Игра Наоборот развлекает и развивает. Благодаря своим разным видам она подходит и дошкольникам, и взрослым. В этой статье описаны игры с примерами, в которые играют в садике/школе и дома, на досуге и на обучающих занятиях.
Цель игры Наоборот
Основная цель игр Наоборот – это подготовка к пониманию значимого элемента ТРИЗ – Физическое Противоречие (ФП). Обыденное мышление обходится без Противоречия при решении задач. Поэтому оно НЕ видит его.
Но именно правильно сформулированное Противоречие дает сильные решения. Решения, которые убирают минус, при этом оставляют плюс.
Таким образом получаются одни плюсы. Нет компромиссов, которые лежат в основе решений обыденного мышления.
Игровая форма помогает понять сложную тему в ТРИЗ. Понять и попрактиковаться в ней увлекательным образом. Причем не только детям, а и взрослым. Взрослым порой сложнее продираться сквозь шаблоны сформированного способа мыслить. Поэтому нужна тренировка, многократное повторение.
✰
Некоторые из представленных ниже игр хорошо встроятся в программу праздника. Например, «Шифровка».
Для тех же, кто целенаправленно изучает ТРИЗ стоит проиграть во все виды игр Наоборот по многу раз, чтобы довести до навыка – видеть противоположные признаки и способы их совмещения в одном предмете или явлении.
Уточнения для всех вариантов игры:
- Стараться подбирать антонимы, а не просто слова с частицей -НЕ
〤Неправильно: мокрый – немокрый ✔️ Правильно: мокрый – сухой |
- Не всегда нужно подбирать слово именно противоположное, бывает достаточно другое значение признака.
Круглый – треугольный, квадратный, овальный Красный – зеленый, черный, синий |
Варианты игры Наоборот
1. Пинг-понг
Уровень 1
Самый простой вариант игры Наоборот для дошкольников. Основная задача — научить подбирать слова, противоположные по смыслу. Лучше использовать такие, у которых есть именно антонимы.
Ведущий говорит/показывает картинку на карточке – участники предлагают слово «наоборот». Сначала он может показывать картинку не только самого слова, но и его противоположность, чтобы появилась насмотренность и понимание правила игры.
Злой — добрый Светлый — темный Сахар — соль |
Уровень 2
Дети делятся на группы. Одна называет предметы или его признаки, другая – противоположности. Затем меняются.
Еще играют цепочкой: ребенок называет слово, следующий – антоним, он же новое слово, третий – слово «наоборот».
Если играют дома, то родитель, который придумывает слова «наоборот», может «не знать» ответа. Тогда ребенок с удовольствием ответит сам.
2. Пословица
Игра Наоборот на текстах пословиц не только тренирует подбирать антонимы. Она знакомит детей с лучшими образцами народного творчества. Где в одно предложение сформулирован жизненный принцип, которого полезно придерживаться.
Ведущий/учитель читает и показывает на карточке начало пословицы, участники заканчивают.
Лучше с умным потерять, чем с … найти. (глупым) Лучше быть в деревне первым, чем в … последним. (городе) Лучше свой кусок, чем … пирог. (чужой) Лучше вода у друга, чем мед у …. (врага) У короткого ума … язык. (длинный) Кто веселится весной, тот плачет … (зимой) Труд человека кормит, а … портит. (лень) |
Старый друг лучше … двух.
3. Шифровка
Эта игра интересна не только детям школьного возраста, но и взрослым. Она подходит для праздников, с ней интересно скоротать досуг. В общем, не только полезно, а и весело.
Ход игры:
1 уровень
Взрослый заранее «шифрует» множество фраз известных песен, пословиц, названий сказок, т. е. к каждому слову подбирает антоним (либо другое значение). Можно, конечно, экспромтом, но темп будет уже не тот.
Участники мысленно делают обратное действие – подбирают слова «наоборот» и получают задуманное предложение.
Собака из шляпы – Кот в сапогах Они стоят, стоят, стоят из ближнего центра – Мы едем, едем, едем в далекие края С бездельем поймаешь камень в поле – Без труда не вынешь и рыбку из пруда Обычный человек кремниевой деревни – Волшебник изумрудного города Громче стоишь, ближе исчезнешь – Тише едешь, дальше будешь Большой нищий – Маленький принц Большой березе тепло летом – Маленькой елочке холодно зимой Красный локомотив стоит, замирает – Голубой вагон бежит, качается |
2 уровень
Ведущий показывает на карточках или проговаривает исходные названия и предложения из стиха, песни, а участники кодируют их словами «наоборот».
3 уровень
Участники делятся на группы.
Одна группа кодирует, другая возвращает начальный текст. И, наоборот.
Можно двигаться по цепочке от человека к человеку.
4. Сделал – отменил
Игра с функциями (назначением) объектов.
Функции – главный признак предмета. Умение определять функции полезно не только в ТРИЗ, оно пригодится для анализа любой информации.
Ход игры:
Участники делятся на 2 группы.
Ведущий показывает карточку предмета/говорит слово. Первая группа называет 1-3 действия, для которых этот объект используют. Вторая же группа предлагает предмет, который делает наоборот. Предметов может быть несколько.
Родитель может показывать ребенку картинку из интернета.
Молоток (забивает гвозди) – выдерга (вытаскивает гвозди) Пылесос (всасывает) – воздуходув (выдувает) Айболит (лечит) – Бармалей (делает больными) Наушники (направляют звук только для одного человека) – беруши (заглушают звук только для одного человека) Автомобиль (перемещает) — карусель (кружит на месте) Лампочка (светит) — тень (затемняет) Шкаф (хранит вещи) — неряха (разбрасывает вещи) Крыса (грызет) — змея (заглатывает) Снеговик (разносит письма) — лиса с волком (крадут письма) |
5. Перевертыши
Эта игра – продвинутый вариант по выявлению функций предметов, в т. ч. противоположных. Помимо понимания, что есть функция данного объекта, нужно еще предложить, где ее применить.
Определяем основную функцию (назначение) предмета
Лопата – взрыхлять почву Уголь – отапливать помещения Дорога – перемещать автомобили |
Находим противоположную функцию
Взрыхлять почву – прессовать почву Отапливать помещения – остужать помещения Перемещать автомобили – останавливать автомобили |
Предлагаем, где/ когда может потребоваться такая функция
Прессовать почву: чтобы проложить дорогу; подготовить площадку для строительства здания; на грядке, чтобы не выдуло семена Остужать помещения: в жару, для комфортной температуры; для сохранения продуктов Останавливать автомобили: чтобы не пускать куда-то транспорт; перед обрывом; чтобы пропустить других участников дорожного движения |
Придумываем название предмету с противоположной функцией
Прессовать почву – давилка Остужать помещения – остужатель Останавливать автомобили – тормозильщик |
Интересно, что получится, если сопоставить исходное слово с придуманным словом «наоборот».
Лопата – давилка Уголь – остужалка Дорога – тормозильщик |
Ведущий говорит слово/показывает карточку с предметом. Далее все совместно продвигаются по алгоритму.
Усложнение: каждый пишет себе на листочек весь ход мыслей, а затем зачитывают вслух. Участники отмечают идеи, которые понравились.
6. Как такое может быть?
Эта и следующие игры направлены на обучение находить такие предметы, которые совмещают в себе пару: свойство – свойство «наоборот». Здесь мы вплотную подходим к обнаружению Физического Противоречия.
Ход игры:
Участников делим на 2 группы.
Ведущий предлагает пару: свойство и свойство «наоборот» . Группам нужно придумать несколько предметов, каждый из которых содержит оба этих свойства. После обсуждения, они по очереди называют по одному слову. Чье слово было последним, та группа выиграла.
Пара антонимов: холодный – горячий |
---|
термос утюг каша с маслом вулкан плита Меркурий шоколад |
Тоже самое разыгрывают уже с другой парой свойств.
Пара антонимов: гладкий – колючий |
---|
еж крыжовник колючая проволока футбольные буцы репейник зимние шины лицо мужчины |
7. Как это сделано
Есть 6 основных способов совмещения противоположных свойств в одном предмете. Они настолько важны, что имеет смысл их выучить наизусть и отработать на практике. Игра подходит для этого лучше всего.
Ход игры:
Ведущий объясняет/показывает картинки каким образом свойство и свойство «наоборот» уживаются в объекте.
Способы совмещения противоположных свойств в объекте | |
---|---|
Часть – часть (снаружи-внутри), (местами-местами) | |
В одно время – в другое время | |
При одном условии – при другом условии | |
Сам такой, а вместе другой | |
Каждая часть такое – целое другое | |
Для одного такой – для другого другой |
Ведущий называет противоположные свойства и способ их совмещения. Участники предлагают варианты объектов, которые подходят по условиям.
Для усложнения: одна группа придумывает слово и загадывает его, как это делал ведущий, а другая – угадывает. Если слова не совпали, но ответ подходит, то он считается правильным.
8. Загадка
Такие загадки придумывают на основе разных способов совмещения противоположностей в предмете. Они интересны как для тех, кто загадывает, так и для тех, кто разгадывает.
! Загадки можно придумывать не для противоположных свойств, а просто для разных.
Участников делим на группы.
Каждой группе выдаем картинку с объектом. Нужно в предмете найти как можно больше пар: свойство – свойство «наоборот» и способ их совмещения.
Группы по очереди загадывают свои загадки. Остальные – предлагают ответы. Если разгадка не та, что была задумана, но подходит под условия, то считается правильной.
Внутри гладкое – снаружи шершавое. В одно время двигается – в другое время стоит. Для одного съедобное – для другого несъедобное. В одних условиях шумное – в других тихое. Ответ: дерево |
Местами цветная, местами — черно-белая. При одном условии — вертикальный прямоугольник, при другом — горизонтальный. Сама гибкая, а вместе — жесткая. Каждая часть тонкая, целое – толстое. Ответ: книга |
Снаружи плотный, внутри рыхлый. В одних условиях мокрый, в других – сухой. Сначала маленький, потом большой. Ответ: арбуз |
В одних условиях полное, в других – пустое. Снаружи резиновое, внутри – металлическое. Каждая часть гибкая, целое – жесткое. Ответ: велосипедное колесо |
9. Сказка «наоборот»
Сочинение сказок становится намного легче и увлекательнее, если применить один из способов совмещения противоположностей: при одних условиях такой, при других – другой.
Составляем 2 таблицы: с условиями и свойствами. Например:
Берем пару условий и пару свойств: когда чистый – сильный, когда грязный – слабый. Д4
Сюжет сказки: В королевстве микробов постоянно шла война. То побеждала армия полезных, то – вредных. Полезные постоянно просили своего военачальника Мишу регулярно мыть руки, особенно перед едой. Тогда количество вредных микробов было бы меньше, чем полезных и они бы проигрывали. Но Миша их не слышал.
Однажды Мише приснился сон, как он стал маленьким и попал внутрь своего тела. Там он своими глазами увидел эту войну. Как неприятель давил своих численностью.
После этого сна, он понял, как важно быть чистым, ведь тогда его армия полезных микробов побеждает. Значит и сам Миша становится сильным. А если Миша грязный, побеждают вредные микробы и тогда он слабеет.
Выводы:
- Игра Наоборот – полноценный тренажер для знакомства с Противоречием.
- Есть несколько вариантов игры от простого для дошкольников к более сложным, которые подходят со школьного возраста.
- В увлекательной форме дети исследуют объекты, чтобы придумать загадки.
- Через игру узнают про функции – важный для ТРИЗовского мышления элемент.
- Расширение словарного запаса и создание новых связей – знаний о мире на основе уже имеющейся информации.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Игра Наоборот — крайне полезный повод пообщаться с ребенком. Предложите ему любую из этой статьи или поиграйте во все. Понимание мира предметов/явлений точно станет глубже.