15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей

priemy_fantazirovaniya_triz

В этой статье описаны Типовые Приемы Фантазирования ТРИЗ.

Умение фантазировать, это не только рассказывать небылицы и придумывать несуществующих персонажей. Это гибкость ума, это широта взглядов, это возможность дотянутся до решений, которые лежат за пределами известного, или наоборот, увидеть ресурсы, связи под ногами, но которые большинству незаметны.

Приемы фантазирования ТРИЗ – тренажеры нестандартного мышления. Спрос на такое мышление растет. Чтобы мышление, как и тело было пластичным его нужно тренировать. И детям, и взрослым.

Что нужно знать, чтобы легко придумывать

Управление фантазией — одно из качеств хорошо организованного мышления. И поскольку нет пределов организации мышления, нет пределов совершенствования фантазии.

Г. Альтшуллер

Перед тем, как заняться приемами, нужно знать основные идеи ТРИЗ, которые помогут легко увидеть новые свойства и функции предметов.

  • Мир состоит из систем. Система – это объединение различных элементов, которое дает новое качество. Если из деталей велосипеда собрать велосипед, то у него появится новое качество – перемещаться. Просто куча тех же самых деталей нового качества не создает, значит системой являться не будет.
mir_kak_sistema_velosiped
  • Система делится на подсистемы (части) и входит в различные надсистемы (система становится частью). Подсистемы велосипеда: руль, седло, рама. Надсистемы: велогонки, транспорт, велопрогулки.
podsistema_velosiped
  • Системы отличаются свойствами (легкий, горячий). Свойства систем могут быть противоположными (подвижный/неподвижный). Те системы, которые имеют противоположные свойства называют антисистемами. Например, перо – штанга.
  • Главное свойство системы называется функцией, то, для чего она создана. Противоположность функции – антифункция. Например, функция карандаша оставлять след – антифункция ластика стирать след от карандаша.

КОГДА ИСПОЛЬЗУЕМ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПРИЕМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, В ГОЛОВЕ НУЖНО ВИДЕТЬ СИСТЕМУ, СВЯЗИ ЕЕ ПОДСИСТЕМ, СВЯЗИ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ В НАДСИСТЕМЕ. ТОГДА МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ КАК ИЗМЕНЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ СВЯЗЕЙ ПОВЛЕЧЕТ ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Как пользоваться приемами: план действий

  1. Выбираем объект изменения
  2. Определяем его части, свойства, функции, надсистемы
  3. Выбираем прием
  4. Выбираем из списка п.2 что будем менять или объект целиком
  5. Проводим изменения и выявляем новое, что появилось
  6. Находим где это можно применить

Для примера возьмем дерево, жирафа и мальчика

Дерево:
подсистемы — корни, ствол, ветки, листья, плоды;
свойства — растет, питается водой и солнечным светом, размножается, стоит на месте, твердое, горит;
функции — поглощает углекислый газ, выделяет кислород, питание для животных;
надсистемы – лес, дом, парк

sistema_derevo

Жираф:
подсистемы – ноги, рожки, шея, хвост, морда, язык, уши;
свойства – высокий, пятнистый, шерстяной, с длинной шеей, травоядный, с длинным языком;
функции – питание для птиц (они едят насекомых у него на теле), для красоты;
надсистемы – саванна, зоопарк;

sistema_zhiraf

Мальчик:
подсистемы – ноги, руки, голова, живот, уши, глаза, мозг, нос, сердце;
свойства – бегающий, прыгающий, орущий, непослушный, играющий, смеющийся, сильный, читающий, добрый, спортивный;
функции – думать, развиваться самому и менять мир к лучшему, радоваться;
надсистемы – дом, школа, пользователь гаджетов, соревнования;

sistema_mal'chik

Давайте применим к этим объектам различные приемы фантазирования.

Приемы фантазирования ТРИЗ

Прием фантазирования Наоборот

priem_fantazirovaniya_triz_naoborot

Если бросить камень вверх
Высоко-высоко,
Полетит он прямо вверх
Высоко-высоко —
Выше крыш и птичьих гнезд,
Долетит до самых звезд…
И свалится прямо на голову
Какому-нибудь инопланетянину…

А. Усачев

Прием Наоборот или Инверсия показывает что будет с первоначальным объектом, если в нем изменить часть, свойство или функцию на противоположное.

Примеры приема в художественной литературе:
Хохочут все, Г. Остер
Человек-невидимка, Г. Уэллс
Страна, где все слова начинаются с «не», Дж. Родари

Прием Наоборот для выбранных объектов:

Дерево растет корнями вверх. Оно ничем не держится, тогда его можно перенести в нужное место. Во время дождя корни активно растут. Они оплетают другие деревья. Можно залазить наверх и гулять по корням.

Жираф стал хищником. У него появились клыки и когти. Он охотится на животных, которые живут на деревьях: обезьян, птиц. Его боятся другие жирафы и он одинок.

Мальчик стал директором школы. Ввел новые правила, при которых учеба превратилась в игру. Это привело к отличным результатам в виде любознательных детей и вдохновленных учителей.

Игры с приемом Наоборот

Заколдованное место

Волшебник Наоборот дотронулся до объектов в комнате. Ребенок описывает изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и т.д.) Как можно практически использовать измененный объект?

Парные картинки

Подбираем много картинок с противоположными признаками. Ребенок выбирает пару предметов с противоположными свойствами, функциями.

Старая сказка на новый лад

Выбираем сказку, называем героев и даем им характеристику. Изменяем характеристики на противоположные и составляем сказку с новыми героями (злая и хитрая Красная Шапочка, наивный Волк, бабушка – спортсменка, которая никогда не болеет).

Прием Увеличение — Уменьшение

priem_fantazirovaniya_TRIZ_uvelichenie_umen'shenie

Однажды в Шанхае я видела Китайца с такими большими ушами, что они служили ему пелериной. Вот хлынет, бывало, ливень, Китаец прикроется ушами – и порядок: ему тепло и сухо. А когда во время дождя он встречал друзей и знакомых, он и их прикрывал своими ушами. Так они сидели и пели свои грустные песни, пока дождь не проходил.

Пеппи Длинный Чулок

Прием Увеличение – Уменьшение используется очень часто. Это способ посмотреть какие качества приобретет объект, если изменить его размер, размер его части, размер его свойств.  Ведь если насекомое стало размером с самосвал, то это уже не безобидное существо, а монстр.

Примеры приема в художественной литературе:
Дядя Степа, С. Михалков
Необычайные приключения Карика и Вали, Я.Ларри
Буратино, А.Толстой
Соловей-разбойник, былина

Прием Увеличение – Уменьшение для выбранных объектов:

Дерево уменьшило шероховатость коры и стало совсем гладким. Теперь насекомые играют на нем: катаются, соревнуются кто вперед залезет на верхушку. Еще никто не смог.

Жираф с такой длинной шеей, что он высовывается из атмосферы Земли, как перископ из подводной лодки. В его глаза встроена видеокамера и он передает то, что видит. А также он возит на экскурсии в космос желающих.

Мальчик, у которого очень длинные руки. Он может рвать яблоки прямо с дерева, класть мяч в корзину при игре баскетбол и доставать сокровища со дна морского.

Игры с приемом Увеличение-Уменьшение

Загадай загадку

Ребенок составляет загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…», «Он толще, чем…, но тоньше, чем…».

Я — волшебник

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. Затем выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Если бы у меня…

Предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства человека или предмета; например: увеличить силу голоса или уменьшить рост.

Прием Ускорение – Замедление

priem_fantazirovaniya_triz_uskorenie_zamedlenie

Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

А. С. Пушкин

Этот прием используется в фантастике. Что произойдет, если ускорить или замедлить действие объекта, его части или свойство. Изменить можно скорость протекания любого процесса.

Примеры приема в художественной литературе:
Джек и бобовый стебель, английская сказка
Миллион и один день каникул, Е. Велтистов
Двенадцать месяцев, С. Маршак

Прием Ускорение — Замедление для выбранных объектов:

Дерево ускорило рост. Планета зарастает деревьями. Люди борются за выживание против нашествия деревьев.

Жираф объедает деревья с огромной скоростью. Весь участок, на котором он живет уже опустел и ему приходится отправится в странствие, чтобы обеспечивать себя едой.

Мальчик так медленно все делает, что пока он одевается, все остальные уже погуляли и вернулись домой. Но благодаря своей медлительности, он успевал запомнить все, что находится вокруг до мельчайших подробностей. И однажды это свойство спасло целый город.

Игры с приемом Ускорение — Замедление

Незнайка и волшебная палочка

Однажды, волшебник подарил Незнайке волшебную палочку, которая
могла ускорять разные действия или замедлять их. Первым делом Незнайка замедлил лето в волшебном городе на целых шесть месяцев. Что еще мог наделать Незнайка и что из этого вышло?

Эксперименты с собой

Представляем, что мы стали делать что-то в 10 раз быстрее, чем раньше: учиться, бегать, убираться. На что это повлияет? А если медленнее?

Какие еще есть приемы со временем

  • Обратный порядок действий в процессе
  • Перемещение во времени на машине времени
  • Остановка времени

Прием Оживление — Окаменение

priem_fantazirovaniya_triz_ozhivlenie - okamenenie

Вошел солдат в караульню. Народу много — и стоят и сидят, — только все окаменелые; пустился бродить по улицам — везде то же самое: нет ни единой живой души человеческой, все как есть камень! Вот и дворец — расписной, вырезной. Марш туда, смотрит — комнаты богатые, на столах закуски и напитки всякие, а кругом тихо и пусто.

