Развитие креативности в современном человеке – тренд. Ее, креативность, ждут работодатели от сотрудников, родители от педагогов, фолловеры от блогеров, мужья от жен.
В этой статье найдется несколько идей, которые подскажут точки роста творческих способностей для каждого, кто к этому стремится.
Креативность, интеллект и креативное мышление
Несколько определений, чтобы уточнить что такое креативность и как она соотносится с интеллектом и креативным мышлением.
Креативность – это способность решать проблемы через создание новых связей между известными элементами, выходить за рамки традиционных схем мышления. Она есть у всех, у кого есть интеллект. Все дело в желании ее развивать.
Психологи выдвигают разные гипотезы о том, как влияет уровень интеллекта на креативность. Но одно совершенно точно:
Можно быть интеллектуалом без креативности, но нельзя быть креативщиком без интеллекта. |
Для креативности важно:
- Интеллект
- Знания
- Личностные черты
- Эмоции
- Среда, окружение
- Мотивация
- Уровень эстетического развития
- Коммуникация
Креативность – основа творчества.
Творчество – создание новых образов для выражения творцом своих представлений о мире.
Интеллект – способность реагировать на изменяющиеся окружающие условия через познавательные процессы, которые он в себя включает. И основа для креативности.
Креативное мышление – способ мышления, деятельность, направленная на генерацию новых решений проблем. Оно включает мыслительные навыки, которые характерны для мышления, как процесса познания и те, которые есть только у креативного. Оно – важная составляющая креативности.
Перейдем к самим способам развития креативности.
35 способов развития креативности
- Среда обитания
Место, где мы проводим много времени, влияет на наш настрой и отношение ко всему, что мы делаем. Сделайте его более вдохновляющим:
✴ Позвольте себе больше ярких цветов;
✴ Добавьте подушки и пледы, а также используйте необычные формы и деревянные полки и стены для добавления уникальности;
✴ Внесите некоторые интересные растения, выберите цвета для обоев и преобразите текстиль в помещении;
✴ Подберите некоторые необычные декоративные элементы, такие как старинные часы, винтажные предметы или даже необычные светильники.
- Новые места
Посещение нового места дает возможность открытия для себя и дать душе пораскинуть крылья. Они дарят свежие впечатления, желание посмотреть разные культуры и помогают увидеть мир с другой точки зрения. Увеличение своей географической карты расширяет кругозор.
И не обязательно ехать в другую страну, хотя это оптимально для быстрой смены информационного поля. Можно пойти туда, где не были в своем месте жительства. Кафе, музей, улица. Или пойти в тот же самый магазин, но в другое время суток.
- Замедление
Успеть посмотреть на то, какие окружают цвета, на игру света и тени, на необычные формы и детали. Увидеть и почувствовать все тонкости, которые могли бы не заметить на скоростях. Прислушиваться к звукам и запахам.
Так пополняются знания и можно подсмотреть как работает идеальный творец – природа. Недаром многие решения для рукотворного мира были получены через аналогию с ее идеями.
Самый действенный способ замедлиться – обратить внимание на свое дыхание. Как оно проходит сквозь тело сверху вниз или снизу вверх. Несколько секунд остановиться на себе, а затем оглядеться вокруг. |
Пользуйтесь ручкой и блокнотом, заметками в телефоне, диктофоном, чтобы записывать идеи. Они могут прийти в любой момент и нужно быть готовым их принять, иначе уйдут безвозвратно. Идеи и есть креативный капитал. В любой момент открываете свою копилку и берете подходящую запись для данного момента. Или благодаря ей, придет долгожданное озарение.
Никакого развития креативности не будет, пока есть самобичевание. Особенно в процессе творения. Даже во всех видах мозговых штурмов разводят по времени фазу генерации идей и фазу анализа.
У всех наших мыслей и действий есть контекст, ситуация в которой они возникли. Кстати, в восточных странах, отношение к влиянию ситуации на поведение гораздо значительнее, чем у людей западных стран. А ведь он, контекст, во многом правит балом. Понимание этого снизит градус требовательности и критики к себе.
