Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица

piramida_bluma

Эта статья про пирамиду Блума, цели, глаголы и вопросы, которые выводят мышление обучающегося на качественно иной уровень.

Учителя/родители стремятся выстроить процесс обучения так, чтобы:

  • после изучения темы осталось глубокое ее понимание
  • ребенок мог эти знания применять на практике
  • сформировалось собственное отношение к изученному

Для решения этих и других задач разработана пирамида/таксономия Блума. В конце статьи есть ссылка на полную таблицу, в которой собраны действия, вопросы и примеры заданий пирамиды.

Пирамида/таксономия Блума что это такое

Таксономия — это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.

Большая российская энциклопедия

Говоря простыми словами, таксономия – это схема или метод систематизации областей знаний, у которых сложная иерархия. Принципы таксономии применяют в разных предметах: географии, биологии, языкознании. Эта статья рассказывает об организации такой области знаний как цели обучения.

Пирамида – это модель выражения иерархии в виде последовательных уровней.

skachat'_karty_proppa
Бесплатно

31 карта Проппа
для распечатки

Вконтакте
Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица

Телеграм
Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица

Скопируйте команду для бота: /20

Бенджамин Блум

Б. Блум – американский психолог, одна из ключевых фигур в области педагогической психологии ХХ века.

Один из трудов Б. Блума связан с исследованием влияния дарования на успешность личности. Он и его команда опросили более 70 человек, которые добились выдающихся результатов в своей области – математиков, пианистов, олимпийских спортсменов.

bendzhamin_blum
Б. Блум, автор таксономии

Они выделили 3 основных характеристики, которые существенно повлияли на их достижения:

  1. готовность работать
  2. конкурентоспособность
  3. способность изучать новые методы

Кроме этого, те родители, которые интерпретировали своих детей как талантливых в своей области, создавали среду для развития. Репетиторы, концентрация внимания на этой способности, участие в конкурсах, вера в ребенка – все это приносило выдающиеся плоды на пути самореализации человека.

Основной труд Б. Блума — таксономия целей обучения.

Она была создана в 1960х годах и быстро получила распространение среди учебных заведений. Правда, через некоторое время она уменьшила свое влияние из-за ее критики и все же до сих пор остается основой академической профессии.

В 2001 году пирамиду Блума уточнили и развили.  Группа ученых под руководством Андерсона и Красволла составили описание мыслительных операций, входящих в состав каждого уровня. Ее используют сейчас по всему миру, называя пересмотренной таксономией.

Нужно отметить, что есть еще 2 классификации, которые причисляют к работам Блума:

  • аффективная (эмоциональная) сфера
  • психомоторная (физические движения)

Но больше всего была разработана когнитивная (познавательная) сфера, поэтому именно ее имеют в виду, когда говорят таксономия Блума.

taksonomiya_bluma
Пирамида Блума

Чем полезна пирамида Блума

Что делает студент, который “действительно понимает”, чего он не делает, когда не понимает?

Бенджамин Блум

✔️ Основная функция таксономии — определить обучение и оценку наблюдаемым, измеримым способом. Для этого были подобраны под каждый уровень действия, которые выполняет ученик. Результат этих действий показывает степень успешности достижения цели.

✔️ Учителя могут разнообразить свои методы обучения под индивидуальные потребности каждого из учеников. В результате ученики будут учиться лучше.

✔️ Обучающий, оценивая уровень на котором находится ученик, может давать соответствующие задания. Эти задания формируют необходимые для данной ступени мыслительные навыки.

✔️ Иерархия систематизирует все образовательные цели от простого к сложному. Таким образом формирует вектор движения ученика.

✔️ В основном, в школе обучаются на первых двух базовых ярусах пирамиды: знание и понимание. Но современные условия жизни диктуют развивать мыслительные навыки более высокого порядка. И когда учитель ставит такие планки, то и ученики подтягиваются.

Многие обучающие используют пирамиду как маршрутный лист. Переводят обучение, изучение материала в технологический процесс, алгоритм.

Если первая таксономия Б. Блума была разработана чтобы сформировать основу как для оценки, так и для обучения, то пересмотренная, больше для того, чтобы подчеркнуть использование пирамиды при оценке оценок.

Таксономия целей

Пирамида Блума описывает процесс мышления и включает 6 категорий учебных целей. Она показывает иерархию целей образования. Каждый вышестоящий уровень базируется на результатах предыдущих и требует от ученика выполнения более сложных мысленных операций.

Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Здесь достаточно познакомить обучающихся с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить.

Факты. Определения. Правила. Законы. Принципы. Структуры. На этом уровне у обучающегося появляется представление о теме изучения.

Мыслительные операции: узнавание, перечисление
ponimanie_piramida_bluma

Эта категория означает способность изложить изучаемый материал своими словами, сказать кратко, перефразировать главную мысль, предположить дальнейший ход событий.

Перевод. Изменение. Осознание. На этом уровне ученик преобразовывает данные в другие формы.

Мыслительные операции: объяснение, приведение примеров, классификация, суммирование, сравнение
primenenie_piramida_bluma

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Решать задачи. Применять методы. Использовать принципы. На этом этапе обучающийся способен выполнить в уме все те действия, которые изучал.

Мыслительные операции: оформление результатов, исполнение
analiz_piramida_bluma

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы выступила его структура.

Части. Целое. Взаимосвязи. Причины и следствия. Принципы организации целого. Система. На этом уровне ученик понимает строение материала.

Мыслительные операции: различение, абстрагирование, конкретизация
sintez_piramida_bluma

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Идея. Процедура, план по решению задачи. Классификация. Здесь учащийся занимается творческой деятельностью, создает из известного то, чего не было.

Мыслительные операции: генерация, планирование
ocenka_piramida_bluma

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения обучающегося должны основываться на четких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии определяются самим учеником, предлагаются ему извне, например, обучающим, а также могут быть совместно разработаны.

Логика. Значение. Соответствие. На этом уровне ребенок высказывает собственные мнения на основе определенных критериев и стандартов.

Мыслительные операции: критика, проверка

Глаголы по таксономии Блума

Ступени пирамиды Блума с одной стороны являются пунктами назначения, а с другой сами являются движущей силой. Когда ученик делает задания для достижения одной цели, он, тем самым, готовится к переходу на другую.

Кроме того, сами задания выполняют 2 функции. Они:

  • Обучают
  • Оценивают

Все дело в глаголах. Для каждого педагогической цели свои характерные действия и, выражающие их, глаголы.

Действия, которые они предписывают сделать, помогают овладеть необходимыми на данном этапе знаниями и мыслительными навыками.

Глаголы по Блуму конкретны и измеримы. Поэтому они свидетельствуют о достижении определенного уровня обучения и могут быть объективно оценены.

Нужно сказать, что перечни вопросов, которые ходят по работам на эту тему уже далеко ушли от оригинальных, сильно дополнились и множатся внутри пирамиды. Т. е. одно и то же действие применяют на разных ступенях.

Перечень, приведенный ниже взят у проекта https://www.frontiersin.org Они выявили самые повторяющиеся глаголы в различных списках, а затем уже из выбранных – самые повторяющиеся на определенных категориях.

Знания

Примеры видов заданий приведены на тему 2 класса «Типы текста» по уровням обученности пирамиды.

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• перечислите
• определите
• вспомните
• сформулируйте
• обозначьте
• повторите
• назовите
• воспроизводит термины,
конкретные факты,
методы и процедуры,
основные понятия,
правила и принципы
• Перечисли типы текстов.
• Назови части, из которых состоит текст-повествование.

Понимание

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• переведите
• перефразируйте
• обсудите
• сообщите
• найдите
• обобщите
• объясните
• классифицируйте
• суммируйте
• объясняет факты, правила, принципы
• преобразует словесный материал в математические выражения
• предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
• Скажи кратко в чем особенность каждого типа.
• Начерти схему текста-рассуждения.

Применение

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• действуйте
• применяйте
• используйте
• демонстрируйте
• решайте
• производите
• готовьте
• выбирайте
• применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях
• использует понятия и принципы в новых ситуациях
• Выбери из трех отрывков текст-описание.
• Используй схему текста-рассуждения для разделения примера на части.

Анализ

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• анализируйте
• задавайте вопросы
• разделяйте
• экспериментируйте
• исследуйте
• тестируйте
• категоризируйте
• отличать
• вычислять
• противопоставлять
• обрисуйте в общих чертах
• делайте выводы
• различайте
• сравнивайте
• вычленяет части целого
• выявляет взаимосвязи между ними
•определяет принципы организации целого
• видит ошибки и упущения в логике рассуждения
• проводит различие между фактами и следствиями
• оценивает значимость данных
• Сравни заключительные части каждого из типов текста.
• Задай вопросы, на которые дают ответы основные части каждого типа.