Из сказки «Окаменелое царство»

Объект, его часть или свойство если были неподвижными, статичными, становятся подвижным динамичным. И наоборот, если были подвижными динамичными, становятся неподвижными.

Примеры приема в художественной литературе:
Снегурочка, Н. Островский
Федорино горе, К. Чуковский
Медуза Горгона, миф Древней Греции

Прием Оживление — Окаменение для выбранных объектов:

Дерево передвигается туда, куда хочет. Оно живет в парке и служит сторожем. Да еще и катает детей на своих ветках.

Жираф застыл неподвижно. Эта фигура нравится всем деткам на площадке возле дома. Они катаются по его длинной шее и бегают в лабиринте его ног.

Мальчик с каменным сердцем. Он не испытывает жалости и сострадания. Он не проявляет гнева и отчаяния. Он просто равнодушен. Как растрогать камень?

Игры с приемом Оживление — Окаменение

Проделки Самоделкина

Самоделкин придумал способ оживления различных предметов. Он оживил карандаш, резинку и дневник. Предметы стали обладать необычными свойствами: дыхание, размножение, движение, рост. Что с ними произошло?

На что похоже?

Предлагается найти в реальном мире объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. Например: камень и черепаха. Меняем местами эти свойства. Получается движущийся камень или заснувшая, неподвижная черепаха.

Прием Универсализация – Ограничение

priem_fantazirovaniya_triz_universalizaciya – ogranichenie

Лети, лети лепесток,
Чрез запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Облети вокруг Земли,
Быть, по-моему, вели!

В. Катаев

Прием можно применить к любому явлению или объекту. Заключается он в том, что действия объекта или его свойства распространяются за более широкий класс явлений (может все). Или сужаются до одной специализации.

Примеры приема в художественной литературе:
Кот в сапогах, Ш. Перро
Волшебная лампа Алладина, Г. Яглфельд
Дикие лебеди, Г. Андерсен
Маркел-самодел, Е. Пермяк

Прием Универсализация – Ограничение для выбранных объектов:

Дерево, на котором растут самые разные виды плодов. Хочешь – сорви апельсин, а хочешь – манго или яблоко.

Жирафа взяли в бригаду электромонтажников. Он одним движением поднимал электрика на необходимую высоту и тот проводил необходимые работы. Периодически его просили помочь пожарные, строители, мойщики фасадов зданий, садовники.

Мальчику запретили хотеть. Сначала он сопротивлялся и не слушался, а затем привык. И теперь у него нет никаких желаний. Он не хочет есть, спать, играть, учиться. Делает что-то, когда ему сказали, что делать. Он стал исполнителем для других людей. (Не так уж и фантастично.)

Игры с приемом Универсализация – Ограничение

Волшебник Могутолько

Называется предмет рукотворного мира. Выделяем его основную функцию. Ограничиваем выполнение функции во времени, в пространстве, в подсистеме. Объясняем необходимость данного объекта, его внешний вид, действия с ним и т.д. (например: полотенце стало уметь только в 6.30 впитывать влагу с рук и лица; как выглядит такое полотенце, какие качества воспитываются у человека при пользовании такой вещью и как приспособить непромокаемость полотенца в другое время).

Позови Джинна

Предлагается детям вспомнить сказки, в которых были предметы, умеющие делать все (волшебная палочка, цветик – семицветик и т.д.), обсудить, что и они имели ограничения (перечислить, какие). Далее называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющие какое – то одно дело (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка и т.д.). Обсудить, как можно было бы расширить их возможности.

Волшебник Всемогу

Называется какой – либо объект рукотворного мира. Выделяем основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Всемогу. Описываем результаты воздействия на объект (из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть (практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду). Даем название новому объекту.

Прием Дробление – Объединение

priem_fantazirovaniya_triz_droblenie_ob"edinenie

На желтом лугу
Где растет чепуха,
Лиловая,
Как чернила,
Повстречал
Крокодил с головой петуха,
Петуха с головой крокодила…

Г. Сапгир

Этот прием полезен не только для фантазирования и творчества, а и для решения сложных технических задач. Нужно разделить объект или его свойство на составные части. Или объединить различные объекты или их свойства в единое целое.

Примеры приема в художественной литературе:
Русалочка, Г. Андерсен
Нос, Н. Гоголь
Сказка о ленивой девочке Маше, С. Прокофьева

Прием Дробление – Объединение для выбранных объектов:

Дерево мечтало повидать мир. Оно предложило оленю, чтобы тот пустил его к себе на рога, а взамен у оленя всегда будет еда – листья дерева. Олень согласился. Вскоре он носил на себе птичьи гнезда, беличье дупло, да еще зимой лишний груз без обещанных листьев.

Жираф передает свою пятнистость любому, кто к нему прикасается или прикасается он сам. Так появились пятнистые птички, пятнистые деревья. Кусочков жирафа становится все больше. Как изменилась жизнь этих животных и растений? Леопард, правда, хоть и пятнистый, но это его собственные пятна.

Мальчик, у которого мозг распался на части. Каждая часть получила свою индивидуальность в рамках одного тела. Они спорят, что нужно сейчас делать и как поступить. У мальчика в голове всегда сразу несколько вариантов как одеться, что поесть, что ответить, какую машинку собрать из лего. Постоянно есть выбор и каждый вариант аргументируется. Как не сойти с ума?

Игры с приемом Дробление – Объединение

Новые функции предмета

Мысленно раздробим предмет на части, например фломастер. Какие новые функции будут выполнять эти части. Что нового у фломастера?

Потеря части или свойства

Называется объект. Обозначаем его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Обсуждаем, что будет происходить, если, например, ступа Бабы Яги потеряет дно, а Соловей – разбойник – свист.

Путаница

Предлагается выбрать два сказочных объекта (Чебурашка, крокодил, обезьяна) и назвать их части (голова, туловище, хвост). Соединияем их наугад. Придумываем название новому герою, обсуждаем его место обитания, характер, способы питания и защиты от врагов.

15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей

Прием Квантование – Непрерывность

priem_fantazirovaniya_triz_kvantovanie_nepreryvnost'

Однажды девочка ушла из дому, а мать и говорит: “Горшочек, вари!” И стала вариться в нем каша, и наелась мать досыта, но как остановить горшочек, она позабыла. И вот варит он и варит… Вот уже кухня полна, и вся изба полна, и ползет каша в другую избу, и улица вся полна, словно хочет он весь мир накормить.

братья Гримм

Если действие объекта или его функций непрерывное, делаем его прерывистым. Если действие прерывается, делаем его непрерывным.

Примеры приема в художественной литературе:
Спящая красавица, русская сказка
Желтый туман, А. Волков
Царевна-лягушка, русская сказка

Прием Квантование – Непрерывность для выбранных объектов:

Дерево постоянно отращивает ветку. Люди подставляют под ветку столбики, чтобы помочь ее удержать. Украшают, вешают веревочки, чтобы сбылось желание. А ветка все растет и растет. Она обогнула весь земной шар, опоясала его и стала символом объединения людей. Фото ветки сверху выкладывают в интернете.

Жираф может менять окрас. Когда его садишь в клетку с белым медведем – он становится белым, с пингвинами – черно-белым, а с зебрами – полосатым.

Мальчик по ночам превращается в лешего и уходит в лес. Утром он снова становится человеком. Благодаря этой тайне, он много узнает из жизни леса и рассказывает одноклассникам.

15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей
Бесплатно

Дж. Родари
Грамматика Фантазии

Вконтакте
15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей

Телеграм
15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей

Скопируйте команду для бота — /22

Прием Вынесение – Внесение

15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей

Вот это да! – подумала Алиса. – Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни ещё не встречала.

Л. Кэрролл

Прием заключается в том, что нужно отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот — приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.

Примеры приема в художественной литературе:
Никита Кожемяка, русская сказка
Говорящий сверток, Дж. Даррел
Кащей бессмертный, русская сказка

Прием Вынесение – Внесение для выбранных объектов:

Дерево-лавка. Оно хранит истории тех, кто сидел на нем. Радости и горести, встречи и расставания.

Жираф может делать шею длинной, а может короткой. Так ребенок собирает жирафа из конструктора, изучая животных нашей планеты.

Мальчик приобрел свойства саламандры – регенерация клеток, восстановление органов и тканей. Он перестал бояться.  


Выводы:

  1. Приемы фантазирования ТРИЗ помогают развивать творческое мышление детей и взрослых.
  2. Это способ изменять объекты и получать новое качество этих объектов.
  3. Объекты или их свойства, полученные применением приема фантазирования, могут быть реализованы, как многочисленные предсказания писателей-фантастов.
  4. Есть план действий, следуя которому фантазировать становится сильно легче.

P.S. Присылайте мне на почту работу своих детей. У ребенка будут положительные эмоции, мотивация делать еще проекты.

Используйте прием фантазирования ТРИЗ для своего проекта. Это может быть сказка, описание нового объекта, рисунок этого объекта или фотография поделки.


15 приемов фантазирования ТРИЗ с примерами для детей
Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 2
  1. нина

    гениально!) спасибо!!

  2. Ирина (автор)

    Нина, согласна. ТРИЗ классный!

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности