ТРИЗ метод маленьких человечков: 5 примеров решения задач

triz_metod_malen'kih_chelovechkov_primery

Эта статья рассказывает о ТРИЗ методе маленьких человечков, примерах его применения. Он помогает находить решения бытовых, учебных, творческих задач. Также его используют для упрощения сложного материала при объяснении детям.

А еще с этим методом можно легко написать сочинение.

В чем суть Метода Маленьких Человечков (МЧ)

Кто такие маленькие человечки?

Метод моделирования маленькими человечками был введен Г. Альтшуллером в ТРИЗ для моделирования процесса решения проблемы. А еще раньше, физик Максвелл использовал воображаемых маленьких гномиков в своих исследованиях. И, наверняка, эти гениальные люди были не одиноки в желании призвать на помощь пусть и ненастоящих, но зато всемогущих маленьких существ.

Al'shuller_avtor_TRIZ

Маленькие человечки – это наши друзья. Они умны, все могут, все знают. Мы можем ими управлять, делать с ними все что угодно, отправлять куда нужно и даже уничтожить их, если нужно.

Главное – человечки могут решить задачу. Нужно попросить и они будут вести себя так, чтобы найти ответ. Нам остается только подсмотреть что они сделали.

modelirovanie_malen'kimi_chelovechkami

Суперспособности маленьких человечков

Маленькие человечки помогают создать модель.

Модель – это всегда упрощение (глобус, план квартиры, игрушка). Однако она точно описывает объект, ставит акцент на его главные части и связи.

Как метод моделирования маленькими человечками (метод ММЧ) сложное делает простым? Мы заменяем человечками только те детали объекта или объектов, которые участвуют в задаче. Тем самым выделяя то, что нас интересует.

Маленькие человечки преодолевают психологическую инерцию мышления.

Уже у детей в 7 лет основная часть реакций автоматизирована. Шаблоны мышления делают их беспомощными при возникновении новой ситуации. Даже в рисовании: роботов рисуем так, домики — вот так, а цветочки с лепесточками.

Не говоря уже про нас, взрослых.

Конечно, стандартные реакции защищают от потери энергии при выполнении рутины. Но мешают тогда, когда нужно найти решение, которое лежит за пределами нашего опыта.

Слова, картинки закрепощают мысль. Говорим «листопад» и сразу представляем деревья, желтые листья, осень, холодно. Видим фото корабля и снова заякорили мысль на предыдущем опыте.

psihologicheskaya_inerciya_myshleniya

Маленькие человечки ни на что не похожи. Они принимают любые свойства. Не вызывают никаких образов и не вытягивают старых связей. Такое освобождение мышления приводит к выходу из привычного к новым решениям.

Маленькие человечки показывают невидимое.

Метод ММЧ подразумевает прорисовку этих самых человечков. Чем их больше, тем лучше.

Когда речь идет об абстрактных определениях или явлениях, невидимых нашему взгляду, то ребенку довольно трудно понять, что это. А когда он видит картинку, все становится ясно. Это даже больше, чем картинка, это главная идея объекта, выраженная послушными маленькими человечками (мальчиками и девочками).

Маленькие человечки помогают проявить эмпатию.

В середине прошлого века У.Гордон, американский исследователь, предложил для решения задач прием – эмпатия. Прием заключается в том, что человек вживается в образ машины, которая требует изменений, что помогает ему увидеть нечто новое.

Gordon_priem_empatiya

Проблема в том, что изобретатель тогда избегает решений, связанных с размельчением, разрушением, охлаждением и т. д. А часто разгадка лежит в этом направлении.

В ТРИЗ вместо эмпатии используют маленьких человечков. Представляем, что машина (другой объект) – это скопление человечков. А дальше уже делаем с ними любые действия: дробим, плавим, уничтожаем.

Кстати, можно посмотреть на задачу изнутри, глазами одного из человечков, что похоже на эмпатию без ее недостатков (ограниченности в решениях).

Алгоритм решения задачи методом МЧ

Задачи встречаются разные: бытовые, учебные, творческие. Когда у ребенка есть перечень методов их решения, которыми он владеет, то ему легче и интереснее жить. С ними поиск ответа похож на игру по правилам. Игра помогает дойти до цели, ведет до результата.

Вот и метод маленьких человечков похож на игру, хотя используют его для решения сложных технических задач.

Какие шаги сделать для поиска ответа этим способом:

  1. Описать проблему и выделить что требует изменений
  2. Сформулировать противоречивые требования к этому элементу
  3. Запустить в требующий изменений элемент, маленьких человечков. Должно быть 2 рисунка: исходное состояние и нужное.
  4. Поделить человечков. 1 группа человечков выполняет только 1 действие.
  5. Найти способ реализовать то решение, которое показали человечки. Он будет соответствовать уровню знаний того, кто ищет ответ.