Понукания типа: «А ну, соберись, тряпка» приводят к нервным срывам и/или потере чувствительности, чтобы выжить. И уж точно не добавляет способности видеть широко и произвольно, даже если используется креативный прием. Критика консервирует и тело, и ум. |
Это альтернатива тексту. С ее помощью бывает легче выразить идею, эмоцию, эстетику. Визуализация расслабляет и помогает увидеть неожиданные связи. Она тренирует сенсоры. Люди, которые часто рисуют, видят специфику образа, его составляющих: линии, акценты, цвета. Они замечают особенности одной ракушки от другой. Визуализация тренирует детальное восприятие – база для развития креативности.
Рисуйте вместе с детьми, на планерках, в пробках, во время учебы, никто не требует совершенства, как получается. |
- Занятия творчеством
Нужно находить время, сознательно, чтобы заниматься творчеством, хобби. Писательство, танцы, лепка, вязание, рисование, музыка, моделирование, изобретение, вырезание по дереву – все эти виды деятельности тренируют мышцу — готовность к продуктивной деятельности.
- Изменение программ действий
Привычки сохраняют нам энергию. И чем больше забот и ответственности, тем чаще мы действуем по шаблону, по проверенной программе. Это хорошо. Но в то же время и плохо. Потому что закрепощает. Закрепощает желание что-то менять, дни превращаются в рутину однообразных дел.
Выпишите рутинные дела, которые выполняется ежедневно: будить ребенка, намазывать бутерброд, чистить зубы, добираться до работы. Возьмите одно дело и выполняйте его в течение недели разными способами, затем берите другое и делайте его по-разному. |
- Позволять себе делать ошибки
У нас с детства формируют страх ошибиться. Хотя именно ошибка показывает, где ученик не понял материал и дает возможность чуть глубже или с другой стороны подойти к теме. На протяжении всей истории, часто ошибка приводила к изобретению. Она может стать стимулом для совершенно иного взгляда на проблему или для демонстрации новой связи.
Каждый раз, когда вы, ваши близкие совершаете ошибку, расслабьтесь и подумайте: «Так-так, зачем ты здесь?» и спокойно рассматривайте то, что она принесла с собой. |
- Ассоциации
Наши ассоциации ведут себя как набор взаимосвязанных узлов. Каждый узел имеет прямые, как шоссе, или косвенные, как грунтовка, связи с другими узлами. Если думать о кошке, узел «кошка» будет активирован. Связи-магистрали пойдут от этого узла к ближайшим к нему, вызывая в уме «молоко», «собак», «когти». Получить в таком случае необычное сочетание вряд ли удастся.
Когда же связи дойдут до «столбов» и «воды», до далеких ассоциаций? В действительности все можно связать со всем. И нетипичные комбинации могут породить идею.
Играйте семьей в ассоциации, рассматривайте облака и абстракции, помните о дальних узкоколейках между узлами. Такие связи рождают креатив, юмор, разрыв шаблона. |
- Внимание чувствам
5 органов чувств как информационное топливо для ума. Развитие креативности напрямую связано с развитием зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания. Существует много приемов на совершенствование каждого. Если неделю заниматься одним, затем другим сенсором, то в итоге общий уровень креативности поднимется вместе с ними.
- Совмещение нехватки времени и креативности
Мало времени – бич современных людей. И уже не до творчества и придумок. Однако, можно убить сразу двух зайцев: и задачи решать, и развивать креативную жилу. Делать дела станет увлекательнее и будет отнимать меньше сил.
Позвольте себе во время уборки петь, танцевать, поставить задачу и накидывать варианты решений, сделать перестановку на полочке, вытирать пыль левой рукой (если вы правша), представить себя в роли прекрасной Золушки или Феи.
А еще нехватку времени можно рассматривать как ограничение, которое стимулирует творческий подход к делу. Как я могу убраться за 10 мин? |
- Мечта
Попробуйте представить себя через 10 лет или перенестись в детство. А какой ваш идеальный день? В какую точку планеты вы бы поехали и что там делали? Погружайтесь в виртуальные миры, создаваемые собственным воображением. Это также, как и реальный чувственный опыт расширяет нейронные сети и ломает инерцию мышления. Ну и, конечно, может зажечь на достижение материализации одной из выдуманных реальностей.
Мечтать желательно на свежую голову, а не в состоянии усталости.
- Любознательность
Нельзя создать что-то интересное, если это вам не интересно. |
Любознательность выражается в стремлении человека объяснить или устранить несоответствия между реальностью и его собственными знаниями. Благодаря ей мы занимаемся исследовательской деятельностью. Человек вместо того, чтобы пассивно воспринимать вещи и реальность, активно познает их.
Увлеченность побуждает воображение предлагать новые идеи.
- Движение
Исследования подтверждают, что креативность людей сразу после сеанса физических упражнений выше, чем у тех, кто находятся в состоянии покоя в течение длительного времени. Первые предлагают гораздо больше решений поставленной им проблемы, чем представители второй группы. Вот почему стоит прерывать работу и выходить на пробежку, прогулку или подъем по лестнице.
Всего 10 минут активности достаточно, чтобы мозг начал работать эффективнее. |
- Писать от руки
Эпоха компьютеров и смартфонов убирает необходимость писать от руки, но именно рукописные заметки, сделанные карандашом или ручкой, помогают тренировать ум. Нанесение отметок на бумаге, как доказывают ученые, активирует гораздо больше областей мозга, чем нажатие клавиш компьютера.
Задействованные области включают аналитическое мышление, речь и память. Такая стимуляция мозга заставляет людей, которые пишут ручкой по бумаге/ стилусом по экрану гаджета придумывать больше идей, чем те, кто использует для этой цели клавиатуру.
- Общение
Общение дает множество инструментов для креативности. Сосредоточьтесь на каждом из них по очереди и развитие творческих способностей станет следствием этой работы.
✴ Эмпатия — нужно понимать ситуацию, в которой находишься. Это также означает, что требуется быть хорошим слушателем и уметь задавать правильные вопросы.
✴ Соединять и совершенствовать идеи других во время мозговых штурмов на работе и в повседневности.
✴ Открытость для восприятия иной точке зрения.
- Игра
Нейронные связи, образующиеся в процессе игры, делают мозг более гибким, и это впоследствии распространяется на все сферы жизни: обучение становится эффективнее, отношения — качественнее, решения рабочих задач — креативнее. Человек с развитой нейропластичностью в целом наиболее полно проявляет себя как личность.
Какие свойства игры способствуют развитию креативности:
✴ Фокус на процессе. Когда интересна сама деятельность, включается азарт, озорство, желание посмотреть на нее с разных сторон, поэкспериментировать. Ориентация на результат – это сужение мысли вплоть до шаблона решения.
✴ Безопасность. То чувство, когда ничего не теряешь и можешь выйти за рамки привычного поведения.
✴ Новизна. Даже если играешь в знакомую тебе игру, в каждой партии все меняется и надо действовать спонтанно, применять новую стратегию или выпутываться из сложных ситуаций.
- Позитивный настрой
Позитивный настрой может быть сильным драйвером для креативности. Когда люди чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе, они более открыты к поиску новых идей и подходов. Позитивный настрой также помогает людям сохранять мотивацию и вдохновение, которые необходимы для генерации инновационных идей. Что можно делать, чтобы быть позитивным:
- Поддерживать связи с друзьями и близкими
- Сохранять баланс между работой и отдыхом.
- Уделять время себе.
- Делать то, что действительно приносит радость.
- Принимать изменения и приспосабливаться к ним.
- Внешнее влияет на внутреннее
Когда улыбаешься – настроение поднимается, даже если было плохим.
Мы скрещиваем руки и чувствуем, как закрываемся. И наоборот. Расправляем плечи и смотрим вокруг открытым взглядом – приходит широта, смелость, готовность к новому.
- Читать, читать, читать
Читайте как можно больше. Читайте то, что доставляет вам удовольствие, пробуйте другие жанры. Чтение улучшает воображение, увеличивает словарный запас и делает нас умнее.
Чтение и письмо замедляют старение мозга. |
- Декомпозиция
Деление целого на части. Анализ до мельчайших подробностей дает возможность подробного описания признаков. Описание может быть текстовым или визуальным. Описывать можно что угодно: рабочие процессы, волнующие цели и задачи, объекты для изучения. Такое погружение в предмет или явление позволяет оперировать частями, создавать новые внутренние и внешние связи, оттачивать навыки.
Вот пример такого описания: «Одна из составляющих свечи — фитиль, он представляет собой нить, сделанную из длинных, переплетенных между собой волокнистых прядей… Еще в состав свечи входит восковой цилиндр, слегка сальный на ощупь».
Безграничное мышление
Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта
- Исчерпывающая картина весны
Это классное упражнение на развитие креативности из книги И. М. Намаконова «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач»
Его суть в том, чтобы описать элементы какого-либо явления без стереотипных элементов. В случае с картиной весны – без капели, ручейков, медведей из берлоги. Автор приводит такие примеры:
- Очереди в шиномонтаж
- Мама моет окна
- Подштанники убраны в верхний ящик
Задача придумать еще 10 таких зарисовок, которые давали бы исчерпывающую картину.
В качестве тренировки в следующий раз можете использовать другие времена года, знаменитых людей, известные всем события и праздники. Автор рекомендует делать 3 таких подхода в неделю, 4 недели. |
- Правильное питание
Мозгу необходим кислород, жир, глюкоза и микроэлементы, недостаток которых не дает ему работать в нормальном режиме. Вот самые важные из них:
- дефицит витамина Д часто является причиной возникновения депрессии;
- дефицит железа — приводит к анемии и гипоксии тканей, из-за чего человек становится вялым, бледным, легко устает;
- дефицит витаминов группы B — приводит к астеническому синдрому: апатии, постоянной усталости, снижению концентрации и другим последствиям;
- дефицит белка — снижает усваиваемость железа и других важных микроэлементов в организме;
- дефицит магния — приводит к постоянной раздражительности, агрессии и плаксивости.
Нужно учитывать это, когда выбираем продукты для питания.
- Слушание музыки
Согласно исследованиям, «уровень окружающего шума» повышает креативность. Причина этого в том, что умеренный уровень шума вызывает нарушения в наших мыслительных процессах, необходимые для того, чтобы вдохновлять абстрактное мышление.
Прослушивание музыки на любой громкости также помогает расслабиться, что позволяет разуму блуждать. Это повышает шансы найти творческие решения и идеи.
- Установка на рост
Когда есть установка на развитие, мы готовы выполнять работу, чтобы овладеть новыми навыками. Готовы поднять свою жизнь и свое творчество на более высокий уровень. Если рассматривать каждое дело, даже рутинное под углом: «а чему я могу научиться, выполняя его», получатся дополнительные результаты. А еще появится творческий подход.
Пример: чему я могу научиться, когда готовлю яичницу уже в двухсотый раз?
- Бить скорлупу ножом (обычно о сковороду)
- Желать добра или думать с теплом о человеке, которому жарю (включая себя)
- Использовать специи (раньше только соль)
- Поднимать настроение тому, кто ее будет есть: при подаче положить кусочек помидора в форме сердечка.
- Выучить 5 английских слов, пока она жарится.
Этот диалог с самим собой занял 5 минут, а процесс получился отличным от предыдущих сотен раз и заставил мозг поискать новые идеи. Бонусом выучила слова.
- Цикл успеха
Это сказал один из величайших художников всех времен:
Избегайте ловушки идеальности и избавляйтесь от монотонности, всегда спрашивая себя: «Могу ли я сделать лучше?»
- Отдых
Постоянная работа дает свои плоды, но на развитии творческих способностей это плохо сказывается. Разуму нужно время, чтобы обработать опыт, восстановиться и установить те связи, которые вы ищете.
Лучше отдыхать, делая что-то руками. «Отдых» с экраном имеет свои минусы. В т. ч. снижение уровня притязаний к своему мышлению. |
- Наблюдение за другими
Креативность, если она есть у человека, проявляется в любой его деятельности. Рисование, готовка, общение, порядок на столе, сочинительство.
Наблюдая за тем, как другие выражают свой творческий потенциал, и разговаривая с ними об этом, вы можете заметить, что они делают для развития креативности и развития своих навыков креативного мышления. |
- Играйте в шахматы
Хотя шахматы могут показаться не самым творческим хобби, с игрой и ее различными позициями связана удивительная глубина. Умения просчитывать шаги вперед, использовать все ресурсы и видеть связи оттачиваются во время игры и необходимые условия креативности.
Исследования показали, что шахматисты превзошли контрольную группу в беглости, оригинальности и гибкости ума.
- Благодарность
Когда вы благодарите, вы приподнимаете другого человека, он становится более уверенным и смелым в своих идеях. В следующий раз человек с удовольствием снова поделится мыслями и будет в ответ видеть креатив в ваших предложениях и приподнимать вашу уверенность.
Благодарность может быть обращена не только к человеку. Самому себе, ситуации, жизни. Она настраивает на позитив, расслабление и принятие. Для креативности – это эффективные состояния. |
- Сосредоточиться на моменте
Каждый великий музыкант или художник скажет вам, что, когда они создают великую музыку или искусство, в их уме нет отвлекающих факторов, они полностью погружаются в создание момента, ощущая поток сознания.
Нужно практиковать способность сосредотачивать свое полное сознание только на настоящем моменте, уделяя все свое внимание тому, что вы делаете в данный момент (будь то еда, мытье посуды, застилание постели). Медитация может очень помочь. |
- Эмоциональный интеллект
Понимание и управление своими эмоциями – это осознанный подход к себе, ситуациям, к пониманию людей. Это возможность их выразить, передать более точно, глубоко. А значит возможность затронуть эмоции других. Чуткость работают рука об руку с креативным мышлением.
- Креативное мышление
Развитие креативного мышления важно и для взрослых и, тем более, для детей. Ресурсы ограничены и необходимо тренировать навыки, нацеленные на новые решения, открытия, технологии. В науке, программировании, дизайне, да и в повседневной жизни владение этим навыком открывает любые дороги.
Все же креативность без действия – это только потенция, способность. А реализует ее – мышление. Именно оно анализирует знания, ставит задачу, задает вопросы, ищет ресурсы, генерирует идеи, оценивает их. В каждом из этих этапов есть куда расти и есть для этого инструменты.
Особо отмечу ТРИЗ для развития креативного мышления.
В отличие от методов проб и ошибок, случайных озарений, ТРИЗ достигает сильных решений через ИКР и противоречия. Это технология, алгоритм продвижения от проблемы к ответу. Как правило, нестандартному, неочевидному ответу.
Креативное мышление основывается на тех образах, ассоциациях и связях, которые создает творческое воображение.
- Воображение
Воображение помогает человеку понять и представить себе ситуацию или предмет до того, как это фактически появится в нашей реальности. Используя воображение, человек может видеть вещи, которые невозможно видеть в настоящем. Именно это свойство воображения делает его основным инструментом для творчества.
Развитие воображения напрямую положительно связано с развитием креативности. Есть много игр, приемов для тренировки воображения. Подключайте домочадцев и творите.
Старайтесь находить применение своим творениям в реальной или придуманной жизни, иначе это просто бессмыслица, которая не имеет отношения к творчеству. |
Выводы:
- Развитие креативности доступно каждому.
- Применение любого способа из этой статьи положительно скажется на способностях к творчеству.
- Желательно заниматься некоторое время, например неделю или две только одним навыком: расширение и углубление палитры вкусов, изучать и осознавать собственную эмоцию радости, гнева и т. д. Жизни не хватит, чтобы все это совершенствовать.
- Самое главное – если есть желание и/или потребность развивать креативность, нужно выделить на это время и внести в свои ежедневные планы. Только действия дают результаты.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Развитие креативности у детей приносит свои плоды. Используйте любой способ из этой статьи вместе. Это и повод провести время и полезный вклад в его будущее.