Синтез

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• создавать
• сочинять
• спорить
• проектировать
• планировать
• поддерживать
• пересматривать
• формулировать
• пишет сочинение, выступление, доклад, реферат
• предлагает план проведения эксперимента или других действий
• составляет схемы задачи

• Сочини 3 типа текста с одним и тем же персонажем.
• Создай такой текст, в котором соединились по 1 части из каждого типа.

Оценка

ГлаголыНекоторые результаты обученияПример задания
• пронумеровать по важности
• оправдать
• оценивать
• судить
• обосновать
• доказать
• оценивает логику построения письменного сообщения
• оценивает соответствие выводов имеющимся данным
• оценивает значимость того или иного продукта деятельности

• Оцени какой тип текста больше подходит для учебы.
• Докажи, что знание особенностей типов текста помогает их написать.

Как видно из примеров, задания уровней анализ, синтез и оценка уже более сложны и мало применяются в школе. Но именно они учат критическому и креативному мышлению. Учат делать обоснованные выводы и оценочные суждения. Они не только ставят ученика в ситуацию «знаю» — «не знаю», а выводят на использование знаний, решение задач, производство собственных мыслей.

Такие задания помимо обучающей функции, поддаются объективной оценке. Они четко задают критерий – результат обучения, по которому видно достиг цели ученик или нет. Таксономия Блума задумывалась как методика оценки успешности обучения и она справляется с этой задачей.

Как уже говорили выше, пирамида Блума – это иерархия, знания и навыки нижних уровней вложены в верхние. Так, нельзя «сравнить заключительные части каждого из типов текста», если не знаешь, каковы признаки этих частей и не видел примеры на предыдущих этапах. Поэтому результаты предыдущих ступеней используются и закрепляются с переходом на каждую следующую. 👍

Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица
Бесплатно

Скачать дополнительные материалы для развития ассоциативного мышления

Вконтакте
Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица



Телеграм
Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица
Скопируйте команду для бота: /21

Вопросы Блума

Помимо глаголов, есть еще инструмент, который помогает обучать – это вопросы. Они соответствуют уровням пирамиды Блума и служат достижению цели. Вопросы могут задавать дети друг другу, либо учитель/взрослый спрашивает ребенка.

Есть прием технологии развития критического мышления – Ромашка Блума. Лучше всего он работает на этапе обучения, а не оценки результатов. Вопросы, как крючки цепляют целесообразную информацию.

Затем, уже на этапе проверки, используем глаголы-задания.

Основная суть приема — научить учеников задавать вопросы. 6 лепестков – 6 типов вопросов, связанных с уровнями познавательных целей пирамиды Блума.

Здесь приведены примеры вопросов для всех ступеней пирамиды Блума. Более полный перечень есть в таблице ниже

Знания
Что…?                      
Кто были главные…?              
Когда… произошло?               
Где …?                      
Кто/Что из …? 
Понимание
Что подразумевается …?
Какая главная идея …?                                
Какие предложения подтверждают ….?
Как бы вы кратко передали ….?
Как бы вы передали другими словами … ?
Применение
Как бы вы использовали…?                                           
Как бы по-другому вы сделали, чтобы …?
Как бы вы решили …, используя то, чему сейчас научились?
Что случилось бы в результате …?                               
Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать …?
Анализ
Каковы части или характерные черты …?           
На какие категории вы бы распределили …?
Почему вы думаете …?                
Какое заключение можно вывести…?
Какие доказательства можно найти…?              
Синтез
Как бы вы улучшили …?            
Что бы вы изменили, чтобы решить?        
Что можно было бы скомбинировать, чтобы улучшить?
Что бы случилось, если бы..?       
Как бы вы  переделали  …, чтобы создать  другое…?        
Оценка
Вы согласны с действиями …?                                       
Какой выбор вы сделали бы на их месте?
Каково ваше мнение о …?                                             
В каком порядке по важности вы бы расставили …?
Как бы вы доказали …? опровергли…?                            

В эту таблицу собрана вся информация из статьи (откроется в новой вкладке).


Выводы:

  1. Таксономия Блума дает полноценную методологию по обучению и оценке результатов.
  2. Она показывает, что знания ценны тогда, когда их применяют для решения проблем и поиска новых идей.
  3. Пирамида Блума – это маршрутная карта для развития мышления, критического и творческого.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте пирамиду Блума для изучения темы на разных уровнях учебных целей. В помощь возьмите вопросы и глаголы. Какие задания по теме удалось придумать и выполнить?


Пирамида/таксономия Блума: 6 учебных целей, таблица
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности