В статье описан прием Инсерт как современный и эффективный инструмент обработки и присваивания новых знаний, а также оценки уже имеющихся.
Он формирует ряд необходимых навыков работы с информацией. Это актуально сейчас и спрос на людей, которые владеют такими навыками будет только расти.
Начинать применять его можно уже в 1 классе. Настолько он технически прост.
Прием Инсерт — что это такое
Прием Инсерт – это система маркировки текста значками по мере его чтения. Используется он в технологии критического мышления.
Технология критического мышления — одна из передовых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.
Технология критического мышления нацелена на обучение ребенка:
- осмысливать новую информацию
- находить связи с уже имеющимися знаниями
- формировать собственное мнение
- принимать взвешенные решения
Инсерт еще называют технологией эффективного чтения.
Почему он дает результаты? Он наглядный.
Он делает видимым:
— процесс накопления данных
— путь от старого знания к новому
Название приема является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».
I — interactive N — noting S — system Е — effective R — reading and Т — thinking | интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления |
Цели использования приема инсерт
Развить произвольное внимание
При использовании этого приема ребенок читает не пассивно и часто без понимания, а внимательно. Как если бы перед ним была задача сортировки картофеля на мелкий, средний и крупный. Такая же высокая степень концентрации появляется, когда читают с Инсерт.
Научиться анализировать прочитанное
Система маркировки текста уже помогает разделять материал по определенным критериям. Кроме этого, идет работа над коррекцией известного, когда обнаруживаются противоречия между старыми и только что полученными знаниями.
Усваивать новые знания так, чтобы они встраивались в долгосрочную память.
На этапе работы с таблицей ребенок проговаривает единицы информации, которые до этого не знал и связывает их с теми, которые уже составляли его карту мира.
Научиться работать с большими текстами
Эта цель требует исполнения всех предыдущих целей. И внимание, и анализ, и выделение главного, и нахождение связей с воспроизведением – это необходимые инструменты для результативной работы с объемным материалом.
Как использовать прием Инсерт
Он применяется за 5 этапов:
1 этап. Чтение с пометками 4х видов:
✓ — уже знал
+ — новое
─ — думал иначе
? — не понял, есть вопросы
Читая, ребенок маркирует соответствующим значком абзацы и предложения.
Можно:
— Делать на полях карандашом.
— Подложить полоску бумаги, чтобы не портить учебник.
— Использовать электронный текст.
Для начальных классов количество маркеров нужно уменьшить.
✓ — уже знал
+ — новое
? — хочу узнать больше
2 этап. Составление таблицы
Здесь возвращаемся к тексту. Ребенок систематизирует информацию, располагая ее в соответствии со своими пометками в таблицу. Записывать нужно коротко, своими словами, без переписывания исходного материала.
Для школьника средних классов она выглядит так:
✓ | + | ─ | ? |
---|---|---|---|
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы | Новая информация | Противоречия, которые появились после прочтения | Непонятные слова, факты, требующие разъяснения |
Для ученика начальной школы таблица состоит из 3х колонок:
✓ | + | ? |
---|---|---|
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы | Новая информация | Непонятные слова, факты, требующие разъяснения |
Благодаря таблице, ребенок видит, что данные бывают разными по степени владения ими и что с ними нужно по-разному работать.
✓ То, что уже знал — это крючок, за который зацепятся получаемые знания.
+ Новое – нужно воспроизводить несколько раз по памяти, чтобы укрепить нейронные связи.
─ Противоречия между старой/свежей информацией потянут за собой изменения представлений и о других явлениях. Эта колонка учит давать оценку достоверности уже имеющимся знаниям.
? Самое интересное из маркеров – знак вопроса. Обычно детей спрашивают и родители, и учителя. А здесь ребенок сам задает вопрос и проявляет желание узнать побольше. Вопрос побуждает идти за ответом дальше границ прочитанного, искать новые источники: родители, интернет, книги, учителя.
3 этап. Чтение своих записей
Этап чтения из таблицы устанавливает связи между фактами, структурирует их. Если дети работают в группе, то чтение – это еще и обмен тем, что записал каждый из них.
4 этап. Дополнение таблицы, при необходимости
После чтения таблицы может возникнуть понимание о необходимости в дополнениях. Ребенок пробегает глазами по главным идеям в тексте и дописывает. Также возможно перемещение записей из одной колонки в другую.
Такая работа — результат более глубокого осмысления знаний.
5 этап. Рефлексия
Здесь идет анализ процесса накопления знаний. Теперь ребенку становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в присвоенный, готовый к дальнейшему применению. Он подводит итоги в виде перечисления созданных связей.
Прием Инсерт и технология критического мышления
Технология критического мышления предлагает разделить работу над материалом на 3 этапа.
- Стадия вызова. Вспоминаем то, что уже было известно по теме ДО чтения. Задаем вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
- Стадия осмысления. Читаем или слушаем текст, делая пометки на полях.
- Стадия рефлексии. Перерабатываем, анализируем, связываем полученную информацию с той, что уже была.
Инсерт участвует на стадии осмысления и рефлексии. Он позволяет отфильтровать новые знания. А затем наглядно, с помощью таблицы присоединить их к уже имеющимся.
И даже пойти дальше — искать ответы на возникшие вопросы.
Достоинства и недостатки приема Инсерт
Достоинства:
- позволяет читателю отслеживать понимание/непонимание текста, его отдельных частей
- помогает ребенку самому организовать процесс изучения
- тренирует его в определении главного и второстепенного материала
- позволяет соотносить новые знания с имеющимися представлениями
- восприятие прочитанного на осознанном уровне высоко поднимает уровень усвоения знаний
- маркировка превращает процесс познания в увлекательную игру, повышает мотивацию
- это интересная, наглядная форма представления результатов работы с текстом
- прост в применении
Недостатки:
- высокая энергозатратность: ребенок одновременно и читает, и принимает решения как отметить то, что читает
Рекомендации при работе с приемом Инсерт
✦ При знакомстве с инструментом Инсерт, лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.
✦ После прочтения надо вспомнить свои первоначальные предположения на этапе вызова, после чего маркировка будет более точная. Пройдет настройка между предположениями и прочитанными данными.
✦ Значки можно придумывать свои, главное их придерживаться. Например, вместо + использовать ! — для обозначения новой информации.
✦ В первое время тезисы для таблицы нужно проговаривать устно, показывать пример. Ребенок, особенно в начальной школе, не знает как они правильно формулируются.
✦ Слова для таблицы нужно подбирать емкие. Чем меньше заметки, тем лучше.
✦ Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.
Вначале может быть трудно анализировать, подбирать тезисы. Но этот навык сильно поможет при работе дальше, с большими текстами.
Примеры применения приема Инсерт
Предметная область использования техники: учебные материалы с большим количеством фактов и сведений.
Его можно использовать в изучении литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии.
Отлично подходят для чтения с приемом — энциклопедии. Тексты в них короткие, плотные, интересные для ребенка.
- Сначала обсуждаем, что уже знаем по данной теме.
- Затем размечаем.
- И заполняем таблицу.
Что такое бигфут? Чем он отличается от других машин?
Формулируем тезисы для таблицы вместе:
✓ | + | ? |
---|---|---|
● кузов пикапа ● усиленная подвеска и амортизация ● усиленное колесное шасси | ● кузов усиливают трубами ● шасси могут брать у грузовика |
Далее читаем колонку с ✓, потом с +
Рефлексия: Зная о том, что у бигфута усиленное колесное шасси, легко привязать, что его могут брать у грузовика.
Абзац из параграфа учебника Окружающий мир 2 класс.
Обсуждение вопроса до чтения: «Как без часов определить время суток?»
Ставим значки:
Разносим по таблице:
✓ | + | ? |
---|---|---|
● раньше время узнавали по солнцу ● солнце в самой высокой точке в полдень | ● самая короткая тень — в полдень |
Рефлексия: Связываем местонахождение солнца и длину тени в полдень. Что неочевидно в тексте.
✓ | + | ─ | ? |
---|---|---|---|
Петр I — первый российский император. | Издал «Табель о рангах» | Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. | Что еще появилось в России во время правления Петра I? |
Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»
✓ | + | ─ | ? |
---|---|---|---|
Колумб | Завезли табак, картофель, а также новые болезни. | Отрицательные последствия, связанные со здоровьем, истребление коренных жителей. | До какого культурно-исторического уровня смогли бы развиться аборигены? |
«Великие географические открытия и их последствия» может выглядеть так
✓ | + | ─ | ? |
---|---|---|---|
Шекспир основал театр «Глобус», написал много пьес, сонетов. | Был актёром, существует «Шекспировский вопрос». | Есть ли связь с Кристофером Марло? | Криминальная среда, с которой был связан Шекспир |
Работа на уроках английского языка, также может строиться на основе использования ИНСЕРТа:
✓ | + | ─ | ? |
---|---|---|---|
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают. | Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические). | Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно? | Сколько всего в человеке клеток? |
Применение Инсерт на уроках природного цикла, например, биологии. Таблица по теме «Жизнь клеток»
Прием Инсерт формирует навыки работы с информацией
- распределять материал на главный и второстепенный
- оценивать данные
- ориентироваться в учебных текстах и других источниках
- самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи
- делать выводы
- ранжировать информацию по степени новизны
- анализировать и классифицировать ее,
- пересказывать
- находить аргументы и доказывать свою точку зрения
Памятка для учителя/родителя по предварительной подготовке к использованию приема |
---|
1. Предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками. 2. Объяснить или напомнить правила расстановки маркировочных знаков. 3. Четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. 4. Дать несколько примеров на преобразование текста в тезисы |
Выводы:
- Инсерт прост в применении, с ним может справиться первоклассник.
- Чтение с использованием приема выходит на более высокий уровень осмысления.
- Он стимулирует развитие аналитического и критического мышления, внимания.
- Инсерт способствует самостоятельной организации учебы.
- Он формирует полезные навыки работы с текстами.
- Его наглядность показывает переход от старых знаний к новым.
- Он помогает создавать связи между единицами информации, тем самым обогащать картину мира, наполнять ее структуру знаниями.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Используйте прием ИНСЕРТ. Интересно увидеть, как при сортировке информации, станут прослеживаться взаимосвязи, которые не заметны в исходном тексте.