Статья рассказывает про 6 шляп мышления и их возможностях посмотреть на ситуацию, проблему минуя шаблоны, своего способа думать.
С его помощью можно не только решать трудные задачи, а и придумывать новые идеи. Это могут делать и взрослые, и дети с 6-7 лет.
Суть метода «6 шляп»
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Часто мозговой штурм сотрудников над новым проектом, школьников над задачей, членов семьи над выбором не приносит удовлетворительных результатов. Это происходит из-за работы нашего разума, где эмоции, впечатления и логическое мышление смешиваются, создавая, как говорят «умственный суп».
И благодаря ему обмен фактическими аргументами часто подменяется обменом колкостей. А вместо пошагового рассмотрения вопроса доминируют «скакуны моих мыслей шальных» и «поток сознания».
Изменить такой процесс и результат как в групповой сессии, так и в индивидуальном формате может метод «шесть шляп».
Он основан на концепции латерального (многопутевого) мышления. Мышления, которое допускает множество точек зрения на заданный вопрос. Они зависят от ракурсов, с которых мы его рассматриваем.
Эти ракурсы представлены в виде образов – «мыслеварительных» шляп разных цветов. Каждый цвет шляпы означает разный взгляд на проблему, а также разные точки зрения, с которых ее можно оценить.
Они символизируют противоположные пары:
- факты — эмоции
- оптимизм — пессимизм
- творчество — программа
Когда человек мысленно надевает на себя одну из шляп, он превращается в другого человека, с другим характером, восприятием, способом мышления.
Чем полезна смена ролей? | |
---|---|
Позволяет навести порядок в мыслях. | • Отделить эмоции от логики. • Построить очередность в размышлениях. • Увидеть, где фантазии, а где реальные планы. |
Отойти от используемых ментальных клише. | • Переключить с привычного способа мыслить на другой. • Появляется возможность иначе посмотреть на проблему. |
Эффект такого подхода — сознательное, методичное и упорядоченное мышление.
Цель методики 6 шляп
Цель методики — разделить мышление на 6 основных типов. И в каждый определенный момент времени обратиться к определенному типу, а не использовать их все одновременно.
Это похоже на процесс раскрашивания. Сначала берем один цвет и наносим его на картинку, затем другой. Если необходимо вернуться к тому, который уже был – пожалуйста. В итоге получается цельная разноцветная картинка.
При использовании методики меняется манера вести обсуждение, дискуссию, мозговой штурм. Спор, выяснение отношений превращается на направленное, определенное правилами игры совместное заполнение карты территории, которая отражает общее мнение.
В результате такой сессии получается:
✔️ Выявление всех сторон существующей проблемы
✔️ Поиск всевозможных решений
✔️ Выбор оптимального
Автор
Создателем 6 шляп мышления является мальтийский психолог и врач Эдвард де Боно. Де Боно посвятил большую часть своей профессиональной жизни анализу мыслительных процессов и предмету творческого мышления. Мировую известность он получил благодаря ментальным шляпам.
Метод с большим успехом используется с 1985 года, когда он впервые появился в книге «Шесть шляп мышления». С тех пор он стал очень популярен.
Правила метода
Метод 6 шляп Эдварда де Боно — это инструмент, который организует мыслительный процесс. Надевание одной из шляп — обычно в воображении — требует сосредоточения внимания на анализируемом вопросе только с определенной точки зрения.
Что нужно сделать?
- Подготовить задачу, которую вы будете анализировать, и несколько листов бумаги.
- По желанию приготовить реквизит: цветные мячики, карточки, головные уборы.
Есть разные правила игры:
1 вариант
Каждому участнику сессии назначаются определенные цвета, в соответствии с которым они занимают позицию. Таким образом, люди не высказывают своих личных мнений, а приспосабливаются к присвоенному им цвету и выдвигают аргументы в соответствии с представляемым ими образом мышления.
2 вариант
Вся группа одновременно надевает шапку одного цвета. Во время обсуждения цвета меняются в порядке и временных интервалах, установленных модератором.
Каждый цвет шляпы можно использовать только в течение ограниченного времени, после чего его необходимо изменить.
3 вариант
В работе участвует 5 групп. Каждая группа представляет свой цвет шляпы. Шестой синий цвет шляпы принадлежит ведущему. Если же синий цвет в данном обсуждении будет заниматься анализом полученных идей и выбирать оптимальную – то можно создать и шестую группу.
О чем думать и в какой шляпе
Белая шляпа – только факты
Образ:
Представьте себе компьютер, который выдает вам факты и цифры, которые от него требуются. Компьютер нейтрален и объективен. Он не делает собственных интерпретаций или мнений.
Что делает:
- собирает информацию (числа, данные)
- систематизирует
- анализирует
Что говорит:
- Я знаю это…
- У меня есть информация о…
- Я узнал, что …
- Из каких элементов…
- Какие результаты…
Ключевые слова: Логика Факты Нейтралитет Достоверность Статистика Анализ Объективность |
Применение:
Белая шляпа создает твердую фактическую основу для обсуждения. Она представляет проблему и вводит данные, поэтому рекомендуется с нее начать сеанс обсуждения.
Красная шляпа – эмоции
Образ:
Экстрасенс заглядывает внутрь себя, прислушивается к голосу, чувствам комфорта/дискомфорта. Затем высказывает свое мнение без оглядки на реакцию других.
Что делает:
- прислушивается к эмоциям
- выражает чувства
- согласовывает с ценностями
Что говорит:
- Когда я думаю о… во мне возникают чувства…
- Он вызывает у меня такие эмоции, как…
- У меня смешанные чувства…
- Что вызывает радость…
- Что вызывает тревогу…
Ключевые слова: Эмоции Чувства Интуиция Эстетические предпочтения Вкусы Ценности Субъективность |
Применение:
В красной шляпе чувства выражаются «горячо» без необходимости их оправдывать. Они — неотъемлемая часть того, как вы думаете и действуете. И часто диктуют дальнейшие шаги в реализации задач.
Красная шляпа показывает отношение членов группы к проблеме.
Эта точка зрения предотвращает принятие необдуманных решений под влиянием неосознанных эмоций: отказ от хорошей идеи из-за преувеличенного страха или принятие неверного решения из-за чрезмерного энтузиазма. Когда все эмоции высказаны, на них можно посмотреть со стороны не только самому, а и другим участникам дискуссии.
Черная шляпа — пессимизм
Образ:
Вообразите прокурора с его холодным рассудком, у которого в запасе список вопросов, ответов на которые вы не знаете и пытаетесь как-то оправдаться. Вот тут и выплывают недоработки, слабости проблемы и ее решений.
Что делает:
- ищет недостатки
- критикует
- обращает внимание на слабые места
Что говорит:
- Я должен критиковать…
- Очевидным недостатком является…
- Следует указать, что…
Ключевые слова: Риски Критика Слабые стороны Вопросы Проблемы |
Применение:
Черная шляпа занимается перечислением всех гипотетических опасностей, критически оценить анализируемую проблему и идеи ее решения. Это позволит сделать уточнения. Когда мы видим недостатки, их легче исправить.
Имеют ли предложенные решения шанс работать? Вот вопрос, который волнует этот взгляд на проблему. Благодаря ему можно выбрать наиболее реалистичное решение.
Думаем отрицательно, но не эмоционально. Негативно-эмоциональное мышление подчинено красной шляпе.
Желтая шляпа — оптимизм
Образ:
Любой амбициозный план начинается с видения. Видение включает в себя как преимущества, так и осуществимость плана: это можно сделать, и это стоит сделать.
Что делает:
- смотрит сквозь розовые очки
- ищет преимущества
- делает оптимистичные выводы
- подмечает положительные стороны
Что говорит:
- Неоспоримыми преимуществами являются…
- Достоинства, которые сложно не заметить…
- Преимущества могут быть умножены, просто чтобы упомянуть …
- Кому будет выгодно решение…
- Каковы могут быть преимущества…
Ключевые слова: Энтузиазм Видение Сильные стороны Преимущества Перспективы Выгоды |
Применение:
Желтая шляпа формирует позитивный настрой, что стимулирует творческий дух. Акцентируется внимание только на положительных сторонах проанализированных предложений. Она указывает как можно больше плюсов, преимуществ каждого из предложенных решений.
Благодаря этому мы более мотивированы, конструктивны и у нас появляется больше идей.
Аргументация должна основываться не на мечтательности и собственной прихоти, а на логическом мышлении. В этом ее отличие от красной шляпы.
Зеленая шляпа — творчество
Образ:
Растение, которое пробивает себе путь сквозь почву, или даже асфальт, и несет с собой уникальные узоры листьев и цветов. Меняет своим присутствием картину мира.
Что делает:
- ищет нестандартные решения
- видит и уходит от шаблонов
- прокладывает новые пути
Что говорит:
- Предположим, что…
- Что если …
- Кажется, это отличная идея…
- Что бы сказала на это ваша собака?
Ключевые слова: Оригинальность Альтернатива Творчество Безумие Новизна |
Применение:
Примеряя зеленую шляпу, стоит позволить себе расслабиться, отпустить стыд и придумать даже самую безумную идею. Возможно, в ходе дискуссий она будет настолько «отшлифована», что будет признана лучшим решением.
Нельзя приказать себе (или другим) придумать что-то новое, но можно приказать себе (или другим) посвятить этому время. Зеленая шляпа создает формальные условия для этого.
Задача состоит в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей для решения обсуждаемого вопроса, не подвергая их какому-либо анализу.
Синяя шляпа — модератор
Образ:
Дирижер, который руководит оркестром. Дает слово одним инструментам, контролирует темп и громкость звучания.
Что делает:
- контролирует ход встречи
- обеспечивает соблюдение правил игры
- облегчает споры
- собирает информацию
- создает ее полную картину
Что говорит:
- Цели нашей встречи…
- Следующим шагом будет…
- Сейчас голос получает…
- Итак, подводя итог…
Ключевые слова: Цель Итог План Организация Наблюдатель Программа Контроль Беспристрастность |
Применение:
Синяя шляпа первая и последняя. Связывает все вместе. В начале озвучивает цель встречи и ожидаемый результат. А в конце подводит итог.
Отвечает за правильный и эффективный ход обсуждения. Определяет порядок использования отдельных шляп. Ее носитель следит за тем, чтобы встреча не зашла в тупик, а продолжающийся мыслительный процесс не превратился в бесплодную драку или болтовню с нелогичными аргументами.
Помогает разобраться в том, что удалось придумать, а затем выбрать список приоритетов, которые ведут к решению проблемы,
Преимущества и ограничения
Преимущества:
- учимся мыслить осознанно
- отказ от проторенных путей
- введение порядка (ментальной карты) в процесс решения проблемы
- расширение интеллектуального кругозора
- развивает критическое мышление
- стимулирует творчество
- простая структура позволяет его легко освоить
- учит решать проблемы, принимать решения и выбирать информацию
- умение работать в команде (учет мнения других, представление и отстаивание своей позиции)
- возможность многогранного анализа заданного вопроса
Ограничения:
- Игровая форма и простота правил могут создать ложное представление о несерьезности метода. Соответственно и отношение к процессу не на 100%.
Нужно опередить такое впечатление и придать важности результатам – в виде реальной возможности найти оптимальное решение.
- Имеет значение профессионализм ведущего.
Где применяют шесть шляп мышления
Метод де Боно успешно используется в:
бизнесе
Решение конфликтных ситуаций, создание нового продукта, продвижение и сбыт продукта
образовании
Уже с первоклассниками можно примерять различные шляпы и обсуждать задачи. Как внутри предмета, так и межпредметные. На уроке и во время внеклассных занятий.
Учащимся старших классов метод дает навыки, которые необходимы сейчас и в ближайшем будущем потребность в них вырастет еще больше.
терапии
Возможность мыслить из разных позиций переносит внимание с себя на роли с их различными типами видения себя, окружения, будущего. Что открывает глубокое понимание, большее количество вариантов решить свою проблему наилучшим способом.
семье
Любая конфликтная ситуация, недопонимание, выбрать где отдохнуть и разработать план, развитие мышления и другие ситуации. Здесь важно относиться ко всем присутствующим на равных и с уважением.
Метод чаще всего используется в процессе: ✔️ разработки стратегии ✔️ решения проблем ✔️ создания многослойных историй ✔️ анализа и интерпретации произведений культуры ✔️ оценки отношения литературных героев ✔️ обсуждения исторических событий |
Примеры использования
Творческий мозговой штурм в компании
✦ До начала обсуждения необходимо точно определить его тему и ожидаемый результат. Это задача синей шляпы — модератора.
✦Затем собеседники должны использовать белую шляпу, чтобы представить имеющиеся факты.
✦Теперь должна появиться красная — участники будут выражать свои эмоции по отношению к предмету разговора.
✦Затем будет этап сбора идей — зеленая шляпа.
✦Далее идет оценка: негативная – черная, позитивная — желтая.
✦Обсуждение заканчивается синей шляпой.
Обязательные условия игры «6 шляп» в школе
- Преподаватель должен предупредить группу о том, что он собирается использовать такой метод работы. Объяснить его суть, цели и ответить на вопросы учеников.
- Задача учителя состоит в том, чтобы сформулировать проблему, разработать план обсуждения, порядок шляп, подготовить необходимый реквизит. А в конце подвести итоги встречи (если это не сделали сами учащиеся).
- Если для анализа проблемы требуется соответствующая информация, учащиеся должны получить ее до дискуссии, чтобы они могли использовать свои знания во время обсуждения.
Спор в семье из-за желания дочери пойти на концерт рок-группы
Типичная для родителей реакция роли в черной шляпе:
— Я не хочу, чтобы моя дочь шла на этот концерт, потому что не вижу ни одного аргумента «за». Незнакомая компания, ужасная музыка, опасное поведение, толпа, возможность быть растоптанным в толпе. В клубе продается алкоголь. Я не сомневаюсь, что среди зрителей также будут торговцы наркотиками.
А если посмотреть на ситуацию из-под белой шляпы:
— Исследование показывает, что подавляющее большинство — 78% подростков, на вопрос, приняли бы они участие в концерте любимого музыкального исполнителя, будь у них средства, ответили утвердительно. Что касается опасностей, подстерегающих во время и после концерта, то их можно решить, предупредив о них свою дочь. И дать ей советы.
Родитель в зеленой шляпе может предложить:
— А что если бы участие нашей девочки-подростка в этом концерте рассматривалось как награда за ее хорошие оценки в школе в первом семестре? Проблему возвращения из клуба и одинокого пути от остановки до дома можно решить с помощью такси.
Тогда как в красной шляпе расчувствуется:
—Живой концерт…. Я помню, когда я был в твоем возрасте, я пошел на свой первый концерт. Концерт невозможно сравнить с прослушиванием музыки в одиночестве и в наушниках.
А вот рассуждения, характерные мышлению в желтой шляпе:
— Послушайте, другие люди ходят на концерты каждые выходные, и с ними ничего не происходит. Если бы концерты были такими опасными, их бы запретили, клуб не получил бы разрешения. Было бы здорово, если бы ты сказала нам, с кем ты идешь на концерт и дала его телефон. Мы не будем звонить, это на всякий случай.
И, наконец, рационализм синей шляпы:
— Опасности ждут нас и вне концертов в клубе. Давай еще раз проговорим правила поведения, которых тебе нужно придерживаться. Пейте только воду. Дилерам решительный отказ и т.д.
Этот пример показывает, что есть еще другие роли, из позиции которых можно разговаривать со своим подростком. А не только пессимизм и критика.
Выводы:
- Метод шести шляп помогает организовать мышление. Благодаря этому оно выдает большее количество идей, а также можно докопаться до совсем неочевидных предложений.
- Когда участники группы меняют роли, они также меняют угол зрения на проблему. Она проявляется с других сторон. На сцену выходят ее невидимые грани. То же самое и с возможными решениями.
- Смена ролей снимает эмоциональную нагрузку на личность, ее самооценку. Будучи в одной из шляп, выдаем мнение, характерное именно для этой шляпы.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Используйте 1 или все 6 шляп мышления для разбора задачи. Она может быть связана с бытовыми делами или отношениями художественного персонажа.