Системное мышление – это преимущество. Огромное преимущество перед обыденным, традиционным мышлением. Для развития системного мышления ребенка педагоги используют метод ТРИЗ Системный оператор.
Этот метод изучают в детских садах. Он отлично подходит для написания сочинения и других творческих работ в школе (ниже вы увидите пример проекта, сделанного первоклассником с помощью этого метода). Его используют для поиска решений взрослых сложных технических задач.
Что такое Системный оператор
Наверное, всем известна притча о слепцах, которые щупали отдельные элементы слона и представляли, что слон похож на веер, на копье, на веревку… Но так они и не смогли простроить связи между ушами, бивнями, хоботом, чтобы понять, что на самом деле есть слон.
В этом и есть разница между системным и традиционным мышлением. Первое рассматривает объект как целостное множество элементов, как систему. Второе же – объект и только, изолированно.
В элементах системы как раз и находятся ресурсы для решений, причинно-следственные связи, закономерности и другие полезные для нас инструменты.
Для того, чтобы показать объект как систему и разработан метод ТРИЗ – Системный оператор.
У него есть постоянная структура, которая направляет и разворачивает объект-систему через экраны. Есть разные вариации, в зависимости от возраста. Чаще всего это 9 экранов.
Иерархия системы
По центру – Система (сам объект). Например, самолет.
Под центром – Подсистемы (из чего состоит система). Фюзеляж, двигателя, крылья, шасси.
Над центром – Надсистема (куда входит система в качестве подсистемы). Аэропорт, пилот, транспорт.
При необходимости могут быть подподсистемы (из чего состоят подсистемы), наднадсистемы (в них входят надсистемы). Ограничений нет.
Помимо знаний этих уровней, нужно учитывать влияние подсистем на систему, системы на надсистему, надсистемы на окружающую среду (хоть окружающая среда и не указана в Системном операторе).
Двигатель внутреннего сгорания и реактивный двигатель кардинально изменили свойства системы – самолет. Самолет определяет как должен быть устроен аэропорт. А аэропорт вносит непоправимые изменения в окружающую среду. И в обратную сторону.
Вот здесь и находятся причинно-следственные связи.
Цель системы
Прежде чем раскладывать иерархию системы в Системном операторе, нужно определить цель. Определить какую потребность она удовлетворяет.
Если задача улучшить комфорт салона самолета, то нет смысла рассматривать двигатель как подсистему. Целесообразнее детализировать сам салон. А в надсистеме будут пассажиры.
Развитие системы
Помимо вертикальной структуры – иерархии, Системный оператор показывает динамику, горизонталь развития системы, подсистем и надсистем. Прошлое, настоящее и прогноз будущего этих элементов.
Первые самолеты представляли из себя прибор с двигателем внутреннего сгорания, который мог продержаться несколько минут в воздухе на высоте несколько десятков метров и поднять одного человека.
Сейчас самолеты с реактивными двигателями, поднимаются на высоту несколько километров, перевозят сотни тонн груза и сотни людей за один полет.
В будущем, когда появится другой двигатель, возможности самолета еще расширятся. Скорость, вид топлива, влияние на окружающую среду и другие свойства системы самолет изменятся. А может человек научится телепортироваться и тогда самолет не нужен будет.
Антисистема
Еще одно составляющее Системного оператора – это антисистема. Она осуществляет противоположную функцию систему. Это более продвинутый уровень, который позволяет расширить взгляд на систему. Для работы с малышами его не используют.
Самолет используют для перелетов на дальние расстояния. Антисистема – не летать. Использовать в другом качестве: кафе, склад, тренажер.
Чтобы использовать прием ТРИЗ Системный оператор, нужно:
- Определить цель исследования объекта
- Составить иерархию система → подсистема → надсистема
- Проследить эволюцию от прошлого к будущему системы, подсистемы, надсистемы
- Обозначить антисистемы (не обязательно)
8 игр, которые помогут ребенку освоить прием Системный оператор
ИГРА 1. Простое или Составное
Цель игры: научить ребенка различать часть и целое
Называйте пары простых и составных предметов (подсистема и система). Ребенку нужно определить, что есть что. Порядок слов в паре можно менять.
Лист и книга
«Сдутый» шарик и надутый шарик
Вода и лимонад
Грифель и карандаш
Вода и суп
Вода и пар
Клавиатура и компьютер
Корень и цветок
Стакан и стакан с водой
Для школьников можно использовать ловушки – свойства, а не элементы.
Жара и баня
Холод и лед
ИГРА 2. Системный эффект
Цель игры: ребенок должен убедиться, что предмет состоит из частей. Научиться делить предмет на части. Понять, что
Называйте целое (систему), а ребенок – части (подсистемы). Потом поменяйтесь, пусть он называет предметы и проверяет правильно ли вы называете элементы.
Из чего состоит ДОМ? (Крыша, стены, окна…).
Из чего состоит СТУЛ? (Сидение, ножки, спинка…).
Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье…). Похож ли вкус торта на вкус какого-то ингредиента? Нет. Он приобрел свой собственный.
Что для этого понадобится для шитья платья? Можно ли носить ткань как платье? А нитки? Нет. Платье приобрело системный эффект – красиво и удобно согревать тело.
Разберите с ребенком старый будильник, радиоприемник, шариковую ручку и назовите части. Какое
ИГРА 3. Найди Целое по ее Части или метод Шерлока Холмса
Цель игры: находить взаимосвязи между подсистемой и системой.
Называете часть, ребенок определяет целое и находит как они связаны.
Яблоко — Яблоня
Пчела — Рой
Стул — Мебель
Лист — Книга
Усложним игру. Назовем несколько подсистем. Ребенку нужно назвать несколько систем, в которых они есть. Подсистемы: вода, рыбы, водоросли. Системы: река, озеро, море, океан, пруд.
Обложка, корешок, страницы (книга, фотоальбом)
Голова, руки, глаза, туловище (обезьяна, человек, кукла, робот, портрет)
Ствол, лист, корень (дерево, куст, цветок)
Еще усложним. Всегда ли по подсистеме можно отгадать систему? Пусть подсистемой будет хвост. Он может быть частью нескольких систем: лисы, собаки, самолета. Называйте такие подсистемы, которые могут принадлежать к различным системам.
Ягоды
Нога
Кислород
Колесо
Вода
Труба
А теперь несколько подсистем и одна система. Труба, колесо и якорь? (пароход)
Иголки и жабры (ерш)
Хобот, уши, бивни (слон)
Ножки, сиденье, спинка (стул)
ИГРА 3. Найди что их связывает
Цель игры: научиться находить совсем неочевидные взаимосвязи в большой системе под названием «мир».
Называйте на первый взгляд совершенно несвязанные предметы. Первое, что придет в голову. Пусть ребенок попробует связать.
Как связана булка хлеба и грузовичок около магазина? (грузовик привозит хлеб, который мы покупаем, у них общая система – пекарня)
Как связан фонарь возле нашего дома и Новый год?
Как связаны ананас и самолет?
ИГРА 5. Системный лифт
Цель игры: детализировать уровни подсистем насколько возможно, обобщать уровни надсистем.
Дерево — ветка — лист — клетка — ядро клетки-хромосомы — ДНК — гены — молекулы — атомы — ядра атомов — элементарные частицы —кварки (мельчайшие «кирпичики» мироздания).
Теперь в сторону увеличения размера:
Дерево — лес — ландшафт — материк — Земля — Солнечная система — Галактика — Метагалактика — Вселенная. Это называют «системным лифтом».
В результате игры ребенок увидит, что с какой бы он системы ни начал, закончится она Вселенной с одной стороны и кварками с другой.
ИГРА 6. Что посередине
Цель игры: находить систему, если есть подсистема и надсистема.
Колесо — ? — Транспорт (Велосипед)
Крыльцо — ? — Деревня (Дом)
Яблоко — ? — Сад (Яблоня)
Шнурок — ? — Обувь (Ботинок)
Правильных ответов может быть много.
Предложите ребенку поиграть наоборот. Он дает крайние элементы, вы – середину.
ИГРА 7. Прошлое, настоящее, будущее
Цель игры: понять, что у каждого предмета был предок и будет потомок. Они взаимосвязаны и можно проследить закономерности развития.
Называете систему, а ребенок говорит, чем она была в прошлом и чем, возможно, станет в будущем. Ель (настоящее), семечко (прошлое), новогоднее дерево (будущее).
Мобильный телефон
Яблоко
Белка
Тетрадь и т. д.
ИГРА 8. Системный оператор
Цель игры: развернуть систему и ее элементы на 9 экранов. Но, прежде чем ребенок начнет заполнять, необходимо уточнить для чего мы будем рассматривать объект, какую задачу мы ставим перед оператором. В качестве учебной цели это может быть просто обзор системы и ее взаимосвязей, а в жизни уже ставится во главу угла поиск ответа на вопрос.
Проект «Мой домашний питомец»
Метод ТРИЗ Системный оператор – это не только тренажер для развития системного мышления, а может быть готовым планом сочинения. Нужно только добавить вступление в начале и выводы в конце.
Мы его использовали в качестве формы для проекта. В рамках темы «Мой домашний питомец» мы решили исследовать вопрос об особенностях, качествах, которыми наделила его природа. Чтобы лучше понимать, а значит лучше ухаживать за нашим домашним питомцем – декоративной крысой.
Итак, система – декоративная крыса. Ребенок нарисовал зверька и положил в центре листа.
Резюмирую работу над проектом:
- Ребенок выполняет много разных видов умственной деятельности: пишет, рисует, ищет информацию, формулирует предложение. Для первоклассника, который делает проект впервые, было трудно так долго удерживать интерес и внимание. Поэтому, когда уже есть готовая карта в виде Системного оператора, стало возможным закончить его.
У ребенка перед глазами был мини-план, и он постепенно закрашивал те экраны, которые были готовы. Это придавало сил для движения вперед. - Когда проект был закончен, цель была достигнута. Это значит, что появился опыт успешного волевого усилия, произвольного внимания и мотивации на дальнейшие цели. У ребенка появилось новое самоописание: «Я – человек, который умеет делать проекты с помощью приема Системный оператор». Теперь можно выбирать тему и создавать такого вида проекты еще и еще.
- В процессе поиска информации было перелопачено много сайтов. Ребенок не только узнал о крысах, их семействе и уникальных природных данных, но и фантазировал, анализировал, делал прогнозы на предмет их будущего. Блоки Системного оператора направляют ход размышления, что сильно помогает.
- Гипотезы, которые появились по ходу работы над проектом, были совершенно неочевидны в его начале. И это, наверное, самый захватывающий момент — когда приходят идеи такие, что даже и представить не мог.
Выводы:
- Метод ТРИЗ Системный оператор действительно расширяет вИдение на заданную тему, проблему.
- Он позволяет не витать в облаках в раздумьях, а четко следовать проложенному пути. Продуманному, провоцирующему на новые идеи, раздвигающему горизонты пути.
- Системный оператор или девятиэкранка развивает способность видеть мир многоуровневым, видеть взаимосвязи, находить причинно-следственные связи.
- Подход к объектам как к системе, подсистемам, надсистеме позволяет разглядеть ресурсы там, где другие их не видят.
- Динамическое развитие систем из прошлого через настоящее в будущее тоже показывает Системный оператор. Это мощно, научиться видеть такие вещи. Это уже признак сильного мышления.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Используйте метод ТРИЗ Системный оператор. Это может быть проект, как сделали мы или результаты игр, а может и видео, как сделала Алиса.