Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск

resursy_v_triz

В этой статье рассмотрены ресурсы в ТРИЗ, их классификация, этапы их поиска. Как донести понимание этого инструмента детям через игры.

А понимание этого — важно. Порой восхищает, как народные умельцы умеют приспособить бросовый материал под выполнение своих проектов. Технологии настоящего, а тем более будущего, основаны на эффективности использования ресурсов.

Что такое ресурсы

Используй то, что под рукой и не ищи предмет другой

Фелиас Фог, «80 дней вокруг света»

Ресурсы – это все, чем располагает система, соседние системы, внешняя среда для выполнения необходимых функций, для решения задач. Под системой в ТРИЗ понимают целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и обладающее свойствами, которыми в отдельности эти элементы не обладают.

Мастер ТРИЗ Ю. С. Мурашковский говорил, что все системы отличаются друг от друга только ресурсами.

С помощью имеющихся ресурсов можно:

Выбрать подходящий способ решения проблемы. Если нам нужно переночевать в незнакомом городе, то в зависимости от того, чем мы располагаем, так и решим этот вопрос. Так, при наличии в нем родственников, можно их навестить. А если путешествуешь в автодоме, то использовать его. Или снять крышу над головой. На худой конец есть еще вокзал.

Создать новые системы, которые выполняют нужные нам действия. Для этого подбираем или изготавливаем ресурсы с необходимыми признаками. Чтобы сделать фонарик возьмем батарейку, светодиод, провода, картонную трубочку и крышку от бутылки.

Произвести необходимые ресурсы, которых изначально не было. Из воды можно создать лед, пар, кислород, водород.

Предотвратить опасность. Потому что все вредные эффекты, которые выдает система, это результат воздействия ее внешних или внутренних ресурсов. Стул вредит здоровью позвоночника, если сидеть на нем целыми днями. Придумывают новые решения: ортопедические стулья или сидеть стоя.

resurs_stul
«Не было гвоздя – подкова пропала, не было подковы – лошадь захромала, лошадь захромала – командир убит, конница разбита, армия бежит…»

Главные предустановки

  1. Бессмысленно заниматься бесконечным перебором разных ресурсов. На чем остановиться зависит от того, какие функции, а точнее признаки, для решения задачи нам нужны.

Можно забить гвоздь и пакетом молока. Если заморозить его.

  1. Ресурсы ограничены и это проблема. Если ресурсов как минимум достаточно, то и проблем не возникает.

Малое количество воды в пустыне создает много сложностей с древних времен. А в наших широтах мы даже не задумываемся сколько тратим. Норма – 180 л в сутки на человека‼️18 ведер.

  1. Чем лучше разобран системный оператор ТРИЗ для улучшаемой системы, тем проще найти ресурсы.

Потому что на одном кадре находятся важные элементы. А главное, предположения куда направлено ее развитие в будущем. И оттуда, из будущего черпаем решения, а к ним и нужные ресурсы. Идеальный вариант, когда стула нет, а его функции отданы надсистеме. Стул-экзоскелет.

sistema_stul_ekzoskelet

Какие требования к ресурсам нас интересуют прежде всего:

  • Дешевые или бесплатные
  • Легко достать
  • Не загрязняют окружающую среду

Виды ресурсов

Вещественные. Все вещества, что есть в системе и около нее.

Например, какие вещественные ресурсы имеем в этой задаче.

resursy_zadacha_vrungel'

Карты игральные, снасти корабельные, корабль с каютой и трюмом, одежда команды, морская вода.

Энергетические. Любая энергия, которая уже есть в улучшаемой системе, без ввода ее со стороны.

  • электрическая энергия
  • электромагнитные поля
  • тепловая энергия (горячие элементы)
  • механическая энергия (вращение валов, роликов и другие движущиеся части)
  • энергия отходов (тепло отходящих газов, шлака и др.)

Во внешней среде находятся такие виды энергии:

  • тепло и холод земли и воды
  • энергия ветра и воды
  • энергия Солнца
Не знаю, что за люстру повесили соседи снизу, но благодаря им у меня на кухне теперь теплый пол!
Ivashka_magnit_resurs

Помните, как Ивашка из дворца пионеров победил Кощея с помощью силы магнита. Вот у кого развито ТРИЗовское мышление 😉

Пространственные. Свободное пространство, которое есть в системе для размещения ее элементов или решения задачи.

Такие ресурсы можно получить за счет:

  • Уменьшения размеров
  • Изменения структуры
  • Перехода в другое измерение (из ширины в высоту, например)
  • Использования обратной стороны плоского элемента
  • Отказа от какой-то подсистемы, отдать ее функцию надсистеме
teleskopicheskaya_lestnica_prostranstvennyj_resurs

Пожарная машина с телескопической лестницей.

Временные. Промежуток времени до, во время самого процесса и после него, если это время можно использовать для улучшения системы.

Рассаду для помидоров выращивают на подоконниках, чтобы растение успело дать плоды.Если убираться и слушать аудиокнигу, то можно освободить временной ресурс. (ТРИЗ-прием «Матрешка»)

Функциональные. Дополнительные функции, которые может выполнять система или ее подсистемы, помимо основной.

Пчелы, помимо сбора меда, опыляют растения. И в теплице тоже, если в ней разместить улье.

Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск

А избушка на курьих ножках помимо крыши над головой еще и транспортом обеспечивает.

Человеческие. Характер, привычки, навыки, желания, физические возможности.

Сейчас часто используют словосочетание «быть в ресурсном состоянии». Для одного — это поел-поспал, для другого – чувствовать любовь ближних, для третьего – достижение цели. В любом случае, речь идет о достатке энергии.

Информационные. Экспертность. Каналы информации: телевидение, интернет, печатные издания.

Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск
Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Триз обладает мощным информационным ресурсом. Подробно разработанная методология помогает обучаться и принимать сильные решения.

По источникам ресурсы бывают:

  • Подсистемные
  • Системные
  • Надсистемные и из соседних систем. Надсистем может быть несколько.
  • Из внешней среды: вода, земля, воздух и др.
Самый действенный ресурс часто находится в той части задачи, которая стала причиной ее возникновения. В системе. Поэтому искать ресурс лучше начинать с нее.

По количеству ресурса:

  • Неограниченный. Превышает необходимость. 
  • Достаточный. Соответствует потребности в нем. 
Пример-шутка. Туристы идут по уссурийской тайге. Из чащи выскакивает тигр. – Без паники, тигр сыт! – спокойно говорит проводник. – Откуда вы знаете?! – Вы что, не заметили? Туриста Иванова уже полчаса нет!
  • Недостаточный. Мало для решения проблемы.
Например, солнечные батареи закрывают потребность в электроэнергии, НО только летом. Зимой приходится добирать из сети.

По ценности ресурса:

  • Вредный. Бывает, что вредный ресурс можно превратить в полезный и это оптимальный вариант. Здесь повышается степень идеальности решения. И задача решена, и несовершенства убраны.
Например, карпы и толстолобики питаются травой, которая затягивает пруды, тем самым очищают их.
  • Нейтральный. Никак не влияет.
  • Полезный. Тот, который в той или иной мере нужен системе.

По готовности ресурса:

  • Готовые. Те, которые можно применять сразу.
  • Производные. Их получают из готовых и возможностей в них бесконечно много. Но есть и затраты, в отличие от готовых.

Как найти ресурс

Как уже говорилось, нет смысла перебирать все ресурсы, на это уйдет много времени. Поэтому поиски нужного начинают с анализа задачи. Какая проблема в ней? В результате появляется описание признаков, которыми должен обладать ресурс для ее решения.

В задаче про капитана Врунгеля (в начале статьи), проблема была в том, что Фукс не знал как называются снасти. Зато он — эксперт в игральных картах. Врунгель использовал его экспертизу (информационный ресурс) и назвал снасти языком карт.

Поиск проходит в 3 этапа.

  1. Составление портрета ресурса

Какие действия он должен выполнять?
Какими свойствами он должен обладать?
Какого вида он должен быть, чтобы получить решение: временной, пространственный, вещественный?

  1. Поиск ресурса

Все внимание и усилие сначала устремляем на приоритетные варианты ресурсов.

из системы
вредные
готовые
неограниченные
дешевые
Приоритетные для ТРИЗ ресурсы
  1. Расширение зоны поиска

Если готового ресурса не оказалось, то смотрим как можно путем простого преобразования создать производный.

Если в системе не нашли, ищем в надсистеме или внешней среде.

По-прежнему, отталкиваемся от признаков и дешевых, а лучше бесплатных способов их получить.

zadacha_resursy
Из книги «Однажды в истории», авторы мастер ТРИЗ Гин А. А. и Андржеевская И. Ю.

Проблема в том, что старые шаманы не хотят покидать свой пост. Что нужно, чтобы они сами уходили? Потеря доверия, снижение авторитета. Как это сделать? Нужно что-то, что показывало бы всем их бессилие, немощь. История про Акело из Маугли о том же. Старым людям трудно преодолевать физические нагрузки. Здесь нужен вещественный ресурс. Тяжелый, быстрый, маленький, тот который бы демонстрировал силу, зрение, ловкость испытуемого. Или их отсутствие.

Ожерелье из камней весом в 30 кг и стало таким символом, знаменующим, что твое время вышло, если ты не можешь его поднять. Уходи, если не хочешь быть посмешищем.

Игры для развития навыка видеть ресурсы

Инерция мышления и незнание законов мешают видеть ресурсы.

Ниже приведены примеры игр, которые преодолевают эту инерцию. Изучением законов занимается образование.

Кроме того, эти игры выстраивают правильный алгоритм поиска: функция → признаки → ресурсы. И потом, чтобы правильно ими распоряжаться, нужно их воспринимать как инструмент, ввести их в свое мышление, свою картину мира.

Ресурсы спрятались

Эта игра направлена на закрепление знаний о разных видах ресурсов.

Взрослый говорит предмет или явление, а ребенок называет ресурсы, которые он может дать.

Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск

Электроплита с духовкой

  • вещественные: металл, стекло, крепеж, решетка, противень
  • энергетические: тепловая энергия
  • пространственные: в духовке много места для хранения кухонной утвари
  • временные: если использовать одновременно несколько конфорок и духовку, можно приготовить несколько блюд за короткое время
  • функциональные: можно сушить траву, растопить лед или сахар
  • информационные: мама оставила на плите теплый завтрак, тем самым сообщая, что любит своих домашних
  • вредные: дым и запах, если убежало молоко, расходы на электроэнергию

Маша-Растеряша

Маша потеряла линейку, а ей нужно начертить прямую линию. Что же делать?

Играющие предлагают варианты, что она еще может использовать для решения этой задачи: книжка, коробка, доска, плитка шоколадки, ножовка, т. е. все то, что твердое, имеет ровное ребро и длину 10 см, например.

Сначала ищем то, что есть в системе и в готовом виде, а затем расширяем зоны поиска.
Поиск ресурсов в ТРИЗ

Взять кубики лего и построить линейку из них, намотать на гвоздики с разных концов веревочку и натянуть ее, открутить ножку от стула.

Вопрос может задавать не только взрослый, и ребенок тоже.

  • Чем отрезать хлеб, если нож потерялся?
  • Приклеить бумагу, без клея?
  • Нарисовать картину без карандаша?
  • Принести воды без ведра?

Метод Робинзона Круза

Как мы помним из истории про Робинзона, он смог прожить на необитаемом острове несколько лет со скудными остатками вещей с корабля и теми ресурсами, которые были на острове.

По правилам игры, Робинзон располагает только одним видом предметов. Но в неограниченных количествах. Например, калоши, спички, шляпы, мячи и т. п.

Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск

1 шаг. Определяемся с тем, что нужно сделать Робинзону для выживания. Построить крышу над головой. Добывать себе еду. Обеспечить безопасность. Сделать возможность подать сигнал проплывающему мимо кораблю.

2 шаг. Для каждой задачи обдумываем, какими признаками должны обладать ресурсы, чтобы ее выполнить.

  • Крыша над головой: что-то плотное, что отталкивает воду;
  • Крышу надо поднять: что-то, что выше роста Робинзона;
  • Крыша не должна улететь при порыве ветра: что-то тяжелое, что придавит настил.

3 шаг. Разбираемся с ресурсами, которые даны и сопоставляем с тем, что нужно.

Робинзону повезло. Его корабль перевозил топоры, а на острове оказались деревья. Легко можно построить не то, что крышу, а и хижину.

Робинзону не повезло (хотя, кто знает). Его корабль перевозил скрепки. Правда деревья, все же росли. И скрепок было бесконечно много. А еще картон, ведь они лежат в коробочках. Тоже можно смастерить крышу. И даже тяжелого ничего не надо. Много скрепок ветер не сможет унести.

Из них можно сплести сети и кольчугу, корзинку, дубинку с шипами, металлический щит-отражатель. Все это может ему пригодиться.


Выводы:

  1. Знание видов ресурсов в ТРИЗ расширяет поле поиска.
  2. Начинать искать лучше с дешевых/бесплатных, неограниченных, готовых, вредных ресурсов в системе.
  3. Ресурсы, а точнее их признаки, нужны для решения конкретных задач, поэтому эффективнее определиться с нужными признаками, а затем уже анализировать, что есть.
  4. Детям полезно поиграть в Робинзонов, так они освобождаются от ярлыков, навешанных на вещи, инерции мышления и видят в них набор ресурсов.
  5. Если нужных ресурсов нет, то их можно произвести.

Источник:

Певзнер Л. Триз для чайников-2, Издательские решения


P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Находить ресурсы ТРИЗ интересно в учебных открытых задачах. Узнаешь много нового и заодно тренируешь мышление. Или можно поиграть в игры, которые приведены в статье.


Ресурсы в ТРИЗ. Виды и 3 игры на их поиск
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности