Статья рассказывает про метод фокальных объектов: примеры и результаты его применения.
Метод увлекательный, похож на игру, поэтому дети с удовольствием включаются в процесс. И в то же время развивают свое воображение, речь, мышление. Учатся генерировать идеи, искать оригинальные решения обыденных задач. Учатся быть креативными.
Современный мир сильно интересуют креативные люди. Креативное мышление можно и нужно развивать в любом возрасте.
Что такое метод фокальных объектов или метод случайных объектов
Этот метод появился в 1926 г благодаря Ф. Кунце и несколько раз за это время его видоизменяли.
Сейчас Метод Фокальных Объектов (МФО) — это один из методов Развития Творческого Воображения (РТВ) ТРИЗ.
Воображение – это способность представлять образ предмета в отсутствии самого предмета.
Творческое воображение — это способность создавать новый образ в голове, а затем, возможно, будет материализован в предмет.
В чем суть МФО?
Каждое слово, которое мы знаем, тянет за собой тысячи других слов через ассоциативные связи. Слово – это ключ, которым открывается дверь в мир бесконечных взаимосвязей, созданных нашим опытом. Например, слово «клубника» цепляет слова «сочная, варенье, сладкая, девчачья, ароматная, крем, лето». Каждое из этих слов образует свое семантическое поле, свой ассоциативный ряд.
Игра с семантическими полями рождает такие сочетания слов, которые сами даже не могли прийти в голову. Такие, которые раздвигают рамки обыденного мышления.
Как работает метод |
---|
На фокальный объект, объект на который направлен фокус внимания, переносят признаки других, случайных объектов. И даже если полученное сочетание выглядит нелепым, несуразным все равно оставляем его для дальнейших действий. Затем включается в дело ассоциативный поиск, включается воображение. Даже у того, кто думает, что у него нет воображения. Полученные словосочетания пробуждают интересные образы. Помимо смысла, который лежит сразу на поверхности, есть еще альтернативные, в сторону и вглубь. На этих уровнях часто и находятся сильные идеи. |
Этапы, которые выделяют в методе фокальных объектов
- Выбираем фокальный объект, который хотим наделить новыми функциями, усовершенствовать, посмотреть на него под другим углом, придать ему неожиданные свойства. Пусть это будет кружка.
- Выписываем 3-5 случайных объекта. Объекты надо брать из разных сфер: техника, животные, одежда, еда, явления природы. Можно открыть книгу или сайт и найти объекты там. Фокальный и случайные объекты должны быть из различных областей. Например возьмем: початок кукурузы, снег и еж.
- Определяем существенные признаки случайных объектов. Цвет, размер, форму НЕ берем. Лучше использовать особенности этого объекта. Чем более выразительны свойства, тем более яркий образ получится.
Кукурузный початок: бугристый, мозаичный – состоит из кусочков, двухслойный – семена и стержень.
Снег: скрипит, пушистый, тает.
Еж: колючий, ест насекомых, спит зимой, не спит ночью.
- Каждое свойство переносим на фокальный объект – кружку. Пока не думаем о том, можно ли реализовать полученное сочетание.
Бугристая кружка
Мозаичная, состоящая из кусочков кружка
Двухслойная кружка
Скрипучая кружка
Пушистая кружка
Тающая кружка
Колючая кружка
Спящая зимой кружка
Кружка, поедающая
- Берем каждое сочетание и развиваем идею, как такое может быть, где и для чего такой объект можно использовать.
Бугристая кружка – кружка-массажер, воздействующая своими выпуклостями на определенные точки на ладони для восстановления здоровья.
Мозаичная, состоящая из кусочков кружка – на кружке много мелких многоразовых стикеров с изображением букв и можно набирать каждый день на кружке текст: цитаты, имя владельца, напоминание и пр.
Двухслойная кружка – кружка в кружке, второй слой не позволяет кружке нагреваться.
Скрипучая кружка – кружка издает звуки: «эх, горячо, уже все остыло, добавь еще немного».
Пушистая кружка – кружка в чехле с капюшоном, можно им накрывать, если что-то запариваешь, например траву.
Тающая кружка – складная кружка для туризма.
Колючая кружка – игольница в виде кружки.
Спящая зимой кружка – кружка, которую используют не в повседневной жизни, а только по каким-то определенным случаям. По праздникам, в награду. Например, кружка сделана из шоколада.
Кружка, поедающая насекомых – кружка, которая притягивает своим запахом мух, например, и уничтожает их.
- Оцениваем то, что получилось. Выбираем лучшее, что подходит под условия задачи. Конечно, будут идеи, которые уже реализованы, откровенно слабые и бессмысленные. Но будут и такие, которые можно брать в дальнейшую разработку и создавать новый продукт, например.
Мне больше всего понравилась идея с мозаичной кружкой, на которой можно составить текст.
Преимущества и недостатки МФО
Преимущества:
- Простой и понятный алгоритм реализации метода. С ним справится ребенок дошкольного возраста.
- Позволяет преодолеть инерцию мышления. Закрепощение мышления возникает, как только объект назвали словом.
Например, слово «фонарик» в нашей голове выглядит определенным образом и выполняет конкретные функции. Это и есть инерция, преодолеть которую помогает МФО. - Развивает воображение и ассоциативное мышление.
- Помогает найти необычные идеи. При переносе свойств случайных объектов мы смотрим на фокальный объект под другим углом.
- Вносит игровой элемент в рутинные процессы. Это облегчает выполнение задачи.
Недостатки:
- Вряд ли получится решить сложную задачу. Метод больше для генерации новых смыслов.
- Ведущую роль играет случай, а этого недостаточно для сильного решения.
- Эффективность метода зависит от умения пользоваться ассоциациями и воображением.
5 примеров применения метода фокальных объектов
Пример №1. Развиваем воображение
Когда ребенка спросили зачем ему воображение, он сказал: «Чтобы мозгу было не скучно». И это правда.
Скука усаживает детей за игры в гаджетах, заставляет не любить школу и убивает познавательный интерес. А когда им лень что-то сделать по дому, скорее всего им скучно это делать.
Поэтому, когда мы подключаем воображение ребенка к «надо», то оно превращается в «хочу». И это касается не только младших школьников, но и старшеклассников. Ведь обещанная награда – это пока только работа воображения ребенка. Но эта работа помогает учиться лучше в реальности.
Метод фокальных объектов – это инструмент для развития воображения. С его помощью мы создаем удивительные сочетания признаков и предметов, активируем поиск ассоциаций. МФО дает толчок (помните, в «Гостье из будущего» героиня В. Талызиной говорила: «толчок, нужен толчок») для воображения.
Н. А. Козырева предложила другую разновидность МФО. Для развития воображения лучше использовать ее:
- Начать с выбора случайных объектов (а не с фокального объекта, как в «классическом МФО), с которых будем брать свойства. Потому что практика применения метода показывает, когда мы заранее знаем фокальный объект, то подсознательно подбираем «подходящие» для него предметы с их свойствами.
- Составить списки особенностей, признаков этих объектов (5-6 слов: прилагательных, деепричастий, глаголов)
- Выбрать объект, который будем модифицировать и придумывать его новые возможности путем свободных ассоциаций.
Она же рекомендует составить заготовку из 50-100 слов с их свойствами. Ею можно пользоваться несколько лет по МФО для любых фокальных объектов, развивать воображение.
Здесь ↓ 10 слов. А ниже можно скачать 100 слов и их существенные признаки.
Пример №2. Развиваем речь
МФО – это тренажер для развития речи. Если им заниматься целенаправленно, то можно быстро достичь видимых результатов: расширения словарного запаса, выразительной связной речи.
Необычные сочетания предметов и признаков дают простор для возникновения самых фантастических ассоциаций. Ребенок перебирает большой массив образов. Для их описания он учится подбирать слова. Словарный запас активно растет.
С помощью метода, к ситуациям из жизни добавляются воображаемые, гипотетические ситуации и они чаще интереснее обыденности. Там можно все. Там речь, как и мышление, не ограничена органами чувств. Чтобы передать нереальные образы, ребенок использует более выразительную речь, сочетает несочетаемые комбинации слов. Ребенок, когда подключает воображение, выдает оригинальные мысли.
Некоторые словосочетания, полученные методом фокальных объектов, зажигают искру для появления истории. Рассказывание историй — отличный способ развития не только речи, а и воображения, и мышления.
Ниже описаны правила игры «Фантастические животные». Можно начать учиться создавать истории с нее. Представить себе, как может жить жираф с восемью ногами. Что он умеет делать? Какие эти ноги? Такие же мягкие как у осьминога или это твердые и длинные жирафьи ноги? Или это ноги паука? Заодно появится повод узнать, чем отличаются все эти ноги.
Когда ребенок все это начинает рассказывать, то получается смешно и по смыслу гораздо более емко, чем болтовня на просьбу «расскажи сказку».
Пример №3. Создание новых идей для объектов
Чтобы оценить какой из полученных вариантов усовершенствования объектов подходит больше других, необходимо поставить цель. Для чего мы хотим его изменить. И цель становится критерием выбора гипотезы.
Например, близится день рождения мужчины. Цель – придумать нужный, малозатратный и нестандартный подарок. Воспользуемся табличкой с признаками выше:
Подарок чешуйчатый – статуэтка дракона
Подарок сочный — грейпфрут
Подарок с колесами – настенные часы
Подарок стреляющий – бутылка шампанского
Подарок гусеничный – испечь печенье в виде гусениц
Подарок семейный – набор емкостей для продуктов разного размера
Вариантов немного, но уже можно выбрать. Чтобы было больше, увеличиваем количество признаков.
Мы выбрали настенные часы.
Можно разделить объект на части и совершенствовать только какую-то часть. Например, возьмем стену в комнате, но не целиком, а ее треть по центру и снова берем признаки из таблицы:
Стена скользкая – большое стекло, а за ним постер. Постер можно регулярно менять.
Стена с кожурой – оштукатурить и ярко выкрасить.
Стена управляемая – днем она одна, а вечером другая, играет роль ночника, например.
Стена шумная – в стену встроены динамики для музыки.
Стена вездеходная – сделать часть стены, например из гипсокартона, поставить на колесики и катать ее по комнате в те места, где она нужна в данный момент. Конструкция может служить ширмой, доской для рисования или учебы ребенку, двусторонним книжным шкафом, если на нее приделать полки и т. д.
Когда думаем над новой идеей для объекта с помощью метода фокальных объектов, можно записывать гипотезы в форме майнд-карты:
Пример №4. Сюжеты для творчества
Метод фокальных объектов – благодатная почва для творчества. При создании сюжета для творчества нет никаких ограничений. Не нужно заботиться о том, когда он пригодится и кому нужен, как в случае с новым объектом. Рисунки, поделки, украшения для праздника ребенок может придумать самыми невероятными. А поможет ему в этом МФО.
Как вариант, берут признаки не реальных случайных объектов, а сказочных. Например,
Cкатерть-самобранка: самонакрывающаяся, изобильная, самоубирающаяся
Волшебная палочка: всемогущая, быстродействующая, желанная
Сапоги-скороходы: быстро бегут, не устают, не надо топлива
В качестве фокального объекта возьмем танк и будем его рисовать. Все примеры придумал первоклассник:
Танк самонакрывающийся – водитель нажал на кнопку и вокруг него образуется силовое поле от нападения.
Танк изобильный – танк, на котором много различного оружия.
Танк самоубирающийся – танк разгромил все другие танки по полю, а потом сам собрал весь мусор, очистил поле.
Танк всемогущий – танк стреляет пулями, которые плавят любой металл.
Танк быстродействующий – танк-трансформер
Пример №5. Игры
Игра «Фантастические животные»
Ребенок называет 3 случайных животных и 3-4 свойства каждого.
Затем выбирает животное, на которое будет переносить эти свойства.
Можно нарисовать того, кто получился или рассказать про его жизнь.
Игра «Давай поменяемся»
Ребенок выбирает 3 объекта: кот, самокат, воздушный шар.
Называет их признак: кот ленивый, самокат катящийся, воздушный шар лопающийся
Перемешивает свойства и их объекты: кот лопающийся, самокат ленивый, воздушный шар катящийся
Объясняет когда такое может быть: кот лопающийся – когда кот – это форма воздушного шара и он лопнул, самокат ленивый – ребенок отдыхает, а самокат лежит рядом, воздушный шар катящийся – когда в него насыпали муки и он перемещается, только если его катят.
Игра «Отгадай секрет»
Взрослый предлагает необычные словосочетания признак + объект, а ребенок предлагает гипотезы, от какого объекта взяты признаки. Например, меховая книга – от крысы, кота, лысая кровать – от головы лысого человека, породы кошек — сфинкс.
Пример №6. Решение повседневных задач
МФО больше подходит для развития воображения, мышления, речи, но и задачи тоже можно попробовать им решать. Какие-то поддадутся, а какие-то нет. Как и с любым другим методом.
Особенно успешно МФО можно использовать в тех задачках, где есть ребенок, ежедневность и надоело что-то делать.
Во-первых, дети любят, когда в качестве фокального объекта выступает что-то, что связанно с ними.
Во-вторых, когда в рутину добавляется игра, все идет как по маслу.
Например, задачка: неохота делать уроки. Посмотрим в таблицу:
Уроки немые – задания не могут сказать ни слова, поэтому ты будешь переводчиком и озвучивать их.
Уроки плодоносные – уроки подготовили тебе награду – яблоко. После каждого предмета можно съесть кусочек.
Уроки каркасные – начертим карту-план выполнения заданий и ты будешь по ней продвигаться.
Уроки убивающие – выпишем в столбик, какие задания нужно сделать и ты их вычеркивай, по мере готовности.
Уроки стреляющие – сделал задание – постреляй: дартс, рогатка, арбалет из ручки.
Пусть ребенок выберет как ему больше нравится сегодня делать уроки. Все будет выполнено быстро и с интересом.
Выводы:
- Метод фокальных объектов развивает воображение, креативность.
- МФО помогает преодолеть инертность мышления.
- Метод можно использовать в отрыве от реальности, как тренажер поиска ассоциативных связей, а можно для решения жизненных задач.
- Есть вероятность найти сильные идеи, такие, которые логическим путем найти невозможно.
- Детям нравится этот метод, потому что он похож на игру и в нем четкая последовательность действий.
- МФО делает речь ребенка разнообразной, интересной. Сначала он придумывает что-то неожиданное, затем учится выразить мысль через речь.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Примеры применения Метода фокальных объектов – рисунки, истории, новые объекты, решения задач.
Источники: Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» С. И. Гин «Мир фантазии» |