Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей

Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей

В статье описана мнемоника: 7 техник запоминания и возможности этой системы.

Размах демонстрации невероятных «способностей» запоминать достиг международных соревнований. Все участники таких соревнований используют приемы мнемотехники. Мнемонисты считают ученической нормой запоминание 100 двухзначных чисел за 10 мин (что обычным способом запомнить нереально).

95% учебы в школе связано с запоминанием. Школьник, который овладеет мнемоникой НЕ будет испытывать проблем в школе. И не потому, что будет запоминать налету. Мнемотехника – это неизмеримо больше, чем вопросы с памятью. Ниже раскрыты ее возможности.

Мнемоника = Мнемотехника

Необходимые уточнения для эффективного запоминания

  1. Некоторые думают, что есть какие-то упражнения на развитие памяти, в т. ч. стихи, та же мнемотехника. Если бы это было так, то самая сильная память была бы у актеров. Они ведь всю жизнь учат тексты. Но нет. 

Память – это хранилище, библиотека, количество связей нейронов. Память больше зависит от образа жизни, питания, отдыха, чем от постоянного заучивания или упражнений.

А вот методам запоминания можно и нужно обучаться. Они действительно облегчают и ускоряют выучивание наизусть.

Память Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителейЗапоминание

Мнемотехника НЕ развивает память.

Мнемотехника развивает внимание и мышление.

А также.

Мнемотехника – это способ записи информации в мозг. Как ручкой мы пишем в тетрадь. Используя мнемонические техники запоминания, мы пишем сразу в мозг, на языке мозга. Не на русском, не на английском, а на языке мозга, без посредников. Поэтому получается запоминать легко и даже то, что не вталкивалось в голову вообще.

  1. Надо понимать, когда нужна мнемоника, техники запоминания, а когда и без них все врезается в память так, что рад бы уже избавиться от этой информации.

Мнемотехнику применяют для ТОЧНОЙ информации. Тексты художественной и деловой литературы итак легко укладываются в голове в виде образов. Разве что использовать ее для запоминания последовательности этих образов.

Здесь надо использовать мнемонические способы запоминания
Формулы
Определения
Правила
Иностранные слова
Географические, и не только, названия
Исторические даты
ФИО
Телефонные номера
Учебные тексты
Интеллект-карты

Те данные, которые не вызывают образов и/или требуют дословного воспроизведения.

Как включить в голове кнопку ЗАПИСЬ

Процесс записи информации в мозг настолько прост, что с ним справляются первоклассники. Но есть условия, наличие которых обеспечивают этот процесс.

Что обязательно должно быть для запоминания

  • Понимание. Пробовали ли вы когда-нибудь запомнить слова, смысл которых вы не представляете?

Ключ к пониманию – представление картинки. Если мы понимаем, то за словом видим образ. Когда мы слышим слова «какие красивые цветы», то в голове всплывают пионы или розы (у каждого свои). Позже, даже без повторов, мы можем вспомнить, что сегодня нам рассказывали о каких-то красивых цветах, но так и не показали. Пришлось довольствоваться своими, из головы.

predstavlenie_i_mnemonika

А вот когда мы слышим «4 апреля 1744 года», то никакого смысла не улавливаем, образ не всплывает, если только это не наш день рождения. И потом, хоть убей, не можем вспомнить эту дату. Ее приходится зазубривать, а запоминание этим способом процесс длительный. Ни о какой записи с одного прочтения не может быть и речи.

  • Внимание. Наверняка у вас такое было, что глаза бегут по буквам, а мысли заняты другим. И приходится перечитывать снова и снова, чтобы понять текст, уловить смысл. Людей, у которых есть длительное устойчивое внимание, очень мало. Хотя оно – основа эффективности в учебе, карьере, отношениях и т. д. Имеет смысл его тренировать у детей. Мнемотехника, кстати, блестяще с этим справляется.

Ну как можно что-то запомнить, если ты видишь одни слова, а образы в голове крутятся другие? Внимание помогает синхронизировать работу мозга и поступающие из органов чувств сведения от окружающей среды.

  • Мышление. Мнемонический способ запоминания – это работа с воображаемым образом. Выделение частей образа, увеличение-уменьшение, поворачивание, в т. ч. в 3х мерном пространстве, как голограмму (помните, как в «Звездных войнах»). Все это – мыслительные операции.
voobrazhenie_i_mnemonika

Особенно важно уметь детализировать образы!

Если вы сейчас думаете, что у вас совсем нет воображения, то это совершенно не так. Тот, кто понимает речь, тот создает образы. Не нужно переживать, что они не такие четкие, как в реальности. Так и должно быть. Образ – это все-таки слабый, искаженный собственным опытом, отпечаток реального объекта.

4 этапа мнемонического способа запоминания

1 этап. Кодирование

Чтобы запомнить, нужно СОЗНАТЕЛЬНО создать связи между запоминаемыми элементами. А чтобы образовать связи, нужно запоминаемые элементы перевести в образную форму. Перевод знаков в образы и есть кодировка.

Иногда, чтобы запомнить, достаточно только закодировать. Например, перевести формулу в образы.

mnemonicheskij_sposob_zapominaniya

Кодировка, подготовка информации к запоминанию — самый длительный, особенно у новичков, этап.

Для упрощения этого этапа мнемонисты придумали целую систему кодировки чисел от 0 до 1000. Представляете, на каждое число есть свой постоянный образ и не нужно каждый раз что-то придумывать. И так со всеми часто повторяющимися элементами: дни недели, месяцы, буквы. Это готовая база образных кодов. Бери – пользуйся. Например, 06 — это юла. Везде, где бы 06 не встречалась.

kodirovanie_informacii

Непосвященный в мнемотехнику будет запоминать чей-нибудь день рождения многократным повторением или запишет в календарь. Мнемонист же представит яблоко с воткнутым в него топором и свяжет его с Петей, у которого 25 августа день рождения. И 25, и август – имеют постоянный код, который мнемонист переводит за 0,5 сек.

Образный код – это «буквы».

soedinenie_obrazov

2 этап. Соединение образов

Здесь и происходит создание связей. Здесь мы сознательно включаем процесс запоминания. Если все будет правильно сделано, то потянув кота за хвост, вспомнишь, а точнее увидишь внутренним зрением, бант на нем, которым закодирована связанная информация.

stimul_reakciya

Что значит связь? Это воздействие второго образа на первый. В паре автобус-след, след собачей лапы вдавлен в автобус так, что образовалась вмятина.

Что здесь важно:

  • Время фиксации связи 6 сек. Вот где внимание пригодится
  • Смотрим на яблоко с топором как на единый объект, с единым контуром
  • Сами образы крупные, с арбуз, объемные, детальные

Соединение образов в одну ассоциацию – это инструмент для записи, «карандаш».

3 этап. Запоминание последовательности

Дело в том, что память в обычном режиме откликается на стимул. Начали говорить про голограммы → всплыли «Звездные войны». Почувствовали запах парфюма → вспомнили человека.

Чтобы воспроизводить большие объемы информации, нужно уделять время на запоминание последовательностей из образных кодов. Делается это с помощью опорных образов.

Опорные образы выполняют роль «тетради». Ниже, когда пойдет речь о конкретных мнемонических техниках запоминания, это будет понятно на примере.

Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей
Откроется в новой вкладке

Безграничное мышление

Курс по развитию мышления и творческого воображения для детей 8-11 лет от автора сайта

4 этап. Сохранение

В психологии, говоря о процессе забывания, используют кривую Эббингауза. Он изучал речевую память через запоминание разрозненных слогов, пытаясь полностью отключить воображение.

Эта кривая показывает, что связи разваливаются до нуля, если не повторять материал с определенной периодичностью. Причем повторять – это значит повторно считывать с носителя.

krivaya_zabyvaniya_ebbingauza

При мнемоническом методе запоминания чтение информации происходит только 1 раз, удерживая внимание на каждой связи 6 сек.

Затем, в течение 20 минут после записи, припоминаем из головы. Проверяем на наличие ошибок с помощью диктофона или письма.

Завтра вновь просматриваем созданные связи. Затем еще в течение 4х дней. После этого, читаем связи из головы для пожизненного запоминания раз в месяц или полтора.

ТОП-7 мнемонических техник запоминания

1. Искусственная ассоциация

Это основная техника, ядро мнемотехники.

Искусственную ассоциацию можно сравнить с новогодней елкой. Где елка – это основа ассоциации, а игрушки – элементы ассоциации.

mnemonika_tekhnika_iskusstvennaya_associaciya

Основа ассоциации — уникальная информация, факт, событие, ФИО человека, т. е. то, что располагается в первой ячейке таблицы. Ее кодируем в образ и выделяем части этого образа. На эти части будем крепить элементы ассоциации (вторая и далее ячейки строки таблицы).

Элементы ассоциации – это даты, последовательности чисел, дополнительная к основной информация. Каждый элемент фиксируем к части основы. Порядок фиксации слева направо, сверху вниз, как читаем.

Любая информация, которая может быть организована в строку таблицы, отлично запоминается этим приемом.

Бородинское сражение7сентября1812
Основа и элементы ассоциации

Каждую связь увеличиваем в воображении (либо прямо перед собой) до размеров с арбуз рассматриваем эту связь 6 сек. Чаще всего, таких связей в природе нет, но мозгу это совершенно все равно. Он записывает их также, как и естественные (те, которые мы можем встретить в жизни).

Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей
Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей
Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей

Эти образы были взяты из уже готовых образных ассоциаций чисел из системы запоминания «Джордано», автор Козаренко Владимир.

Борода — образ основы ассоциации Бородинское сражение

Элементы ассоциации:
◙ 7 — оса
◙ сентябрь — транспортир
◙ 812 — фагот

Важно: элементы накладываются на основу и образуют единое целое. Контуры элементов и основу создают один общий контур. В этом случае, просматривая в голове какой-либо из элементов ассоциации, проявляется вся конструкция.

Архангельская область1. Соловецкий монастырь2. Космодром Плесецк3. Алмазное месторождение им. М.Ломоносова4. Подводная лодка «Акула»5. Острова Франца Иосифа
Достопримечательности Архангельской области
mnemotekhnika_primer_iskusstvennaya_associaciya

Необходимую информацию, записанную этим мнемоническим приемом желательно раз в полтора месяца внимательно сканировать внутренним взором по несколько минут. Режимы просмотра могут быть разными: без проговаривания, только просмотр образов, только основу ассоциации, основу и числа на ней (вместо образов).

Используют этот мнемонический прием для запоминания словарных слов, иностранных слов, исторических и других дат, последовательностей чисел, любой точной информации.

2. Цепочка

Это мнемотехнический метод запоминания последовательности слов, списки. Обычно, память работает в режиме стимул-реакция. Часто бывает нужно запомнить последовательность из нескольких единиц, десятков, сотен единиц информации. Тогда используют цепочку.

Есть несколько правил для того, чтобы метод работал:

● Кодируют слова приемом парочки: образ 1 — образ 2 → образ 2 – образ 3 … Получается, что каждая следующая пара состоит из одного предыдущего образа и одного нового.

● Размер образов в паре одинаковый, примерно с арбуз

Фиксируем внимание на месте соединения образов в течение 6 сек

● В образе нужно отметить какой-либо яркий элемент, у медведя это может быть длинный коготь или острый зуб.

● Способ соединения должен быть во взаимодействии одного образа на другой

Пример, последовательность из слов: кружка, зубная щетка, зажигалка, нужно кодировать образы в парах: кружка – щетка, щетка – зажигалка.

mnemotekhnika_primer_cepochka
mnemonika_tekhnika_zapominaniya_cepochka

В методе цепочка опорные образы не нужны.

3. Матрешка

Прием для запоминания первых ячеек таблицы, основ ассоциации искусственной ассоциации.

В первой ячейке каждой строки таблицы находится уникальная информация – основа ассоциации. Вот эти основы и запоминаем мнемоническим приемом «матрешка». Из самого названия приема видно, что следующий образ спрятан в предыдущем.

mnemonika_tekhnika_matreshka

У каждого образа есть видимые элементы и невидимые. Например, основа ассоциации — автомобиль. Его видимые элементы: колесо, дверка, стекло, на них мы запоминаем образы дат, слов. А на невидимом элементе – багажник или педаль тормоза — находится образ следующей основы ассоциации. Они связаны приемом цепочка.

Далее берем эту основу ассоциации и связываем с ней элементы — образы той информации, которую нужно запомнить.

Например

Березка3019083
Аврора3372600
mnemonika_tekhnika_zapominaniya_matreshka_primer

4. Цицерон

Наверное, самый распространенная мнемоническая техника для запоминания последовательности информации.

Стимулом для вспоминания являются места. Места – это кадры реально существующей локации (комнаты, улицы, детской площадки).

Обязательное условие для успешного запоминания таким методом – кадры или по-другому локи нам хорошо знакомы. Мы четко знаем последовательность предметов на локи. И неважно, это дом родителей из детства или выдуманный нами мир. Главное, что мы его уже помним.

Например, спальню (локацию) мы мысленно (или реально) фотографируем по периметру на 10 кадров. Каждый из 10 кадров бьем на 5 частей. На каждую часть запоминаем единицу информации. Получается, что в спальне можно запомнить 50 единиц.

Здесь нужно отметить, что если запоминать на один и тот же опорный образ разную информацию, то предыдущая будет стираться. Поэтому одни и те же места используют для тренировки метода запоминания или на соревнованиях.

Новая информация стирает старую с одного и того же места

5. Прием свободных ассоциаций

Прием используют для создания дополнительного образа к основе ассоциации, когда ее не хватает для размещения на ней всей информации.

Образуем его с помощью естественных связей. Тех, которые уже сложились с опытом, стимул → реакция. И поэтому эти образы исключительно индивидуальные.

Например, закидываем в голову стимул образ «телевизор» и ждем реакцию, появляется образ «пульт», дальше «тумбочка». Никак эти образы не соединяем, они уже до этого были связаны.

Дальше уже на эти свободные ассоциации привязываем элементы – закодированные единицы информации.

mnemonika_tekhnika_zapominaniya_svobodnye_associacii

6. Стикер

Используется для организации большого объема информации, например, конспекта учебника. Образ стикера такой же, как и бумажный стикер с клейкой стороной.

mnemonika_tekhnika_zapominaniya_stiker

На него запоминаем образ параграфа, он становится основой ассоциации. Дальше делим основу на несколько частей: где 1ая часть – номер этого параграфа, а 5ая — образ следующего параграфа. На 2,3,4 части записываем основные блоки темы, для запоминания которых используем другие мнемонические техники и приемы (цепочка, искусственная ассоциация, ярлык и др.).

Сами стикеры организуем в гирлянды по 10 шт. Если в учебнике 40 параграфов, то получится 4 гирлянды. Их складываем в конверт. А конверт кодируем под название учебника или автора. Конверт подшиваем в библиотеку.

7. Символизация

Техника для запоминания абстрактных слов. Их довольно много и основная сложность в том, что абстрактное слово не содержит образ. Любовь, успех, работа – все эти понятия для каждого человека выражают свой собственный смысл. В этом ключ для кодирования.

Образ для слова «любовь» у кого-то может быть сердечко, у кого-то роза. Берите то, что первым придет в голову. Много символов уже общеприняты и можно применять их. Если совсем затык и ничего не приходит в голову, можно найти любой крупный сайт с иконками и вбить в поиск «трудное» слово. Обязательно найдется нужный образ или проявится свой.

Почему информация может не запомниться: 3 ошибки запоминания

После того, как запись точной информации в память сделана, мы проверяем (с помощью диктофона, например) созданные связи. Это нужно сделать в течение 20 минут после запоминания, иначе вспомнится уже мало. И если обнаружатся пропуски, т. е. связь не записалась, это говорит об одной (или всех сразу) из ошибок:

  1. Связь не была образована.
    ● Внимание где-то гуляло.
    ● Образы НЕ были наложены друг на друга, а шли друг за другом.
    ● Отсутствовал единый контур.
    ● Создали неявный, размытый или мелкий образ.
  2. Запомнили неправильный образ.
    ● Тот, который не подходит сюда.
    ● Сложный образ, сюжетный, где много персонажей.
  3. Недостаточное время рассматривали связь, менее 6 сек.

Что может мнемотехника: дух захватывает от панорамы возможностей

Как видно из перечня техник, все они используются совместно с другими. Мнемотехника – это система, в которой есть собственная база: определения, правила, принципы. И чтобы научиться быстро и точно запоминать большие объемы информации нужно изучать систему, а не отдельно взятые приемы.

Вот, например, как формируется библиотека знаний в голове, с помощью мнемотехники.

  1. На один стикер — образ «карандаш» зашито в памяти 5 единиц информации:
    ● все регионы РФ
    ● хронология дат средневековья
    ● таблица Менделеева
    ● определения 4го параграфа по биологии за 6 класс
    ● номера телефонов из контактов в телефоне
  2. 25 таких стикеров объединены в 5 цепочек по 5 шт.
  3. Каждый такая цепочка прикреплена на часть опорного образа, выделенного методом Цицерона (например, компьютерный стол).

Получается 4х-уровневый блок из 125 единиц информации (каждая из которых может включать огромный объем данных) с жесткой иерархией. Причем информацию можно извлекать как последовательно, так и выборочно.

Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей

Периодически просматривая созданные связи, можно сохранить их на всю жизнь.

На минуточку, у тех, кто освоил мнемотехнику развито устойчивое произвольное внимание и воображение, а вместе с этим и сильное мышление. Есть мощный багаж навыков, с которым можно покорять любые высоты.

Система запоминания, которую мы рассматривали в этой статье, называется Джордано. Ее автор В. А. Козаренко. Более 30 лет он занимается вопросами запоминания и сохранения точных данных на длительное время.

Сам он демонстрирует феноменальные возможности своей системы.

<

Выводы:

  1. Техники запоминания работают в системе, дополняя друг друга.
  2. Мнемоника облегчает запоминание и развивает мышление, внимание и воображение.
  3. Детям нравится запоминать таким образом. Это весело.
  4. Они приобретают навык связывать что угодно и понимание, что все в мире взаимосвязано. С вытекающими из этого следствиями.
  5. Память становится организованной и управляемой. Похожа на каталог в библиотеке.
  6. Появляются навыки работы с информацией.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Для работы используйте одну из техник запоминания мнемоники. Это может быть кодировка плана текста или единицы точной информации.


Мнемоника: 7 техник запоминания информации для детей и родителей
Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта

Мы используем cookie-файлы.
Принять
Отказаться