Пояснение:

  • Человечков рисовать много и помнить, что они могут все.
  • Не нужно думать КАК они это сделают, нужно увидеть ЧТО им надо делать.
  • Изображать человечками следует только изменяемые элементы задачи.

Ниже приведены примеры применения метода маленьких человечков для различных ситуаций. Эти примеры показывают, как научить ребенка использовать метод.

Пример №1. Объяснение сложных тем

С помощью метода ММЧ можно объяснять сложные темы по окружающему миру и естествознанию.

Уже в детском саду показывают физические процессы. И это действительно выглядит простым и понятным.

Часто встречается тема агрегатного состояния вещества.

Когда человечки держат друг друга за руки и плотно стоят друг к другу, то это твердое состояние вещества. Разделить их нельзя, только если сломать. Для этого нужно приложить силу.

tverdoe_sostoyanie_malen'kimi_chelovechkami

Когда они рядом, но за руки уже не держатся, то это жидкое состояние. Связь между ними слабая. Поэтому можно взять и отлить из одной емкости в другую.

zhidkoe_sostoyanie_malen'kie_chelovechki

А если человечки не держатся и уже не рядом, то это газообразное состояние вещества. И здесь уже сложности с их соединением. Надо создавать давление.

gazoobraznoe_sostoyanie_malen'kie_chelovechki

Нарисовали, посмотрели, а еще лучше проиграли, сами превратились в маленьких человечков и все ясно.

Нагревание или охлаждение

Рисуем закипающий чайник, внутри которого много человечков. По мере нагревания больше и больше человечков отрывается и вылетает. В итоге никого не остается, если вовремя не выключить чайник.

Строение атома

Атом состоит из положительно заряженных частиц – рисуем мальчиков человечков, которые плотно держатся друг за друга. А вокруг ядра вращаются электроны – девочки человечки. У каждого химического элемента свое количество электронов. У водорода — 1, у золота – 79.

stroenie_atoma_malen'kie_chelovechki

Если нарисовать эти атомы человечками, то будет видно разницу. Главное, посыплется куча вопросов: а будут ли эти 79 девочек сталкиваться и почему они никуда не уходят от своих мальчиков? Придется поискать ответы.

atom_ugleroda_malen'kie_chelovechki

Пример №2. Решение задач

Собственно, для решения сложных технических задач описан этот метод, в числе других 40 приемов и методов ТРИЗ. Но вопросов хватает и в жизни ребенка, да и в нашей тоже. Поэтому будем его использовать в повседневной жизни.

Помню такую задачку: во время дождя во дворе собиралось много воды. Требовалось сделать канавку для ее вывода. Но во дворе стоит машина, которой нужна ровная поверхность.

Получается, что во дворе нужна канава, чтобы вода по ней уходила и двор должен быть ровным, без канавы, чтобы заезжала машина.

Мысленно запускаем в нее человечков. Они наполняют ее доверху так, что двор становится ровным. При этом человечки пьют воду, которая к ним стекает.

Вот и ответ. Наполнитель канавы должен быть таким, чтобы его плотность была меньше, чем поверхность двора и вода успевала уходить вглубь и вдоль канавы.

Решение: засыпать канаву крупным щебнем.

Пусть ребенок попробует решить трудную задачу по математике с использованием маленьких человечков. Эмпатия, упрощение, визуализация помогут справиться с ней.

Пример №3. Понимание формул

Маленькие человечки помогают понять и запомнить формулы. Первоклашка может буквально увидеть формулу, которую изучают в средней школе и уже вряд ли забыть. А ведь большинство ребят их зубрят, потому что мозг не способен дословно запоминать абстрактные значки.

Не зря визуалы говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Хоть аудиалы так и не думают. Но таких мало

Как формулу сделать простой для понимания? Нарисовать. Нарисовать маленьких человечков, как они себя ведут.

Например, плотность = масса/объем. Чертим объем – куб. Ставим его на чашу весов, на другой чаше — гиря в 1 кг. И начинаем сажать (рисовать) в куб маленьких человечков. Нарисовали 10 человечков – чаша стала тяжелее, добавили гирьку в 1 кг, чтобы выровнять весы. Условно. Главное понимание зависимостей.

ТРИЗ метод маленьких человечков: 5 примеров решения задач

Рисуем еще одни весы с таким же кубом, только в нем сидит уже 20 человечков. Не так им просторно, тесно. И масса уже не в 2, а в 3 гирьки уравновешивается. Очевидно, что плотность (сколько человечков в кубе) влияет на массу. Чем они плотнее сидят, тем масса больше.

metod_malen'kih_chelovechkov_primery_formuly

И опять рисуем те же весы, только куб в 2 раза меньше. Садим в него первоначальные 10 человечков. Что видим? Им снова тесно. Количество то же, а вот места мало. Зависимость плотности и объема — налицо.

Как же узнать в каком кубе человечков больше (кубы непрозрачные), если сами кубы одинаковые? Ответ напрашивается – взвесить их.

Вот так разобрали элементы и связи в формуле плотности. В 1 классе еще не проходят деление, поэтому до конца ее не прописываем. Но ребенок видит, что плотность зависит от массы и объема. Она увеличивается, когда масса увеличивается или когда объем уменьшается.

Пример №4. Сочинение сказок

Мы решали сразу 2 задачи: изучали из чего состоит системный блок компьютера и сочиняли сказку. Не могу сказать какая из этих задач была главнее, но и для той, и для другой метод маленьких человечков пригодился.

Во-первых, тема для семилетки не самая легкая – запомнить элементы блока. Человечки внесли больше интереса в процесс.

Во-вторых, они помогли ребенку посмотреть на объект изучения изнутри, их глазами. Сюжет сказки получился у него быстро, сам собой.

В сказках, историях без конфликтов, сложностей и проблем не обойтись. А маленькие человечки – это такие решатели. Поэтому при необходимости или при желании сочинить, они здорово выручают.

Вот такая сказка получилась у нас. Конечно, сначала я познакомила ребенка с компонентами системного блока, а для закрепления он придумал сказку.

КАК МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ СПАСЛИ КОМПЬЮТЕР

Однажды в городе Системный блок что-то сломалось. Он сильно грелся.

Мы пошли в этот город, чтобы узнать в чем дело. И увидели, что там живут маленькие человечки. У них есть здания, где они работают.

Оперативная память, это такая лаборатория для ученых, которые выполняют различные задания и создают документы. Созданные документы хранятся в библиотеке – на жестком диске. Видеокарта – киностудия, которая производит кино и мультфильмы. А всем городом управляет процессор, в нем находится администрация.

Человечки все разные. В лаборатории живут ученые в белых халатах и перчатках. В библиотеке — девочки в очках и юбках. В администрации — человечки в галстуках и с чемоданами. Были еще прохожие, зеваки.

Человечки рассказали, что в администрации — процессоре не крутится вентилятор и поэтому процессор нагревается. Что же делать?

Нужно купить новый. А пока, чтобы город продолжал работу, человечки построились как акробаты в форму вентилятора с лопастями и раскрутились. Процессор охладился. Когда пришел новый, то поставили уже его. И все стало по-прежнему..

skazka_triz_ metod_malen'kih_chelovechkov
Карта города Системный блок

Пример №5. Решение бытовых проблем

Была у нас старая-старая задачка, которая периодически остро давала о себе знать – раскиданные вещи по комнате и категорическое нежелание их убирать. В чем причина? Лень, говорит ребенок.

reshenie_zadach_mmch

Скорее всего, так маскируется скука. Человеку надоедает делать рутинные действия и хочется этого избежать.

Хорошо. Используем метод маленьких человечков.

«Представь, — говорю ребенку, — что ты состоишь из маленьких человечков. Назначь сегодня дежурными маленьких человечков левой руки, завтра правой ноги и пусть они убираются. А сам ленись на здоровье.»

Ребенок с удовольствием убирался левой ногой, при этом физически поупражнялся больше, чем если бы складывал руками, как обычно.

С этих пор, когда возникают вопросы с ленью, мы поручаем работу маленьким человечкам.

Кому не подойдет этот метод

Человек, у которого плохо развито воображение вряд ли воспользуется этим методом. Для него слово «представьте» вызывает тоску и сопротивление. С другой стороны, метод ММЧ помогает развить воображение. Этот метод как готовая инструкция по развитию воображения, было бы желание или необходимость.

Выводы:

  1. Суть Метода Маленьких Человечков: представляем объект в виде множества маленьких человечков. Они всемогущи и состоят из любого вещества, которое нужно.
  2. Метод ММЧ – это моделирование процессов, систем, предметов. С его помощью сложные явления можно упростить. Для этого выделим тот элемент, который нас сейчас интересует и пропустим второстепенные детали.
  3. Метод помогает выйти за рамки шаблонного мышления. Решения задач, сочинения получаются оригинальными и не требуют больших усилий.
  4. Сам метод похож на игру. Дети играючи доходят до ответа.

P.S. Присылайте мне на почту работу своих детей, в которой использован ТРИЗ Метод Маленьких Человечков. Это может быть сочинение, решение задачи, рисунок какого-то явления, объекта и пр.

Она будет размещена на этой страничке. У ребенка будут положительные эмоции, мотивация делать еще проекты.


ТРИЗ метод маленьких человечков: 5 примеров решения задач
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности