по предмету или художественное произведение.


Ассоциативное мышление: 8 упражнений для развития, подходят детям от 7 лет
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться